ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
СЛОВО
Кто побывал в последние годы в Москве, не мог не обратить
внимания на то, что общественный транспорт в мегаполисе
электрифицируется. Вместо привычных автобусов появились
электробусы. Вместо обычных трамваев — скоростные. Техника
стала комфортней для пассажиров.
Но это столица — государство в государстве. А как дела с общественным
электротранспортом обстоят в других городах
России?
С 2019 г. система троллейбусного
движения в Санкт-Петербурге является
крупнейшей в стране по количеству действующих
маршрутов и длине контактной
сети. Еще с 2017 г. здесь начали
проект по переводу части маршрутов на
троллейбусы с увеличенным автономным
ходом. В будущем город намерен
отказаться от закупки обычных «рогатых»
в пользу троллейбусов-электробусов
с динамической подзарядкой.
Готовятся к полному обновлению троллейбусного
парка города Республики
Башкортостан. В Екатеринбурге скоростной
трамвай должен соединить
центр города с новым районом —
Академическим. В Нижнем Тагиле работает
программа развития городского
трамвая до 2024 г. В Волгограде, где активные
горожане добились сохранения
трамвая, руководство города внедрило
систему «Метротрон» — гибрид скоростного
трамвая и метрополитена.
Журнал Forbes поставил Волгоградский
трамвай на 4-е место в списке 12 самых
интересных маршрутов в мире.
К сожалению, так дела обстоят
не везде. По долгу службы довольно
часто бываю в командировках. Обратил
внимание, что трамваи и троллейбусы
исчезают с улиц многих городов. Одним
из первых российских населенных пунктов,
распрощавшихся с электротранспортом,
стал Архангельск. Еще в 2004 г.
по его улицам перестал курсировать самый
северный в мире трамвай. На месте
трамвайного парка выстроили
огромный торговый центр. Спустя четыре
года архангелогородцы распрощались
и с троллейбусами. Город заполонили
юркие автобусики. Экология,
естественно, ухудшилась.
Закрылось движение трамваев в таких
городах, как Астрахань, Шахты,
Иваново. Потом ликвидировали трамваи
в городе моего детства — Воронеже,
студенческой юности — Рязани и других
городах, например Твери. Исчезли
троллейбусы с улиц Перми. Чиновники
объясняют все эти закрытия экономической
целесообразностью.
Самое масштабное сокращение парка
трамваев пришлось на далекий уже
1998 г. в Ростове-на-Дону, где автор
этих строк проводил в то время заседание
совета директоров ЦСМ Госстандарта
России. Много нелицеприятных
слов было произнесено тогда в адрес
губернатора и мэра города. Да и как
было не возмущаться, если рельсы демонтировали
на основных транспортных
линиях, которые связывали центр
и спальные районы?! Кстати, общественность
тогда победила. Власть признала,
что демонтаж трамвайных путей
в 90-х гг. был ошибкой.
Вот почему, прочитав заключение
М.Я. Блинкина, директора Института
экономики транспорта и транспортной
политики НИУ «Высшая школа экономики»,
о том, что троллейбус — это умирающий
вид городского транспорта,
я засомневался в данном утверждении.
Обратимся к опыту других стран.
В мире сейчас порядка 300 крупных городов
используют троллейбусные системы
различных типов. В Швейцарии
власти кантонов уже разместили заказы
на изготовление современных экологических
батарей для аккумуляторных
троллейбусов. (Такие машины впервые
были запущены в Швейцарии в 2011 г.
в Цюрихе, Лозанне и Фрибуре.) Всего
же в Швейцарии троллейбусы эксплуатируются
в 13 городах, включая Берн
и Женеву.
В Италии троллейбусы есть в 13 городах,
включая Рим и Милан. А власти
Бари намерены возобновить троллейбусные
маршруты, закрытые в 1987 г.
В США троллейбусные системы действуют
в Бостоне, Дейтоне, Сан-Франциско,
Сиэтле и Филадельфии. В Сиэтле
при этом вводят четыре новые линии,
а в Дайтоне с 2016 г. используют в том
числе дуобусы-троллейбусы, способные
ехать на автономных аккумуляторах
или дизельных двигателях.
Троллейбусы используются и во многих
городах Китая. Скажем, в Пекине их
маршрутная сеть — одна из крупнейших
в мире. Используются как обычные
троллейбусы, так и дуобусы. Развито
троллейбусное сообщение в Аргентине,
Турции, Саудовской Аравии.
Какой можно сделать вывод? Нельзя
уничтожать экологически чистый вид
транспорта, который способен избавить
наши улицы от загазованности. Мои пожелания
городским властям: будьте
благоразумны, доводы об экономической
целесообразности закрытия электротранспорта
неубедительны.
Стр.3
[СОДЕРЖАНИЕ 5 (995) 2020
Ключевые партнеры
Ежемесячный журнал для специалистов
по стандартизации и управлению качеством
регКомитет по техническому
и кулированию, стандартизации
онтролю качества продукции
1 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
МНЕНИЕ
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Владимир СЕМЕРИКОВ, Николай СЕМЕРИКОВ
6 Антикризисное управление
РЕДАКЦИОННЫЙ ОПРОС
11 Бизнес на «каникулах»
12 НОВОСТИ
PERSONA GRATA
Игорь МАНЫЛОВ
14 Главгосэкспертиза: безопасность, качество,
эффективность
СТАНДАРТИЗАЦИЯ
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЕТРОЛОГИИ
22 Измерения для глобальной торговли
Олег РОЗЕНТАЛЬ
23 Метрологическое обеспечение контроля
качества продукции
28 Плох или хорош ГОСТ Р 1.5—2012?
ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ
Татьяна ГОНТАРЕНКО, Наталия ВАЩЕНКО
34 Анализ различий требований к процедуре
сертификации СМК в РФ и США
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Питер ЯНГ
38 Основа устойчивого будущего
РАБОТА ТК ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Дмитрий КУДРЯВЦЕВ
42 На основе консенсуса
45 МТК 346 «Бытовое обслуживание населения»
45
42
2 Стандарты и качество № 5 (995) 2020 г.
Стр.4
Журнал «Стандарты и качество» включен:
МИССИЯ РИА «СТАНДАРТЫ И КАЧЕСТВО» —
НЕСТИ ЛЮДЯМ ИДЕИ КАЧЕСТВА ВО ВСЕМ ИХ МНОГООБРАЗИИ
• в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК,
в которых должны быть опубликованы основные
научные результаты диссертаций на соискание
ученой степени кандидата наук, доктора наук;
• в список российских журналов в базе данных
Russian Science Citation Index (RSCI);
• в Российский индекс научного цитирования
(пятилетний импакт-фактор РИНЦ 2017: 0,412);
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Лариса СКРИПКО
48 Будущее сертификации систем менеджмента:
чего ожидать?
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Валентин ИКРЯННИКОВ, Алексей БАРЫКИН
52 Направления совершенствования
ТР РФ «О требованиях пожарной безопасности»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Дмитрий КИМ
58 Страховые стандарты в Республике Казахстан
К 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
62 Бессмертный полк: незабытые имена
КАЧЕСТВО
МНЕНИЕ
Ицхак АДИЗЕС
66 Повышение производительности труда —
системная проблема
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
Александр ЛЕЙБОВИЧ — Наталья БЫКОВА
68 COVID-19 и рынок труда: старые подходы
не работают
72
78
www.ria-stk.ru
№ 5 (995) 2020 г.
Стандарты и качество
3
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
Иосиф АРОНОВ, Ольга МАКСИМОВА,
Владимир САЛАМАТОВ
72 Качество жизни и прогноз пика заболеваемости
COVID-19
76 НОВЫЕ РЕАЛИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Сергей ДОРОХОВ
78 Качество продукции: все ли сказано?
• в Университетскую библиотеку Online.
DOI: 10.35400
58
ВАК
Russian
Science
Citation
Index
Стр.5
СТАНДАРТЫ И КАЧЕСТВО № 5 (995)
[СОДЕРЖАНИЕ
96
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
Елена МОЛЧАНОВА, Мария ПОЛЫНСКАЯ,
Анна МАЗИТОВА
82 Менеджмент компетенций — основа качества
и безопасности продукции и услуг
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Георгий ЮНАК,
Дмитрий БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, Анна КЛЕНТАК
87 Программы улучшения: мифы и реальность
БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО
Борис КИСУЛЕНКО
92 Нормирование безопасности автомобилей
с искусственным интеллектом
ОПЫТ
Ильнур ЗАЛИЛОВ
96 Особенности проведения аудита качества
в сфере ритейла
99 ВОПРОСЫ ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ
КАЧЕСТВО УСЛУГ
Вера ТОПОЛЬНИК
100 Стандарты и оценка качества гостиничных услуг:
проблемы и пути решения
ШКОЛА КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Александр РЕПИН, Юрий РЯБОВ, Гелий ЛОМАЕВ
104 Причины ослабления геомагнитного поля
в многоэтажных зданиях
110 ЛЮДИ И КОМПАНИИ НОМЕРА
РЕКЛАМА В НОМЕРЕ:
ООО «РИА «Стандарты и качество»: 2-я с. обл., 27, 37, 47, 109—112, 3-я, 4-я с. обл.
ООО «ЭНСО» — 41
Редакция не несет ответственности за содержание, достоверность
и орфографию рекламных материалов.
16+
Подписные индексы Роспечати 22105, 37224
4 Стандарты и качество № 5 (995) 2020 г.
УЧРЕДИТЕЛИ
Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии
Общероссийская общественная организация
«Всероссийская организация качества»
ИЗДАТЕЛЬ
Общество с ограниченной ответственностью
«Рекламно-Информационное Агентство
«Стандарты и качество»
ООО «РИА «Стандарты и качество»
Адрес: 115280, г. Москва, ул. Мастеркова, дом 4, этаж 15,
пом. 1, ком 8—13
Председатель совета директоров Н.Г. ТОМСОН
Генеральный директор С.С. АНТОНОВА
Главный редактор Т.В. КИСЕЛЕВА
Ответственный секретарь Н.Р. ВАРФОЛОМЕЕВА
Тел.: (495) 771 6652
Факс: (495) 258 8437
E-mail: secret@mirq.ru
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
А.В. АБРАМОВ — руководитель Росстандарта
В.Я. БЕЛОБРАГИН — заместитель главного редактора журнала
«Стандарты и качество»
Л.А. БОКЕРИЯ — директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии
им. А.Н. Бакулева, главный кардио хирург Минздрава России
В.А. БУРМИСТРОВ — директор департамента Минпромторга России
Г.П. ВОРОНИН — главный редактор журнала «Стандарты и качество»,
президент ВОК
С.Ю. ГЛАЗЬЕВ — член Коллегии (Министр) по основным направлениям
интеграции и макроэкономике ЕЭК, академик РАН
И.В. ЗЫРЯНОВ — заместитель директора по научной работе института
«Якутнипроалмаз» АК «АЛРОСА» (ПАО)
С.Н. КАТЫРИН — президент ТПП России
М.И. ЛОМАКИН — заместитель генерального директора по науке
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
В.В. НАЗАРЕНКО — член Коллегии (Министр) по техническому
регулированию ЕЭК
В.В. ОКРЕПИЛОВ — академик РАН
Ю. РУЖЕВИЧЮС — академик EAQS
В.Ю. САЛАМАТОВ — заведующий кафедрой МГИМО (У),
генеральный директор ИЦ «Международная торговля и интеграция»
В.И. СОЛОВЬЕВ — президент Казахстанской академии менеджмента качества
Н.Г. ТОМСОН — председатель совета директоров ООО «РИА «Стандарты
и качество», член правления ВОК
Г.И. ЭЛЬКИН — президент Академии проблем качества
Главный редактор Г.П. ВОРОНИН
РЕДАКЦИЯ
Адрес (почтовый): 115280, Москва, ул. Мастеркова, д. 4
E-mail: stq@mirq.ru; тел.: (495) 771 6652, 988 0687
Заместители главного редактора: В.Я. БЕЛОБРАГИН, Н.Г. БЫКОВА
Редакторы: А.А. ЗИМОВНОВА, Н.Л. КОТЕЛИНА
Специальные корреспонденты: И.Б. ЕФАНОВА, Б.А. НОГИН
Переводчик В.А. САВИНКИНА
Корректор Е.О. ГЛАВАЦКАЯ
Дизайн и верстка О.Ю. ДУНАЕВА
Директор по развитию бизнеса А.И. АНИСКИН
E-mail: a.aniskin@mirq.ru; тел.: (495) 988 0689
ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ
Начальник отдела А.И. КОЛЕСНИКОВ
Менеджеры: В.М. АГАДЖАНОВ, С.П. МЕЛЕХИН, Г.Л. СМИРНОВА
E-mail: market@mirq.ru; тел.: (495) 771 6652, факс: (495) 258 8437
ОТДЕЛ ПРОДАЖ (ПОДПИСКИ)
Начальник отдела О.В. АБРАМОВА
Менеджеры: Е.М. КЛЮЧНИКОВА, Н.П. ПАНЧЕНКО
E-mail: podpiska@mirq.ru; тел.: (495) 258 8436, факс: (495) 258 8437
САЙТ: www.ria-stk.ru
Станьте нашим автором! Ждем Ваши статьи по адресу:
avtor@mirq.ru
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
При использовании материалов ссылка на журнал и его электронную версию
обязательна. Используемые изображения: www.depositphotos.com
Перепечатка только с разрешения редакции
Журнал зарегистрирован Роскомнадзором
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-47089 от 24 октября 2011 г.
Подписано в печать 30.04.2020. Формат 60¥90/8. Уч.-изд. л. 18.
Бумага мелованная матовая. Печать офсетная. Плановый тираж 7000 экз.
Общая аудитория номера: 25200 человек. Цена свободная. Заказ 277551.
Отпечатано в типографии «Вива-Стар». 107023, Москва, ул. Электрозаводская, д. 20
© ООО «РИА «Стандарты и качество», 2020
Стр.6