Интегральная оценка деятельности
подведомственных организаций —
практический инструмент эффективного
контроля учредителя
А. В. Кашинцев
В Федеральном казначействе интегральная оценка деятельности подведомственных организаций доказала
свою эффективность. Теперь подходы к применению этого инструмента делает Аналитический центр
Министерства просвещения Российской Федерации. О разработке проекта интегральной оценки
деятельности подведов министерства, его целях и задачах рассказывает Андрей Вячеславович Кашинцев,
начальник контрольно-аналитического управления ФГБУ «Аналитический центр Министерства
просвещения Российской Федерации».
С 2020 года порядок осуществления внутреннего финансового контроля не регулируется специальными нормативными
правовыми актами. В то же время федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия и функции
учредителя в отношении своих подведомственных организаций, вправе проводить проверки их финансово-хозяйственной
деятельности, использования имущественного комплекса (далее — контрольные мероприятия), а также осуществлять
ведомственный контроль закупок.
Необходимость оценки (анализа) деятельности подведомственных организаций с целью повышения качества финансового
менеджмента в современных условиях, по моему мнению, становится одной из приоритетных задач учредителя. В рамках
реализации данной задачи в управлении ФГБУ «Аналитический центр Министерства просвещения Российской Федерации»
был разработан проект интегральной оценки деятельности подведомственных организаций, определены его основные цели
и задачи.
Цели проекта
Результатом реализации проекта должно быть достижение двух целей:
регламентации оценки результативности деятельности подведомственных организаций по итогам проведения
учредителем контрольных мероприятий, а также ведомственного контроля в сфере закупок и соблюдения требований
Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ;
создания информационной основы для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества
выполняемых государственных функций и эффективности использования бюджетных средств.
Основные задачи
Основными задачами проекта, которые необходимо решить, являются:
формирование системы оценки деятельности подведомственных организаций по итогам контрольных мероприятий
и ведомственного контроля, проводимых учредителем;
представление руководству учредителя достоверной и сопоставимой информации о результативности деятельности
подведомственных организаций;
совершенствование механизмов управления финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами в целях
обеспечения эффективной деятельности учредителя.
За основу проекта были приняты нормативные правовые акты Федерального казначейства: «Порядок осуществления
интегральной оценки деятельности территориальных органов Федерального казначейства по итогам контрольных
и аудиторских мероприятий», утвержденный приказом Федерального казначейства от 29 сентября 2014 года № 229,
и «Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля
в финансово-бюджетной сфере», утвержденный Казначейством России 19 декабря 2017 года.
Термины и определения
Стр.2
Интегральная оценка — оценка деятельности подведомственной организации по итогам контрольного мероприятия
и ведомственного контроля, проведенных учредителем.
Уполномоченное структурное подразделение — структурное подразделение учредителя, ответственное за организацию и проведение
контрольных мероприятий и ведомственного контроля.
Нарушение — установленный факт несоответствия деятельности объекта проверки требованиям законодательных и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов учредителя, а также иных документов, регламентирующих его
деятельность, к которому привела реализация риска, установленного классификаторами внутренних (операционных) рисков
подведомственных организаций (далее — Классификаторы рисков).
Весовое значение нарушения, к которому привела реализация риска, — количественная оценка значимости реализовавшегося риска в
соответствии с Классификатором рисков.
Внутренний (операционный) риск — вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах
и операциях, осуществляемых подведомственными организациями.
Участники процесса интегральной оценки
и их полномочия
РуководительФОИВ
(иное уполномоченноелицо):
Заместители руководителя ФОИВ:
§ рассмотрение предложений уполномоченного подразделения по
принятию управленческих решений в отношении должностных лиц
подведомственной организации, деятельность которой подлежала
интегральной оценке;
§ принятие управленческих решений в отношении должностных лиц
подведомственных организаций
§ рассмотрение результатов интегральной оценки, а также карты рисков,
курируемой
подведомственной
уполномоченным подразделением;
§ подготовка предложений по принятию управленческих решений в
отношении должностных
лиц подведомственной
деятельность которой подлежала интегральной оценке
Структурные подразделения учредителя
Уполномоченное подразделение
в процессе интегральной оценки участвуют в подготовке и согласовании
предложений по наполнению Классификаторов рисков.
§ организация контрольных мероприятия и осуществление ведомственного
контроля в сфере закупок;
§ организационное обеспечение мероприятий по интегральной оценке;
§ подготовка и актуализация Классификаторов рисков, их утверждение
обеспечение утверждения интегральной оценки, карты рисков;
§ обеспечение
подготовки и представление для рассмотрения
заместителями руководителя ФОИВ утвержденной интегральной оценки,
проекта карты рисков;
§ контроль за устранением выявленных нарушений подведомственной
организацией
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
(для определения интегральной оценки)
ь Классификаторы рисков;
ь Материалы проверки деятельности подведомственной
организации
организации,
организации,
представленных
Порядок осуществления интегральной оценки
Уполномоченное подразделение в ходе контрольного мероприятия и ведомственного контроля закупок обеспечивает сбор
информации, необходимой для осуществления интегральной оценки. На основании расчетов оценки результативности
деятельности подведомственной организации по итогам контрольного мероприятия и ведомственного контроля,
осуществленных в ходе этих мероприятий, уполномоченное подразделение обеспечивает подготовку:
проекта интегральной оценки по форме расчета интегральной оценки;
проекта карты рисков.
По итогам контрольного мероприятия и ведомственного контроля выводы о результативности деятельности
подведомственной организации формируются уполномоченным подразделением в отношении каждого рассмотренного
вопроса, а также в отношении деятельности подведомственной организации в целом.
Стр.3