Министерство просвещения Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Актуальные проблемы германистики,
романистики и русистики
Часть I
МАТЕРИАЛЫ
ежегодной международной научной конференции
5-6 февраля 2021 года
г. Екатеринбург, Россия
Екатеринбург 2021
Стр.1
УДК 811.1
ББК Ш140/159
А43
Под редакцией
доктора педагогических наук, профессора
Н.Н. Сергеевой
Научный редактор:
кандидат педагогических наук, доцент
Е.Е. Горшкова
А43
Актуальные проблемы германистики, романистики и
русистики : материалы ежегодной международной конференции.
Екатеринбург, 5-6 февраля 2021 г. Ч. I / Уральский государственный
педагогический университет. – Екатеринбург, 2021. – 230 с. – Текст :
непосредственный.
ISSN 2411-4626
Сборник включает доклады участников конференции «Актуальные проблемы
германистики, романистики и русистики», организованной кафедрой профессионально-ориентированного
языкового образования ФГБОУ ВО «Уральский
государственный педагогический университет» 5-6 февраля 2021 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических и лингвистических
специальностей высших учебных заведений.
УДК 811.1
ББК Ш140/159
ISSN 2411-4626
© Институт иностранных языков, 2021
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Исследования в области структурной лингвистики
и сопоставительного языкознания
Алтынбекова Г.Ж., Влавацкая М.В. Аспекты изучения
терминов программной инженерии…………………………….. 6
Бакина А.Д. Структура и организация фрейма «bread» (хлеб)
в библейской фразеологии………………………………………. 12
Басова Т.А. О дидактической цели пословиц на примере
английского и японского языков………………………………... 18
Василенко А.П. Антропоморфный критерий
в образе фразеологизма…………………………………………. 24
Федотова М.В. Функциональный аспект словоформы
немецкого существительного с неопределенным артиклем
и экспликация выражаемого ею смысла при переводе текста
на русский язык…………………………………………………..
30
Федуленкова Т.Н. Фразеологическая единица
как вертикальный контекст……………………………………… 39
Хаматова Ю.И. Категория времени глагола
в ранненовоанглийском языке…………………………………..
Исследования в области когнитивной лингвистики
и теории дискурса
Алексеев А.А. Теория концептуальной интеграции и ее
применение при анализе взаимодействия категорий времени
и пространства в художественных произведениях….................. 51
Бортников В.И., Петрова Д.А. Театр как отдельный фрейм
в структуре комплексной метафоры
«Политика – это иной мир»……………………………………… 57
Бушев А.Б. Коронавирусная пандемия:
особенности медиадискурса…………………………………….. 62
Дондик Л.Ю. Аспекты изучения вежливости
как коммуникативной стратегии………………………………... 70
Ремянникова Д.О. Больше, чем метафора……………………… 74
Чикваидзе А.А. Вопросы речепорождения……………………… 80
Литературоведение и интерпретация текста
Гладкова К.Ю. Повтор, реализуемый интеррогативными
высказываниями, как средство связности в романе
Г. Свифта «Waterland»………………………………………….... 87
3
45
Стр.3
Колобова Л.В., Шутёмова Н.В. Стратегия перевода алогизмов
в рассказе Дж. С. Фоера «Here we aren’t, soquickly»…………... 96
Марова Н.Д. Текстоментальный модус как интерпретация…… 103
Пастернак П.Д. Прецедентное имя vs. слово-реалия:
статус в современном англоязычном подростковом романе…. 114
Теория и методика обучения языку
и межкультурная коммуникация
Абышева Н.Ю., Пилипец Л.В. Использование
информационных технологий в образовательном процессе
медицинского колледжа……………………………..................... 118
Баммаева С.М. Приемы организации контроля знаний
на уроках английского языка в начальной школе……………… 124
Брем Н.С. Влияние иноязычных способностей на успех
овладения иностранным языком………………………………… 129
Волынкина Н.В. Особенности иноязычной профессиональной
подготовки слушателей магистратуры в военном вузе……….. 140
Даниловских Е.А. Актуальность развития технологий
преподавания иностранного языка в рамках
профессионально ориентированного обучения………………... 145
Лукина Н.Ю. Инфографика как средство формирования
коммуникативной компетенции………………………………… 151
Отте К., Сергеева Н.Н. Мотивация студентов Германии
к изучению шведского языка: социальный аспект…………….. 157
Скопова Л.В. Обучение слухо-произносительным навыкам
профессионально-ориентированного французского языка
как второго иностранного………………………………………. 166
Скребова Е.Г., Павлова Ю.Е., Лиховидов Д.В.
Использование аудиовизуальных словарей
в процессе изучения специальных дисциплин…………………. 172
Суворова М.В. Переосмысление роли метафоры
в полноценном овладении языком: сопоставительный анализ
основного и сопроводительного томов стандарта
«Common European Framework of Reference for Languages»…... 178
Таюрская С.Н. К вопросу о составлении тестовых заданий
для определения уровня поликультурных знаний
у студентов-юристов…………………………………………….. 189
Терещенко О.А. Роль средств визуализации при обучении
иностранному языку курсантов военного вуза………………… 197
Тюрина И.В. К вопросу обучения юридической лексике
бакалавров языкового вуза: на материале испанского языка…. 202
4
Стр.4
Чеснокова Е.В., Семернева Д.В. Использование
квест-технологий на уроке развивающего контроля
при обучении иностранному языку…………………………….. 207
Чжан Сяохуэй, Сергеева Н.Н. Учет особенностей студентов
Китая при обучении русскому языку как иностранному……… 215
Чиршева Г.Н. Структурная дифференциация «классических»
кодовых переключений в речи детей-билингвов………………. 220
Ярина Е.Г. Дистанционное обучение:
новая или дополненная реальность? …………………………… 226
5
Стр.5
Министерство просвещения Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Актуальные проблемы германистики,
романистики и русистики
Часть II
МАТЕРИАЛЫ
ежегодной международной научной конференции
5-6 февраля 2021 года
г. Екатеринбург, Россия
Екатеринбург 2021
Стр.231
УДК 811.1/.2
ББК Ш140/159
А43
Под редакцией
доктора педагогических наук, профессора
Н.Н. Сергеевой
Научный редактор:
кандидат педагогических наук, доцент
Е.Е. Горшкова
А43
Актуальные проблемы германистики, романистики и
русистики : материалы ежегодной международной конференции.
Екатеринбург, 5-6 февраля 2021 г. Ч. II / Уральский государственный
педагогический университет. – Екатеринбург, 2021. – 126 с. – Текст :
непосредственный.
ISSN 2411-4626
Сборник включает доклады участников конференции «Актуальные проблемы
германистики, романистики и русистики», организованной кафедрой профессионально-ориентированного
языкового образования ФГБОУ ВО «Уральский
государственный педагогический университет» 5-6 февраля 2021 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических и лингвистических
специальностей высших учебных заведений.
УДК 811.1/.2
ББК Ш140/159
ISSN 2411-4626
© Институт иностранных языков, 2021
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2021
Стр.232
СОДЕРЖАНИЕ
Исследования в области структурной лингвистики
и сопоставительного языкознания
Басова Т.А. Типы вариативности фразеологических единиц
с компонентом «рука»...…………………………………………….. 6
Валуева А.В. Особенности компонентов ФЕ,
восходящих к морской терминологии……………………………... 9
Валуева А.В. Фразеологизмы с компонентом
именем собственным в деловом английском языке………………. 12
Василенко А.П. Образ фразеологизма на основе ощущения
мира человеком……………………………………………………… 15
Волкова С.А. Роль деловой фразеологии
в современной коммуникации……………………………………… 18
Волкова С.А. Модели глагольных терминов-фразеологизмов
с переменным компонентом………………………………………... 21
Калиш Д.В. Сленг как объект изучения
в современной лингвистике………………………………………… 24
Малышева А.С. Особенности грамматической модели
ФЕ-термина со структурой
«существительное + существительное»……………………………. 27
Малышева А.С. ФЕ-термины с частичным
неявным переосмыслением компонентов………………………….. 30
Спицына Н.Н. Основные области применения двухкомпонентных
единиц деловой фразеологии английского языка (по словарю
longman Business English Dictionary)……………………………….. 33
Спицына Н.Н. Основные грамматические структуры
двухкомпонентных ФЕ английского языка
(по словарю Longman Business English Dictionary)………………... 36
Федотова М.В. Функциональный аспект словоформы
немецкого существительного с неопределенным артиклем
и экспликация выражаемого ею смысла при переводе
текста на русский язык……………………………………………… 39
Федуленкова Т.Н. Фразеология – связующее звено
национальной культуры…………………………………………….. 43
Исследования в области когнитивной лингвистики
и теории дискурса
Бортников В.И., Петрова Д.А. Театральная метафора
в политико-публицистическом дискурсе:
опыт фреймо-слотового анализа…………………………………… 47
Стр.233
Скотникова А.Д. Блогосфера как актуальная область
для исследований……………………………………………….….... 51
Шутёмова Н.В. Дискурсивные характеристики декларации
ЮНЕСКО о выдающейся универсальной ценности объекта
всемирного наследия………………………………………………... 54
Литературоведение и интерпретация текста
Бугакова Н.Б. Имя в творчестве А. Платонова:
теоретический аспект………………………………………………... 57
Бутенко Т.В. Функциональные возможности слов-реалий
в мультикультурном дискурсе (на материале романа
Н. Лалвани «Gifted» (2007))………………………………………… 60
Валуева А.В. Стилистические особенности рассказа
У.С. Моэма «The Unconquered»…………………………………….. 64
Волкова С.А. Стилистические особенности рассказа
У.С. Моэма «Gigolo and Gigolette».………………………………… 67
Гладкова К.Ю. Интеррогативное высказывание как средство
связности художественного текста (на материале романа
Г. Свифта «Waterland»)……………………………………………… 70
Калиш Д.В. Стилистические особенности рассказа
У. Моэма «Лорд Маунтдраго»……………………………………… 72
Колобова Л.В., Шутёмова Н.В. Стратегия перевода
алогизмов в рассказе Дж.С. Фоера «Here we aren’t, so quickly».…. 75
Куделько Т.А. Репрезентация метафоричности имен
собственных произведения Дж. Роулинг
«Гарри Поттер и философский камень» в русских переводах…… 78
Скотникова А.Д. Стилистические особенности
рассказа У.С. Моэма «Mayhew»……………………………………. 82
Степанова С.Ю. Языковые и стилистические особенности
аллитерации в современном мультикультурном романе
на английском языке………………………………………………… 85
Теория и методика обучения языку
и межкультурная коммуникация
Бармин А.В. Индивидуализация и индивидуальный подход
в школьном образовании……………………………………………. 88
Бушев А.Б. Изучение иностранного языка
студентами-международниками……………………………………. 91
Дондик Л.Ю. Развитие лингвокреативности в процессе
обучения иностранному языку……………………………………... 95
Лукина Н.Ю. Дидактический потенциал инфографиков
в обучении иностранному языку…………………………………… 99
4
Стр.234
Молчанова М.Л. Формирование компетенции
ответственного выбора обучающихся……………………………... 102
Скопова Л.В. К вопросу об обучении произношению
французского языка специальности как второго
иностранного на начальном этапе………………………………….. 105
Старкова Д.А., Стрельникова С.В. Игры в обучении
общению на английском языке……………………………………... 109
Суворова М.В. Анализ роли метафорической компетенции
в полноценном овладении языком в парадигме
международного стандарта «Common European Framework
of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment.
Companion Volume with New Descriptors».………………………… 112
Таюрская С.Н. К вопросу о составлении
педагогических тестов……………………………………………..... 115
Терещенко О.А. Профессионально-ориентированное
обучение иностранному языку курсантов военного вуза………… 118
Щербакова И.В. Групповая работа для достижения
образовательных результатов по ФГОС…………………………… 121
5
Стр.235
СОДЕРЖАНИЕ
СТАТЬИ
Исследования в области структурной лингвистики
и сопоставительного языкознания
Алексеева Л.М., Мишланова С.Л. Пермская
дериватологическая школа:
к 90-летию профессора Л.Н. Мурзина……………………… 5
Алексеева М.Л., Зейферт А.Д. Проблема номинации:
исторический и психолингвистический аспекты………….. 13
Ерофеева Е.В. Иноязычные вкрапления
во французской прессе………………………………………. 18
Исследования в области когнитивной лингвистики
и теории дискурса
Горшкова Е.Е. Las estrategias cognitivas de la modelación
de la personalidad lingüística española: aspecto metodológico
Литературоведение и интерпретация текста
Мальцева И.Г. К вопросу о влиянии психиатрии
на литературу экспрессионизма
(рассказ Р. Мюллера «Das Grauen»)………………………… 30
Теория и методика обучения языку
и межкультурная коммуникация
Алексеева Е.М. Интерактивное видео
на онлайн-платформе в дистанционном обучении………… 43
Богатов А.А., Богатова Ю.А. Каталог
лексически направленных упражнений в процессе
формирования умений диалогической речи……………….. 47
Зеленина Л.Е. Работа со студентами с разным уровнем
языковой подготовки………………………………………… 54
Походзей Г.В. Эффективность использования
различных типов цифровых инструментов
при обучении иностранному языку………………………… 61
21
3
Стр.359
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
Исследования в области структурной лингвистики
и сопоставительного языкознания
Алексеева М.Л., Зейферт А.Д. Из истории
языковых контактов: донаучный период…………………... 74
Ерофеева Е.В. Сферы проникновения
иноязычных вкраплений во французской прессе………….. 77
Теория и методика обучения языку
и межкультурная коммуникация
Алексеева Е.М. Образ В.В. Путина в немецких СМИ……... 80
Горшкова Е.Е. Творческие конкурсы как способы
повышения мотивации к обучению английскому языку
в формате дистанционного обучения………………………. 83
Зеленина Л.Е. Языковые разминки
при обучении онлайн взрослых……………………………... 86
Походзей Г.В. Краткий обзор цифровых
образовательных ресурсов для разработки
инновационных идей по обучению иностранному языку… 88
Старкова Д.А., Петухова А.В. Современные подходы
к обучению аудированию на иностранном языке…………. 94
Старкова Д.А., Эсенова Э.П. Цифровые технологии
в обучении грамматике английского языка………………... 97
Сунь Юй. Материалы по страноведению Китая:
государственный флаг……………………………………….. 101
4
Стр.360