ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1487)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Любовь Купфер (выпускающий редактор),
Мария Некрасова (ответственный секретарь), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор), Елена Шишмакова (редактор)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайтах www.narodnoe.org
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹4’2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Прощайте,
Алексей Михайлович!..
7
Светлой памяти главного редактора журнала «Народное образование»
А.М. Кушнира.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
О.Н. Смолин
Строение без фундамента?
К дискуссии о базовых окладах
педагогов и медицинских работников
9
Из истории вопроса о рассмотрении проекта Федерального закона
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
(в части установления базовой ставки заработной платы педагогических
и медицинских работников). Содержание законопроекта.
Аргументация защиты. Аргументы «обвинения»: фрагменты парламентской
полемики.
А.Б. Вифлеемский
ПроШкола:
23
нетрадиционные ценности
Государственно-частное партнёрство в сфере образовательной инфраструктуры.
Реализация проектов по строительству школ с использованием
механизма концессии. Формирование новой структуры «ПроШкола»
для координации проекта создания новых школ. Государственно-частное
партнёрство и ООО «ПроШкола» как афера национального масштаба.
Нетрадиционные подходы в создании «Школы 800».
В.В. Вагин,
Н.М. Филиппова,
М.В. Кураколов
36
Выход из заколдованного круга
отчуждения: опыт школьного
инициативного бюджетирования
Чтобы приехал учитель…
К вопросу о реализации
Президентской программы
«Земский учитель»
А.Б. Вифлеемский
Цифровая мутация школы
Неготовность советской системы предоставить школьникам возможность
реального участия в общественной жизни. Укрепление инструментального,
геймифицированного отношения к ученическому самоуправлению. Практики
школьного партисипаторного бюджетирования. Термин «инициативное
бюджетирование». Опыт школьного инициативного бюджетирования
в субъектах РФ и преимущества его использования.
44
Письма и отклики на статью А.М. Цирульникова «Миллион
не поможет». Идея создания федеральной сети площадок «Земский
учитель». Основные задачи государственных органов при реализации
проекта. Роль сельского учителя в развитии российского образования.
50
Внедрение цифровой образовательной среды как часть национального
проекта «Образование». Особенности реализации цифровой платформы.
Добровольное участие в эксперименте по внедрению цифровой
образовательной среды. Цифровая мимикрия «образовательных сервисов»
под образовательную деятельность. Цифровая афера в сфере
повышения квалификации учителей. Прогнозирование результатов
цифровой мутации школы.
2
Народное образование 4’2021
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
С.Ю. Рыбаков,
И.И. Степанов
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
63
Постмодернизм в педагогике
как отражение фундаментального
антропологического кризиса
Е.Б. Голубев
Эволюция наименований
метода Ривина: от талгенизма
до оргдиалога
Е.А. Хилтунен
Сущность постмодернистской философии образования. Формирование
концепции педоцентризма (наличие у учащегося прав, существование
у наставника обязанностей по обслуживанию этих прав). Постмодерн
как этап перехода к моделям трансгуманизма.
70
Сущность метода коллективного взаимного обучения А.Г. Ривина. Различные
наименования метода. Гипотеза смены А.Г. Ривиным названий
своего метода, её обоснование и доказательства. Оригинальные наименования
метода, данные А.Г. Ривиным. Использование учениками и последователями
педагога различных названий метода.
О вариативном образовании,
свободе учиться, думать
79
и действовать самостоятельно
Педагогические труды М. Монтессори и Р. Штайнера как величайшее культурное
наследие человечества. Философские и антропологические воззрения
на природу детства; на свободное развитие человека, воспитание и образование;
на устройство истинно гуманной школы. Изучение природы ребёнка как цель,
смысл и исходный пункт гуманистической педагогики. Термин «нормализация»
в педагогике М. Монтессори. Основные принципы вальдорфской педагогики.
А.А. Ермолин
Надежда Крупская как
апологет «прогрессивного
самообразования
подростков»
86
Всемирная организация скаутского движения как воспитательный институт
прогрессивного самообразования подростков. Брошюра Н.К. Крупской
«РКСМ и бойскаутизм». Специфика возрастной психологии подростков.
Сущностные признаки скаутинга как педагогической системы. Важнейшие
элементы скаутского метода. Формирование у молодёжи чувства коллективной
идентичности. Личностный прогресс в педагогике скаутского движения.
Обучение через дело. Система патрулей и жизнь в малой группе.
К АВГУСТОВСКОМУ СОВЕЩАНИЮ И АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
М.М. Поташник
Убийственные выстрелы
95
и холостые распоряжения
чиновников
Квалифицированная физическая охрана как одна из главных проблем обеспечения
безопасности в школах. Наличие агрессивных детей в школе. Роль педагогов
в предотвращении трагедий. Основные направления в работе учителей
и психологов с учениками и их родителями. Критическая оценка деятельности
руководящего состава Министерства просвещения РФ. Нехватка финансовых
средств для обеспечения безопасности школ. Негативное влияние телевидения
на детей. Меры по предупреждению и предотвращению трагедий в школах.
М.П. Гурьянова
Опыт работы образовательных
организаций и социальных
учреждений по профилактике
агрессивного поведения детей
3
108
Необходимость развития профилактической работы как самостоятельного
направления деятельности образовательной организации и социальных учреждений.
Опыт работы по профилактике агрессивного поведения учащихся.
Особенности деятельности социальных педагогов и педагогов-психологов
в решении проблем с агрессивно настроенными учащимися.
Народное образование 4’2021
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
З.А. Кокарева
Где дидактика, или Чему учат
уроки участников конкурса
«Учитель года России»?
117
Сайт «Учитель года России» как мощнейший ресурс повышения педагогического
мастерства и формирования профессиональных компетенций
будущих педагогов. Анализ уроков лауреатов и победителей конкурса
«Учитель года России». Противоречия между уровнем эрудиции конкурсантов
и качеством уроков с позиций дидактики. Возможность использования
уроков в повышении квалификации педагогов. Предложения по
улучшению организации процедуры конкурса.
Д.Д. Кочкина
Тренинги как форма
123
профессиональной поддержки
педагогов религиозных общин
Русской Православной Церкви
Опыт проведения обучающих тренингов для педагогов религиозных общин
Русской Православной Церкви. Содержание деятельности приходского
педагога. Цели организации и проведения приходских тренингов, их
особенности. Базовые игровые упражнения и основные результаты их
прохождения. Обратная связь и итоги реализации обучающих тренингов.
ТEХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
В.П. Бедерханова,
И.Ю.Шустова
131
Субъектность школьника:
вопросы самовоспитания,
саморазвития, взаимодействия
Определение личностного образовательного результата. Субъектная
позиция как характеристика активности личности, её субъектности.
Важные направления в понимании и реализации идей субъектности
в теории и практике школьного воспитания. Школьник как субъект
самовоспитания, саморазвития и взаимодействия. Сущность термина
«образовательная ситуация». Взаимодействие педагога и ученика как
основа процесса воспитания.
В.О. Гусакова
Художественные образы
православной культуры как
дидактические единицы
139
в духовно-нравственном
воспитании школьников
На примере произведений
В.И. Сурикова и А.А. Иванова
Н.Н. Деменева,
О.Г. Михалицына,
С.К. Тивикова
Необходимость восполнения у школьников духовно-нравственного вакуума.
Использование художественных образов православной культуры
в урочной и внеурочной деятельности. Обоснование понятиям «образ»
и «безо`бразность», примеры их положительного и негативного воздействия
на учащихся. Значение художественных образов В.И. Сурикова
и А.А. Иванова в духовно-нравственном воспитании школьников.
147
Организация волонт¸рской
деятельности младших
школьников
Анализ результатов исследования по организации волонтёрской деятельности
учащихся начальных классов. Направления волонтёрской
работы, соответствующие возрастным возможностям младших школьников.
Примеры конкретных мероприятий, данные об их эффективности,
положительном влиянии на нравственное развитие учащихся
начальных классов. Мотивы участия младших школьников в волонтёрском
движении.
4
Народное образование 4’2021
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
К дискуссии о классификации
организационных форм
обучения по структурам
общения
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
В.А. Рязанов
157
Организационные формы обучения как один из важнейших вопросов
дидактики. Классификация организационных форм обучения по структурам
общения, предложенная В.К. Дьяченко, её достоинства. Упрощение и логическая
уязвимость классификации В.К. Дьяченко. Деление оргформ обучения
по форме кооперации и по типу коммуникации обучающих и обучаемых.
А.Г. Хузагарипов
Практическое применение
инновационной площадки
«Информационно168
коммуникационная
платформа
“Îïûòíàÿ площадка 5.0”»
Особенности реализации программы, направленной на развитие творческой
среды для раскрытия внутреннего потенциала студентов. Цели программы.
Вовлечение учащихся в процесс разработки региональных инновационных
проектов. Этапы разработки проекта «Информационно-коммуникационная
платформа “Опытная площадка 5.0”». Особенности проведения круглых
столов, их цели и задачи.
О системных подходах
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ
Д.А. Богданова
175
к содержанию и стандартам
обучения для формирования
новой идентичности
подрастающего поколения
К.И. Корчак
Обзор крупных международных проектов, их влияние на формирование
современного цифрового мира и новой идентичности подрастающего поколения.
DQ-структура: стандарты цифровой грамотности и навыков. Уровни
развития цифрового интеллекта. Элементы DQ-таксономии. Знак «DQ»
на программном продукте как гарантия предоставления высококачественного
опыта обучения. Необходимость обеспечения безопасности пребывания
детей в современном цифровом мире.
Информационная социализация
и е¸ потенциальные угрозы
на ступени среднего общего
образования в свете тенденции
цифровизации
184
Цифровизация как процесс повышения качества образования путём интеграции
в него современных информационно-коммуникационных технологий.
Характеристика цифровой образовательной среды. Особенности виртуальной
коммуникации. Потенциальные угрозы на ступени среднего общего образования
в РФ. Возможные пути разрешения проблем безопасности информационной
социализации учащихся. Необходимость формирования у учеников
информационной культуры и информационной картины мира.
Е.Н. Васильева
Поздравительное слово
Марку Максимовичу Поташнику
К Юбилею уч¸ного
С.С. Невская
Жизненный путь
Эле Исаевича Моносзона
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
191
Вклад М.М. Поташника в развитие краевого образования, профессиональной
педагогической грамотности учителей и управленческих кадров Красноярского
края.
193
Страницы жизни и научной деятельности академика АПН Э.И. Моносзона,
вклад учёного в педагогическую науку. Роль школьного образования в формировании
мировоззрения учащихся. Педагогическое мастерство как высший уровень
профессионально-педагогической деятельности. Проблема усвоения знаний. Характеристика
и объективная оценка последнего научного труда Э.И. Моносзона.
Стр.6