ББК 74.58
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Калининградский государственный технический университет»
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психологопедагогические
науки = The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy. Psychological and pedagogical
sciences: научный рецензируемый журнал, образовательное СМИ / под ред. Научной школы проф.
Г.А. Бокаревой. – Калининград: Издательство БГАРФ, 2021. – № 2(56). – 290 с. – ISSN 2071–5331. – Текст:
непосредственный.
ISSN 2071-5331
DOI:10.46845/2071-5331-2021-2-56
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii; Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению
профориентированного процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода, основателем
которой является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Галина
Александровна Бокарева.
Индексирование журнала и включение в базы данных: зарегистрирован Федеральной службой
по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (свидетельство
о
регистрации; серия ПИ № ФС 77-79694 от 27 ноября 2020 г.); входит в Перечень ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты
диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19 февраля
2010 г. № 6/6; от 1 декабря 2015 г.; от 26.03.2019 г.); представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ)
– головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет
импакт-фактор Российского индекса научного цитирования (ИФ РИНЦ, сублицензионный договор № 1711/08);
зарегистрирован в Международной базе данных периодических и продолжающихся изданий
Ulrich’s Periodicals Directory, электронные версии журнала размещены также на сайте Национального цифрового
ресурса Руконт – www.rucont.ru и в Центре электронных ресурсов «Агентство "Книга – Сервис"» –
www.akc.ru
Сайт журнала: http://bgarf.ru/akademia/#izvestija
Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу. Перепечатка материалов
из журнала допускается по согласованию с редакцией журнала. Ссылка на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ»
ОТВЕТСТВЕННЫЙ И ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор,
БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ»
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор,
ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»
Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург),
ФГБОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Самсонова Надежда Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор,
ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»
Серых Анна Борисовна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук,
профессор, ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического
образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики, профессиональной
педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования,
психологии, аспирантов, докторантов и соискателей. Статьи печатаются в авторской редакции.
Адрес редакции: 236029, г. Калининград, ул. Молодежная, 6, тел. и факс: +7 (4012) 92-51-55;
e-mail: ipp_bga_rf@mail.ru
ISBN 978-5-7481-0465-4
© Авторы статей, 2021
© БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ», 2021
2
Стр.2
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора ................................................................................................. 6
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Бугакова Н.Ю. Формирование универсальных компетенций по дисциплине
«Социальные коммуникации. Психология» для магистров
по направлению 08.04.01 «Строительство» ................................................................................. ..7
Петров Ю.Н., Петров А.Ю., Колдина М.И. Гуманизация современной
воспитательной системы профессиональной образовательной организации .......................... 13
Герасимова А.В., Киракосян М. Ж., Коноплева И. А. Совершенствование системы
оценки персонала (на примере системы здравоохранения Калининградской области) .......... 18
Федюкина Т.В., Чурин В.В. Самостоятельная работа студента как предмет
цифровизации образования ........................................................................................................... 24
Хацринова О.Ю., Ульмаскулов Т.Ф. Повышение качества подготовки
будущих инженерных кадров на основе взаимодействия
«вуз – промышленное предприятие» ........................................................................................... .32
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Вавилова Л.Н. Интенсификация и индивидуализация дистанционного процесса
обучения в аспекте формирования профессиональной идентичности будущих
специалистов ................................................................................................................................... 36
Самсонова Н.В., Пучкова В.А. Технология формирования компетенции
межкультурной медиации студентов интернациональной учебной группы ............................ 39
Бугаев В.И. Цветовосприятие иллюстрации книги в системе профессионального
художественно-дизайнерского образования ............................................................................... 41
Жаворонкова Л.В., Инновационный проект как форма развития инклюзивного
образования в регионе ................................................................................................................... 45
Кибыш А.И., Наринян А.А. Уровень развития интеллекта студентов и престиж
профессии педагога ........................................................................................................................ 49
Лебедева И.В., Жулина Е.В. Социально-педагогическая работа с детьми из проблемных
семей в условиях сельского клуба ................................................................................................ 53
Филатова О.Н., Ермолаева Е.Л., Гринина М.В. Развитие гражданской активности
обучающихся профессиональной образовательной организации ............................................. 61
Челнокова Е.А., Жулькова Ю.Н., Кирсанова К.И., Краснопевцев В.А.
К вопросу о проблемах современного образования .................................................................... 65
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Мычко Е.И., Денисова Н.Ю. Развитие софт-компетенций у школьников посредством
уроков публичной дипломатии ..................................................................................................... 69
Петров А.Ю., Петрова Н.С, Абдуллина М.А. Критериальная оценка
компетенций обучающихся по направлению воспитательной деятельности колледжа ......... 77
Арифулина Р.У., Беляева Т.К., Белогорская Л.В. Современная трансформация
пространства корпоративного образования России .................................................................... 81
Бокий А.Н., Жаброва Т.А., Антоненко А.Э. Актуальные проблемы дистанционной
реализации программ профессионального обучения в образовательных организациях
МВД России .................................................................................................................................... 86
Багирзаде Арзу Кямал кызы. Историко-теоретические аспекты проблемы
социализации подростков .............................................................................................................. 90
Ляшенко М.С., Поваренкина И.А., Ситнова А.Е. Модель принятия технологии (ТАМ)
и сайты социальных сетей в преподавании иностранного языка в вузе ................................... 97
3
Стр.3
Самсонова Е.Н. Система управления высшим образованием
в Федеративной Республике Германия на современном этапе ................................................ 101
Текеева А.А. Особенности семейной организации в карачаевском этносе
как педагогическая проблема ...................................................................................................... 108
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Верёвкин В.И., Верёвкин С.В. Раскрытие интеллектуальных возможностей учащихся
с использованием обучающих комплексов ................................................................................ 115
Сенюткина О.Н., Шиманская О.К., Ночвина Б.А. Актуализация исторической памяти
о ключевых событиях отечественной войны в студенческой среде ........................................ 120
Даниленкова В.А. Проектирование учебно-методического материала по экологии
в техническом вузе ....................................................................................................................... 126
Дорофеева Е.В. Использование информационно-коммуникационных технологий
в процессе дистанционного обучения философии и культурологии
в вузе (на примере БГАРФ) ......................................................................................................... 130
Минеева О.А., Казначеев Д.А. Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий на уроках английского языка с помощью игровых методов .................... 139
Овсянникова О.А., Шестакова С.Д. Влияние личности педагога на художественнотворческие
способности обучающихся детской школы искусств: диагностический аспект ....... 143
Потменская Е.В. Формирование эмоциональной культуры будущего педагога
в процессе освоения технологий творчества ............................................................................. 149
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Алексеева Е.Е., Никифоров А.В. Задачи по теории вероятностей как средство развития
математической компетенции школьников ............................................................................... 151
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Зайцев А.А., Зайцева В.Ф., Козлов П.В., Артамонов С.Е. Проектирование
рекреативно-оздоровительных фитнесс-программ для женщин второго периода
зрелого возраста ........................................................................................................................... 156
Морозова И.С., Медовикова Е.А., Мороденко Е.В., Гриненко Д.Н., Каргина А.Е.
Обеспечение безопасности на производстве сотрудников, использующих
различные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций ......................................... 161
Вайткене О.В. К вопросу о систематизации саморазрушительного поведения:
принципы структурирования и особенности использования ................................................... 169
Гурова О.В., Максименко М.В. Проблема психологического и социально-правового
обоснования психодиагностических процедур для обследования кандидатов
в замещающие родители .............................................................................................................. 174
Дементьева Н.О., Прошутинский Ю.С. О результатах изучения феноменов
«золотого сечения» и «эффекта края»: адекватность их применения
в условиях учебного процесса .................................................................................................... 179
Лапшова А.В., Чеснокова П.Н. Исследование темперамента и его реализация
в профессиональной деятельности выпускника ........................................................................ 183
Степанова Т.А., Мануйленко Э.В., Тащиян А.А. Основы силовой подготовки
бегунов на длинные дистанции с целью повышения экономичности бега ............................ 185
Стрелкова О.В. Выявление склонности первокурсников к вовлечению в употребление
психоактивных веществ с помощью социально-психологического тестирования ................ 189
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Грунтов А.В. К проблеме изучения значимости системно-деятельностного
и компетентностного подходов в профессионально-правовой подготовке
морских специалистов в вузе ...................................................................................................... 193
Крукович Н.П. К вопросу формирования эколого-экономической культуры будущих
морских специалистов ................................................................................................................ 197
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Никитина Т.В. Значение коммуникативной компетенции для успешной
профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ............ 201
Порошин В.О. Личностно-деятельностный подход к проблеме подготовки курсантов
военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию ................................. 204
Пустовик Л.В., Сарана И.А., Лунев А.Н. Интеграция дисциплины «Химия»
с дисциплинами профессионального цикла .............................................................................. 209
Сидоренков С.В. Применение системного подхода при формировании компетенций
в сфере безопасности у будущих специалистов материально-технического обеспечения .. 216
Соболь Н.В. Английский язык для военнослужащих .............................................................. 219
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Алехин М.Д. Профилактика профессионального выгорания учителей .................................. 225
Боинчану Д.С. К проблеме изучения применения диверсификации как стратегии роста
компании ....................................................................................................................................... 229
Заскалькин Е.Б. Методические условия реализации инновационной модели
электронных образовательных ресурсов в процессе повышения информационной
компетентности курсантов военных институтов Росгвардии .................................................. 232
Зотова Е.С. Имитационное моделирование транспортного обслуживания
рыболовного флота в океаническом промысле ......................................................................... 235
Малыгин Д.В. Педагогическая деятельность по развитию инициативы в трудовом
коллективе в системе управления персоналом .......................................................................... 239
Павлов И.И. Особенности формирования нравственных ценностей у военнослужащих
как фактор военно-патриотического воспитания ...................................................................... 247
Плюхин А.Ю. Компетентность преподавателей военных образовательных организаций
высшего образования Росгвардии в выполнении научной работы ......................................... 251
Попова Л.А. Веб-квесты в подготовке будущих педагогов к дистанционной
поддержке школьников ............................................................................................................... 255
Путкалюк В.В. Принципы компетентностного подхода в формировании
профессиональных компетенций военнослужащих войск национальной гвардии
Российской Федерации ................................................................................................................ 259
Русак И.А. Формирование белорусской гражданственности личности:
исторический аспект .................................................................................................................... 265
Сухобок Т.В. Комплексный анализ философско-правовых взглядов
на социальные права второй половины XIX-начала XX века в России
как обучающий фактор учебного процесса ............................................................................... 270
ABSTRACTS ................................................................................................................................. 273
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ............................................................................................. 284
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА .................................................................................. 288
5
Стр.5