Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2021. Т. 21, № 3
Научный журнал
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
государственный
педагогический
университет
Соучредители:
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
Philosophy of education»
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
Журнал «Философия
образования/
Е. В. Андриенко
коммуникаций
ПИ № ФС 77-77136
от 6 ноября 2019 г.
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Б. О. Майер
Н. Пелцова
Т. С. Косенко
В. В. Петров
главный редактор, доктор философских наук, доцент
(Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, доктор философских
наук, профессор (Прага, Чехия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
К. К. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
Е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
С. В. Иванова
А. А. Корольков
C. Мендонса
В. И. Панарин
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
И. А. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. А. Ромм
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
И. Сабо
О. Н. Смолин
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (Декальб, США)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
© ФГБОУ ВО «НГПУ»,
2021
Все права защищены
Я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
В. В. Целищев
А. Н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
2021. Т. 21, №3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Черных C. И. (Новосибирск, Россия), Борисенко И. Г. (Красноярск, Россия).
Цифровая образовательная среда – основной тренд трансформации образования
................................................................................................................................................5
Яковлева И. В. (Новосибирск, Россия). Становление и определение исходных
оснований науки об образовании в журнале «Философии образования»
(2001–2005 гг.) .............................................................................................................................18
Штагер Е. В. (Владивосток, Россия). Педагогический дизайн обучающего ресурса
инженерного вуза (системный подход) ...........................................................46
РАЗДЕЛ II
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Петров В. В. (Новосибирск, Россия). Университетский сектор научных исследований:
индустриальный опыт в постиндустриальных условиях .............57
РАЗДЕЛ III
ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Николаев В. А. (Новосибирск, Россия). Педагогика развития и «живое
знание» .............................................................................................................................................74
Абрамова М. А., Балганова Е. В. (Новосибирск, Россия). Субъективность и объективность
оценки конкурентоспособности образовательных услуг ......... 88
РАЗДЕЛ IV
ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ
Изгарская А. А., Гордейчик Е. А. (Новосибирск, Россия). Замкнутый круг неравенства
в образовании: к проблеме социокультурных трансформаций
периферизируемых обществ ............................................................................................ 103
РАЗДЕЛ V
КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДИКИ И ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Васильев С. Ф., Демин И. В. (Барнаул, Россия). Контуры практикосообразного
курса философии ..................................................................................................................... 120
Екатеринушкина А. В., Жданова Н. С., Антоненко Ю. С. (Магнитогорск, Россия).
Модель экспериментальной работы магистрантов направления подготовки
«Дизайн интерьера» ........................................................................................... 136
Логиновская Ю. В. (Томск, Россия). Разработка критериев творческого сознания:
философско-образовательный аспект ............................................................. 148
РАЗДЕЛ VI
ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ
Тихомирова Е. С. (Горно-Алтайск, Россия). Взгляд на духовно-нравственное
воспитание в современном российском обществе .............................................. 164
РАЗДЕЛ VII
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
Афанасьева Л. С. (Новосибирск, Россия). «Проницаемый университет» как
модель университета будущего: кейс университетов Европы ..................... 181
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений
служебным положением
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Редактор
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
А. Л. Заковряшин
Ответственные
секретари
И. В. Яковлева,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции,
издателя:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Выход в свет
30.09.2021
Формат 70×100/16
Усл.-печ. л. 16,7.
Уч.-изд. л. 15,4.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 38.
Отпечатано
в типографии
СО РАН,
630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.3
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2021, vol. 21, no. 3
Scientific journal
The co-founders
of the journal:
Pedagogical University
Novosibirsk State
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal “Philosophy
of education” is registered
by Federal service on
supervision in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ FS 77-77136 from
November, 6th, 2019
N. Pelcova
T. S. Kosenko
V. V. Petrov
E. V. Andrienko
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
The journal is based
in 2001
Editorial Board
B. O. Mayer
Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Docent
(Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Prague, Czech Republic)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Almaty, Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg,
Russia)
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
Published 4 times a year
S. Mendonça
V. I. Panarin
I. A. Pfanenshtil
T. A. Romm
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
© Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2021
All rights reserved
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
V. V. Tselishchev
A. N. Chumakov
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (DeKalb, USA)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor
of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague, Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Стр.4
CONTENT
PART I. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE PHILOSOPHY
OF EDUCATION
Chernykh S. I. (Novosibirsk, Russia), Borisenko I. G. (Krasnoyarsk, Russia). Digital
educational environment as the main trend in the education transformation .....5
Yakovleva I. V. (Novosibirsk, Russia). Formation and determination of the initial
foundations of the science of education in the “Philosophy of education” journal
(2001–2005) ...................................................................................................................................18
Shtager E. V. (Vladivostok, Russia). Instructional design of the training resource
of engineering University (systems approach) ................................................................46
PART II. HISTORY OF THE PHILOSOPHY OF EDUCATION
Petrov V. V. (Novosibirsk, Russia). University sector of scientific research: industrial
experience in post-industrial conditions ............................................................................57
PART III. VALUES AND GOALS OF RUSSIAN EDUCATION
Nikolayev V. A. (Novosibirsk, Russia). Pedagogy of development and “living knowledge”
...................................................................................................................................................74
Abramova M. A., Balganova E. V. (Novosibirsk, Russia). Subjectivity and objectivity
of assessing the competitiveness of educational services ...........................................88
PART IV. PHILOSOPHY OF THE DEVELOPMENT OF SOCIETY AND EDUCATION
Izgarskaya А. A., Gordeychik E. A. (Novosibirsk, Russia). Vicious circle of educational
inequality: to the problem of sociocultural transformations of the peripheralized
societies ........................................................................................................................ 103
PART V. SPECIFIC TECHNIQUES AND INNOVATIONS IN THE PRACTICE
OF EDUCATION
Vasilyev S. F., Demin I. V. (Barnaul, Russia). Outlines of a practically-oriented philosophy
course .................................................................................................................................. 120
Ekaterinushkina A. V., Zhdanova N. S., Antonenko Yu. S. (Magnitogorsk, Russia).
Model of experimental work of undergraduates of the direction of training “Interior
design” ................................................................................................................................... 136
Loginovskaya Yu. V. (Tomsk, Russia). Development of the criteria of creative consciousness:
philosophical and educational aspect ...................................................... 148
PART VI. THE PHILOSOPHY OF UPBRINGING
Tikhomirova E. S. (Gorno-Altaysk, Russia). Outlook at spiritual and moral upbringing
in the modern Russian society ...................................................................................... 164
PART VII. FORECASTING IN EDUCATION
Afanasyeva L. S. (Novosibirsk, Russia). Permeable university – a model of the university
of the future: the case of european universities ............................................ 181
The editors of the «Philosophy of Education» journal
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications
and declare that there is no abuse of official position.
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2021, vol. 21, no. 3
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission for
Academic Degrees
and Titles (VAK)
The journal is placed
in the National
Electronic Library
and is included
in the Russian Science
Citation Index (RSCI)
database
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
A. L. Zakovryashin
Executive Secretary
I. V. Yakovleva,
E. S. Susuyeva
Editors address,
publishers:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Publication
30.09.2021
Format 70×100/16.
Printer’s sheets: 16,7.
Publisher’s
sheets: 15,4.
Circulation
1000 issues.
Order № 38.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.5