Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 558233)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

От социокультурных практик к дискурсивным: монография (290,00 руб.)

0   0
АвторыСидорова Татьяна Александровна, Щипицина Лариса Юрьевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц283
ID742193
АннотацияПредставлены результаты изучения дискурсивных практик в контексте мультипарадигмального подхода в различных сферах коммуникации – СМИ, социальных сетях, в политическом, публицистическом, медицинском, педагогическом, разговорном, художественном и др. видах дискурса. Авторы осмысливают дискурсивную практику как базовую составляющую коммуникативного поведения и показывают функционирование языка как коммуникативной реальности, которая отражает новые приметы современности, ценностные установки носителей лингвокультуры, особенности социокультурной ситуации, перемены в жизни общества. Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты изучения дискурсивных практик.
Кому рекомендованоМонография предназначена лингвистам, филологам, журналистам, культурологам, социологам, специалистам в областях других гуманитарных наук, а также всем, кто интересуется процессами развития языка
ISBN978-5-261-01505-5
От социокультурных практик к дискурсивным: монография [Электронный ресурс] / Т.А. Сидорова, Л.Ю. Щипицина .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2020 .— 283 с. — ISBN 978-5-261-01505-5 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/742193

Предпросмотр (выдержки из произведения)

От_социокультурных_практик_к_дискурсивным_монография.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
От_социокультурных_практик_к_дискурсивным_монография.pdf
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» От социокультурных практик к дискурсивным Монография Архангельск 2020 1
Стр.2
УДК 81'36:81'42 ББК 81.006 О-80 Авторы: И.В. Архипова, Г.А. Баева, Е.В. Боднарук, Н.С. Болгова, К.А. Возмищева, В.Г. Дидковская, Е.В. Замарина, В.И. Карасик, Л.В. Калинина, Е.Р. Корниенко, Е.Е. Котцова, Т.С. Нифанова, Т.В. Петрова, Н.А. Петрова, Л.В. Рацибурская, Т.А. Сидорова, В.Д. Черняк, Л.Ю. Щипицина Рецензенты: Т.В. Романова, доктор филол. наук, профессор департамента прикладной лингвистики и иностранных языков ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Нижний Новгород; Л.И. Гришаева, доктор филологических наук, профессор кафедры немецкой филологии Воронежского государственного университета, г. Воронеж Редакционная коллегия: Е. В. Боднарук, Т. А. Сидорова (отв. ред,), Л. Ю. Щипицина (отв. ред.) От социокультурных практик к дискурсивным [Электронный ресурс]: О-80 0 О монография / И.В. Архипова, Г.А. Баева, Е.В. Боднарук и [др.]; отв. ред.: Т.А. Сидорова, Л.Ю. Щипицина. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2020. – 281 с.; рус., англ. ISBN 978-5-261-01505-5 Представлены результаты изучения дискурсивных практик в контексте мультипарадигмального подхода в различных сферах коммуникации – СМИ, социальных сетях, в политическом, публицистическом, медицинском, педагогическом, разговорном, художественном и др. видах дискурса. Авторы осмысливают дискурсивную практику как базовую составляющую коммуникативного поведения и показывают функционирование языка как коммуникативной реальности, которая отражает новые приметы современности, ценностные установки носителей лингвокультуры, особенности социокультурной ситуации, перемены в жизни общества. Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты изучения дискурсивных практик. Монография предназначена лингвистам, филологам, журналистам, культурологам, социологам, специалистам в областях других гуманитарных наук, а также всем, кто интересуется процессами развития языка. Издательский дом им. В.Н. Булатова 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56 ISBN 978-5-261-01505-5 УДК 81'36:81'42 ББК 81.006 © Северный (Арктический) университет имени М.В. Ломоносова, 2020 2
Стр.3
Оглавление Предисловие ........................................................................................................ Введение ............................................................................................................. 4 6 Глава 1. Креативность новых дискурсивных практик .............................. 11 1.1. Социативы в сетевом дискурсе (Карасик В.И.) ................................... 11 1.2. Устойчивые сочетания из текстов детской литературы в современных дискурсивных практиках (Черняк В.Д., Дидковская В.Г.) ................ 23 1.3. Дискурс форумной ролевой игры в русскоязычном сегменте Сети: к постановке проблемы (Петрова Т.В) ...................................................... 37 1.4 Производные от имён собственных как отражение политического противостояния социокультурных практик власти и народа (на материале идеологического дискурса) (Сидорова Т.А, Рацибурская Л.В., Болгова Н.С.) ................................................................................................. 60 1.5 Устные интернет-жанры в современной коммуникации: медиалингвистический анализ (Щипицина Л.Ю) ................................................ 86 Глава 2. Дискурсивные практики как отражение социальных проблем ... 119 2.1. Kiezdeutsch: Новые тенденции в развитии немецкого языка? (Баева Г.А) ..................................................................................................... 119 2.2. Динамические процессы в русской речи 2010-х годов: вульгаризация, жаргонизация, варваризация (Котцова Е.Е.) .................................... 132 2.3. Эмотивная лексика в речи учителя как автора публицистического высказывания (Возмищева К.А., Калинина Л.В) ......................................... 145 2.4. Отражение конфликтных социокультурных практик в медицинском дискурсе (Замарина Е.В.) .................................................................... 171 Глава 3. Эволюция языковых категорий в дискурсивных практиках ... 199 3.1. Таксис, темпоральность и аспектуальность: межкатегориальное взаимодействие (Архипова И.В.) ................................................................. 199 3.2. Футуральность в косвенной речи немецкоязычного медиадискурса (Боднарук Е.В.) ................................................................... 212 3.3. Год как календарная единица британцев: лингвистический и культурологический анализ (Нифанова Т.С.) .................................................... 232 Глава 4. Индивидуальные дискурсивные практики .................................. 241 4.1. Дискурсивное пространство носителя старого просторечия (Петрова Н.А.) .............................................................................................. 241 4.2. Аксиологичность социокультурной дискурсивной практики Н. И. Новикова (Корниенко Е.Р.) ...................................................... 249 Заключение ......................................................................................................... 267 Сведения об авторах ......................................................................................... 268 Аннотации ........................................................................................................... 270 Summaries ............................................................................................................ 276 3
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая читателю монография – результат научных изысканий исследователей из разных городов России, объединенных интересом к реализации языка в широком прагматическом и социально-культурном контексте и вниманием к научному наследию известного российского филолога, автора статей по теории языка, немецкой темпорологии и языковой норме Виктора Яковлевича Мыркина (1930–2008). 22 сентября 2020 года доктору филологических наук, профессору Поморского государственного университета (сейчас Северный (Арктический) федеральный университет) имени М.В. Ломоносова, кавалеру ордена Дружбы Виктору Яковлевичу Мыркину исполнилось бы 90 лет. Этой дате коллеги, ученики и друзья учёного посвятили Всероссийскую научно-практическую конференцию «Чтения по теории языка и грамматике: Язык как новая коммуникативная реальность» (Архангельск, 23 октября 2020 г.). Автор книг «Вид и время глагола в русском и немецком языках» (1989), «Трудные вопросы немецкой аспектологии и темпорологии» (1993), «Язык – речь – контекст – смысл» (1994), «Языковая норма: узус и кодификация» (2002), «Некоторые морфологические особенности современного немецкого языка в сравнительно-историческом толковании» (2004), «Введение в языкознание: учебник» (2005) и др., Виктор Яковлевич всегда предлагал нестандартные решения проблем, дискутируя с учёными прошлого и с современниками. Сам о себе он шутливо писал в своих стихотворениях: Я – старый германист: ищу, что стало С праязыком две тыщи лет назад, Ко мне веков пыль древняя пристала, Вульфила, готский поп, мне сват и брат. Мир нынешний мне чужд и непонятен, Я форточку закрыл уже давно, Этимологий поиск мне занятен Слов тех, которых в книгах не дано (Мыркин В.Я. «Plusquamperfectum», 1999) На рубеже веков, готовясь к своему 70-летию, Виктор Яковлевич размышлял о том, что его ждет в ХХI веке, загадочном, но манящем его новыми открытиями, возможностями, новыми интересными встречами, несмотря на тоску по прошлому: Тут было расставание, там – встречи, Тут жил мой друг, а там – мой враг, Тут мы смолчали, там кипели речи – Напоминает мне за знаком знак. Иду – и словно книгу я листаю, В которой смесь картинок, слов и лиц… (Мыркин В.Я. «Прощание с веком», 1999) 4
Стр.5
Виктор Яковлевич с «тревогой глядел в грядущий век», но при этом не переставал творить: он увлекался фотографией, писал стихи и, конечно, занимался исследованиями в области теории языка и германистики. Учёный создал научную школу по немецкой темпорологии и аспектологии в Поморском университете. Когда в конце 1990-х годов при кафедре немецкого языка, которой он тогда заведовал, была открыта аспирантура, В.Я. Мыркин начал активно осуществлять руководство диссертациями аспирантов по проблемам темпорологии и аспектологии немецкого языка. Все его «подопечные» успешно защитили диссертации, двое из них – Л.Ю. Щипицина и Е.В. Боднарук – стали докторами наук, и теперь уже под их руководством защищаются аспиранты. Мы благодарны замечательному учёному, автору оригинальных научных идей, поэту, просто человеку, служившему науке и честно прошедшему свой жизненный путь, за возможность знать его, работать с ним, учиться у него, познакомиться с ним через его книги и статьи. Мы надеемся, что и наши нынешние студенты и аспиранты ещё долго будут помнить о Викторе Яковлевиче Мыркине, отыскивая в его трудах интересные идеи для своих исследований. Уйду и я… И кто-то, может статься, На улице найдет мой теплый след. (Мыркин В.Я. «Прощание с веком», 1999) Научная конференция его памяти была организована на базе Высшей школы социально-гуманитарных наук САФУ имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск) 23 октября 2020 г. Онлайн-режим проведения конференции позволил объединить ученых из разных географических точек нашей страны и дать им платформу для обсуждения вопросов, в т.ч. стимулированных научными идеями В.Я. Мыркина. Многие материалы, вошедшие в предлагаемую читателю монографию, прозвучали на конференции в виде докладов или комментариев. Продолжению научной дискуссии, начатой на конференции, служит данная работа, позволяющая изложить и более глубоко осмыслить оригинальные научные идеи, предложенные участниками научного мероприятия, организованного в память о профессоре В.Я. Мыркине. Л.Ю. Щипицина, Т.А. Сидорова 5
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ В монографии исследуются дискурсивные практики как результат объективации социокультурных практик, анализируются современные микро- и макропроцессы развития языка, особенности его использования в дискурсивной деятельности. «Дискурсивные практики» – понятие, которое осмысливается по-разному. В предлагаемой монографии дискурсивные практики понимаются как дискурсивная интерпретация социокультурных практик, как устоявшихся, так и недавно появившихся в социокультурном пространстве того или иного сообщества. Поскольку инструментарий исследования дискурсивных практик до сих пор не определён, авторы не были ограничены в выборе подходов, методов, аспектов анализа, что позволило показать всевозможные способы эффективного исследования дискурса на достаточно широком языковом материале и расширить возможности изучения современной коммуникации. Тем не менее, в основу изучения представленных дискурсивных практик был положен учёт таких факторов, как интенциональная направленность дискурса, его социокультурная природа, особенности трансляции, институциональность / неинституциональность, вербальные и невербальные средства коммуникации. Сами дискурсивные исследования авторы осуществляли с позиции коммуникативной реальности языка. В центре внимания авторов – не только теоретические проблемы осмысления дискурсивной деятельности в разных лингвокультурах, но и результаты наблюдений и исследований дискурсивных практик различных типов коммуникации в когнитивном, прагматическом, социокультурном и интерпретационном аспектах. Первая глава «Креативность новых дискурсивных практик» посвящена описанию новых дискурсивных практик. В связи с развитием информационных технологий наблюдается перестройка межличностной коммуникации в социальной сети. Изменяется и механизм формирования информационного поля. Поэтому авторы монографии обращают внимание на новые языковые факты, новые интернет-жанры и форматы коммуникации. В исследовании В.И. Карасика описывается коммуникативная деятельность тематически специализированных форумов (социативов). Социатив осмысливается как мегажанр, в котором автор выделяет такие дискурсивные особенности, как тональность, модусы, популярные темы, стереотипы коммуникативного поведения, манера общения. Показаны отличия социативов от других сетевых жанров, раскрыты их функции в дискурсе. В качестве доминирующей определяется фатическая функция социативов. Анализу устойчивых сочетаний из детской литературы в современных дискурсивных практиках посвящено исследование В.Г. Дидковской и В.Д. Черняк. Авторы осмысливают следы детского чтения в лексиконе человека в повседневной речи, в текстах масс-медиа, в том числе в политическом и спортивном дискурсе, в художественной, в том числе и массовой, литературе. Данный феномен 6
Стр.7
авторы считают символической связью поколений и частью национального культурного кода. Важным итогом наблюдений авторов является вывод о фразеологизации многих прецедентных высказываний. По их мнению, это свидетельствует о развитии фразеологической системы русского языка. Т.В. Петрова предлагает авторский анализ дискурса форумной ролевой игры в русскоязычном сегменте Сети. Форумная ролевая игра осмысливается в исследовании как способ коммуникации и как жанр виртуального дискурса. Поскольку материал исследуется отчасти с позиции реципиента, отмечается некоторая субъективность восприятия данного вида дискурсивных практик. Эффективность и результативность коммуникации во многом зависит от выбора языковых средств, что демонстрируется в исследовании Т.А. Сидоровой, Л.В. Рацибурской и Н.С. Болговой, посвященном проблеме изучения производных от фамилий политических, общественных и государственных деятелей. В процессе исследования определяются факторы формирования таких производных – языковые, дискурсивные, экстралингвистические, прослеживаются тенденции развития их значения, выявляются когнитивные и языковые механизмы их смысловой организации, описываются их дискурсивные свойства и особенности функционирования в идеологическом дискурсе. Производные от фамилий осмысливаются авторами как маркеры идеологического противостояния народа и власти за последние 10 лет. Реализуя наряду с когнитивно-дискурсивным подходом экспериенциальный, авторы различают языковые значения как социально закреплённые смыслы, хранящиеся в нашем коллективном сознании, и дискурсивные значения как отражение индивидуальных знаний. Поэтому в работе отмечаются дискурсивные значения анализируемых производных, которые стали коллективными знаниями, и дискурсивные значения, носящие окказиональный, преходящий характер. Авторы подчёркивают отражение в таких производных специфики восприятия мира адресантом, его опыта познания, идеологии и индивидуальных ценностей. Возможность исследовать коммуникативные практики не только по профессиональным сферам деятельности, но и по форматам общения (непосредственные – устные, письменные, компьютерно-опосредованные) отмечает Л.Ю. Щипицина. При изучении устных интернет-жанров она выделяет два типа: ядерные (являющиеся синхронными, когда и говорящий, и слушатели одновременно присутствуют в Сети и принимают участие в коммуникации) и периферийные (асинхронные, создание устного сообщения и его восприятие слушателями происходит неодновременно). К ядерным жанрам устной интернет-коммуникации автор предлагает относить вебинары, веб-лекции, онлайн-встречи, онлайн-звонки, прямые трансляции и виртуальные экскурсии, а к периферийным – записи вебинаров, веб-лекций, прямых трансляций и сообщения видеоблогов. В исследовании выделяются схожие и специфические признаки вебинаров и видеоблогов. Подчёркивается своеобразное сочетание признаков коммуникативной близости / дистанции каждого жанра устной интернет-коммуникации. Во второй главе «Дискурсивные практики как отражение социальных проблем» рассматривается социально маркированные дискурсивные практики. Г.А. Баева, описывая тенденции развития современного немецкого языка, отмечает формирование в крупных немецких городах многоязычного культур7
Стр.8
ного пространства, включающего отдельные составляющие (Kulturräume), что способствует межкультурному и языковому взаимодействию и смешению немецкого языка с родным языком иммигрантов. Автор пишет о проблеме отрицательной интерференции родного языка, выделяя в новом коммуникативноречевом образовании Kiezdeutsch («язык спальных кварталов») целый ряд структурно-семантических особенностей, которые, с одной стороны, свидетельствуют об относительной автономности и даже в некоторой степени лексикограмматической продуктивности мультиэтнолекта, а, с другой стороны, демонстрируют отдельные тенденции, характерные для развития разговорного немецкого языка в целом. Исследователь отмечает неизбежность столкновения и взаимодействия, а затем и взаимопроникновения различных культур и языков как данности, характерной для современного культурно-исторического периода в развитии национальных языков как подвижной, стремительно изменяющейся системы, неизбежно соединяющей в себе субкультурные, территориальные и этнические элементы, отвечающие запросам современной коммуникации. О динамических процессах в русской речи 2010-х годов – вульгаризации, жаргонизации, варваризации – пишет Е.Е. Котцова, подчёркивая влияние на эти процессы социально-политических и экономических изменений в жизни общества. Автор особенно выделяет такие явления, как разрушение точности речи механизмами эвфемизации, обеднение повседневной речи и лишение её образности, нарушение правил речевого этикета, проникновение сниженной, грубой лексики ограниченного употребления в обиходно-разговорную и даже официальную коммуникацию, засилье англицизмов и англоамериканских заимствований, разрушение семейных ценностей и др. С болью в сердце учёный пишет о влиянии негативных процессов в языке на изменение сознания, ценностных ориентиров, призывая лингвистов, учителей-словесников и каждого россиянина к бережному отношению к родному языку. Исследованию эмотивной лексики в современном русскоязычном педагогическом дискурсе посвящена работа К.А. Возмищевой и Л.В. Калининой. Авторы выявляют соотношение в высказываниях учителей лексики эмоций и эмоционально окрашенной лексики, описывают средства вербализации положительных и отрицательных эмоций, выделяют наиболее часто выражаемые эмоции, осмысливая их причины. Вывод, к которому приходят авторы, внушает оптимизм: несмотря на трудные условия работы, несмотря на такое положение учителя в обществе, которое заставляет его испытывать обиду и унижение, для людей этой профессии на первом месте стоят любовь к детям и интерес к работе, им нравится преподавать. О специфике медицинских учреждений как социальной среды и сферы бытования соответствующих социокультурных практик пишет Е.В. Замарина. В исследовании выявляются факторы формирования конфликтности в медицинском дискурсе, предлагаются способы предупреждения и гармонизации конфликтов. Автор осмысливает конфликтный текст, функционирующий в медицинском дискурсе в рамках коммуникативной модели «врач – пациент». Доказывается, что важнейшим фактором конфликтности является денотативная ситуация, детерминируемая социальными изменениями в системе здравоохранения. При этом автор определяет конфликт как результат конфликтогенеза, а условием 8
Стр.9
возникновения конфликта считает конфликтогены, под которыми понимаются как лингвистические «гены», так и экстралингвистические (психологические, социокультурные, прагматические, когнитивные). В третьей главе «Эволюция языковых категорий в дискурсивных практиках» авторы осмысливают влияние типа дискурса на функционирование и средства объективации языковых категорий. И.В. Архипова исследует проблему взаимодействия категорий таксиса, темпоральности и аспектуальности в рамках единого темпоральноаспектуально-таксисного поликатегориального семантического комплекса. Характер их межкатегориального взаимодействия автор определяет как межкатегориальный синкретизм и предполагает совмещение темпоральных, аспектуальных и таксисных языковых значений. Делается вывод о детерминации межкатегориальным синкретизмом актуальности различных аспектуально-таксисных категориальных ситуаций одновременности и разновременности (примарного и секундарного характера). В исследовании Е.В. Боднарук анализируются семантическая категория футуральности и языковые средства актуализации футуральной семантики в косвенной речи современного немецкоязычного медиадискурса. Автор отмечает, что в косвенной речи происходит сдвиг темпоральной перспективы с продуцента речи на ее репродуцента, в результате которого для ее оформления в немецком языке используются особые формы наклонения – формы конъюнктива (презенс, футур I, претерит, кондиционалис I, перфект и футур II). Делаются выводы о доминирующей доле форм презенса в медиадискурсе, о бóльшей востребованности в нём конъюнктива I, нежели конъюнктива II, о невозможности использования в косвенной речи императива, употребления форм инфинитива или причастия II с императивной семантикой. Как замечает исследователь, отсутствие данных средств компенсируется высокой частотностью в косвенной речи медиадискурса модальных глаголов, в значительной степени берущих на себя функцию выражения побуждения. Кроме того, заметную роль в косвенной речи немецкоязычного медиадискурса играют и формы индикатива (особенно, презенс и футур I). Об объективации категории времени британцами с лингвокультурологических позиций пишет Т.С. Нифанова. Осмысливая эволюцию календарной системы Великобритании, она приходит к выводу о неизменности значимой роли годового промежутка времени в современном английском обществе. Четвёртая глава «Индивидуальные и социально маркированные дискурсивные практики» посвящена исследованию конкретных языковых личностей и определённого социума. Н.А. Петрова описывает языковые особенности и коммуникативное поведение носителей старого просторечия в начале XXI века. Она дает характеристику коммуникативных моделей, особое внимание уделяет описанию когнитивного механизма метафорического сознания «старого просторечника», а также экстралингвистическим основаниям языковых фактов. Автор выделяет параметры, определяющие дискурсивное пространство носителя старого просторечия: языковую личность, антропоцентрическую парадигму, в которой возникают новые смыслы, перекрывающие исходные интенции говорящего за счет 9
Стр.10
связного контекста. Метафорическому пространству дискурса носителя старого просторечия отводится роль накопителя определенного социального опыта. Выявляются особенности дискурсивного поведения носителя старого просторечия: выстраивание им стратегий и тактик предупреждения, легкой насмешки (чаще над собой), прямой информации внутри дискурсивного пространства, непрямого выражения интенции в виде языковой игры, требующей от собеседника определенных усилий по декодированию представленных образов. В исследовании Е.Р. Корниенко рассмотрена дискурсивная практика русского просветителя 2-й половины XVIII века Н. И. Новикова через призму просветительского и социально-политического дискурсов, коррелирующих в силу ценностной направленности с нравственно-философским, патриотическим, национальным дискурсами. Представлен дискурсивный анализ корпуса материалов, выявляются концепты и идиоглоссы, формирующие аксиологическое поле дискурсов Н.И. Новикова как полидискурсивной личности. Можно заметить, что в структуре монографии нашли отражение многие общие процессы, характерные для современного языка – креативность, социальный характер, гибридность и в то же время влияние отдельной личности на организацию дискурса. Надеемся, что предлагаемая читателю монография послужит развитию понятийного аппарата исследования дискурсивных практик в целом, а также построению обобщённой теории дискурса. Т.А. Сидорова 10
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически