СОДЕРЖАНИЕ:
В НОМЕРЕ:
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Юрий Визильтер. Искусственный интеллект: прошлое, настоящее, будущее. Часть 2.....04
НАУКА-ТЕХНОЛОГИИ
Сергей Филипенков. Российская концепция освоения Луны. Программа применения
современных автоматических станций............ .......................................................................10
Сергей Левицкий. Новая «летающая парта» для будущих военных летчиков............ ........ 22
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Зарождение и развитие прикладной науки в отечественной военной авиации
Алексей Лашков. Ч.1. Предпосылки возникновения научных структур в организации
военного воздухоплавания и обороны государства в воздушном пространстве .......... 32
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
Дмитрий Басов, Александр Рубцов. Дирижабль — шанс ускорения развития Сибири.
Или опять отдадим деньги Западу? ........................................................................................ 38
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
Михаил Дворников. Тимофей Матюшев, Александр Меденков. Опасность от
недопонимания. Безопасность экипажа и пассажиров при разгерметизации
воздушного судна на больших высотах полета ... ................................................... 42
Валерий Козлов. Потенциал надежности экипажа ................................................................. 46
Валерий Шелковников, Владимир Попов. Использование воздушного пространства с
«паутиной» проводов ................................................................................................................. 50
Записки аварийщиков. Ведущий серии Борис Шафаренко
Борис Шафаренко. 10. Стойка шасси сломалась после полётов ......................................... 56
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Георгий Шибанов. На бессрочной службе у авиации и космонавтики.
Продолжение, начало – в №3-2019 ................................................................................................ 60
УРОКИ ИСТОРИИ
Алексей Лашков. Война в Сирии. 2018 год: Хроника событий.
Часть 10, начало – в №3-2019 ....................................................................................................... 66
100-летие окончания Первой мировой войны
Алимбег Кокоев. Смоленск в истории отечественной военной авиации и
противовоздушной обороны периода Первой мировой войны ......................................... 72
Олег Матвеев. Организация противовоздушной обороны тяжелой авиации на русскогерманском
фронте. 1915–1917 годы ........................................................................................74
АВИАЦИОННЫЕ БЫЛИ
Лётчицкие рассказы. Ведущий серии Анатолий Сурцуков
Сергей Елизов. 64. «Спасибо тебе, товарищ комар!» ........................................................... 78
2
№ 1 (145) ● 2021
50
Программа Як-152, как и многие
другие в нашей стране, находится
под угрозой санкций. Для противодействия
им и повышения учебного
потенциала самолета целесообразно
после завершения испытаний
инициировать модернизацию Як152
путем замены импортного дизельного
двигателя на отечественный
ТВД мощностью около 600 л.с.
(типа ТВ-500С). Замена двигателя
(при отказе от избыточного требования
к максимальной дальности
полета) позволит значительно улучшить
летные характеристики самолета
и получить резерв массы для
дополнительного оборудования.
4
22
Наиболее востребованы автоматические наблюдения в реальном времени – особенно
в случае чрезвычайных ситуаций. К этому же классу задач относятся спасательные
операции в сложных условиях, например, в районах Крайнего Севера.
При этом нейросети решают и задачи собственной автономной навигации летательных
аппаратов в различных условиях. В пилотируемой авиации наиболее значимы
успехи в развитии систем улучшенного, синтезированного и комбинированного
видения. Они помогают летчику при посадке, при полете на малой высоте в
сложных условиях видимости.
...не важно – какой проект придет на смену МКС. Будь это российская орбитальная
служебная станция «РОСС» или окололунная станция, не исключена
и лунная база на поверхности естественного спутника Земли, но потребуются
значительные расходы на отечественную или международную программы. Все
равно придется создавать ракеты тяжелого и сверхтяжелого класса, а также пилотируемые
транспортные корабли нового поколения, будь то «Федерация» или
4-местный «Орел», или 2-местный «Орленок» – от проведения НИОКР вплоть до
завершения ЛКИ ракетно-космических комплексов...
Разгерметизация кабины остается
одним из наиболее опасных осложнений
высотного полета в современной
авиации, при котором экипаж и
пассажиры могут подвергаться воздействию
не только выраженного
кислородного голодания, но и больших
по величине и скорости изменений
барометрического давления.
Возможности организма человека
противостоять этим факторам ограничены,
поэтому безопасность высотного
полета во многом зависит от
эффективности и надежности функционирования
технических средств
защиты, а также от психофизиологической
готовности к выживанию
самих пострадавших.
42
10
46
Безопасностное последствие
пандемии связано с резким сокращением
налета и определенной
детренированностью
пилотов (и не только их) за этот
продолжительный период. Поэтому
заблаговременное принятие
мер по предупреждению негативных
последствий пандемии при
выходе из нее в виде повышения
рисков
должно стать одним из приоритетных
направлений в деятельности
гражданской авиации в
настоящее время. В предлагаемом
материале представлены те
компоненты надежности пилота
и экипажа, к которым следует
проявить повышенное внимание.
безопасности
полетов
Немалое значение в наступлении авиационных происшествий и инцидентов
имеет качество используемого воздушного пространства. Отсутствие на воздушных
линиях электропередач соответствующего светосигнального оборудования
обусловливает значительную опасность для авиаторов. К примеру, полеты моторизованных
и планирующих дельталетов, парапланов, тепловых шаров, а также
прыжки парашютистов, связанные с возможностью столкновения с проводами
электропередач, телефонии, контактной сетью РЖД и с радиоантеннами, и др. необозначенными
техническими и высотными сооружениями.
№ 1 (145) ● 2021
3
Стр.3