А875
Ахутина, Т. В.
Внимание! Разминка! [Электронный ресурс] : пособие для уроков математики в 1-м классе / Т. В. АхуISBN
978-5-4481-0449-7
Пособие «Внимание! Разминка!» разработано нейропсихологами в помощь учителям первого класса и их ученикам.
В нем предлагается программа упражнений для уроков математики в 1 классе. Каждое задание занимает 5–10 минут
и может быть использовано в качестве разминки в начале урока 2–3 раза в неделю. Увлекательная пятиминутка помогает
ребенку включиться в урок, повышает его учебную мотивацию и работоспособность. Упражнения ориентированы на
материал школьной программы за 1 класс, поэтому они не только способствуют развитию таких важнейших функций
как внимание, планирование и контроль, но и помогают ребенку закрепить учебный материал.
Как показывает опыт, дети с большим интересом относятся к заданиям, с удовольствием их выполняют. Таким образом,
материал пособия прекрасно отвечает основной задаче младшего школьного возраста — научиться учиться!
Пособие было разработано и апробировано на базе московской инклюзивной общеобразовательной школы № 1540.
Уникальность пособия состоит в том, что учитель может использовать материалы пособия при работе в больших классах,
наполняемостью до 30 человек. Опыт применения методики показал ее эффективность как в работе с успешными
детьми, так и испытывающими трудности в обучении.
Авторы пособия — ведущие ученые-нейропсихологи МГУ имени М. В. Ломоносова, опытные педагоги и их ученики.
тина, Н. М. Пылаева, М. А. Гуляева [и др.]. — Эл. изд. — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 59 с.). —
М. : Изд-во В. Секачев, 2019. — (Нейропсихолог — школе). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо
Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10".
Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Внимание! Разминка! [Текст] : пособие для уроков математики
в 1-м классе / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, М. А. Гуляева [и др.]. — М. : Изд-во В. Секачев, 2019. — 56 с. — (Нейропсихолог —
школе). — ISBN 978-5-88923-965-9.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав,
правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-4481-0449-7
© Н. М. Пылаева, М. А. Гуляева, Т. В. Ахутина, Т. Ю. Хотылева, 2019
© В. Секачев, издание, 2019
Стр.3
Введение
Наше пособие написано в помощь учителю. Перед вами сборник игр-пятиминуток
для работы в классе. Мы адаптировали нейропсихологические коррекционноразвивающие
методики для того, чтобы их мог применить на своем уроке каждый
учитель.
Зачем?
По статистическим данным на сегодняшний день примерно 15-20% детей в
обычном первом классе среднеобразовательной школы не готовы к обучению1, позднее
они входят в группу детей с так называемыми трудностями обучения. Это дети с
трудностями концентрации и удержания внимания, недостаточной сформированностью
речи, зрительного восприятия, ориентации в пространстве, памяти, двигательных
навыков. Это дети, которые не справляются со школьной программой, это дети, с
которыми сталкивался каждый учитель. И это те дети, которым требуется помощь
специалистов – нейропсихологов, логопедов, дефектологов.
В современной психолого-педагогической практике разработаны уникальные
технологии коррекции школьной неуспешности. Особое место среди них занимают
набирающие все большую популярность нейропсихологические методики. И хорошо,
если есть возможность оказать должное сопровождение специалистов, а если нет? Тогда
именно учителю приходится быть мастером на все руки. Предлагаемые методы можно
освоить и легко применять их на практике.
Как?
Мы предлагаем программу упражнений для уроков математики в 1 классе. Каждое
задание занимает 5-10 минут и может быть использовано в качестве разминки в начале
урока 2-3 раза в неделю. Поскольку упражнения зачастую перекликаются с материалом
урока (т.к. построены на материале школьной программы за 1 класс), они не только
способствуют развитию мозговых функций, но и помогают ребенку закрепить учебный
материал. Кроме того, если урок регулярно начинается с увлекательной пятиминутки, этот
маленький ритуал помогает ребенку включиться в урок и повышает учебную мотивацию.
Как показывает наш опыт, дети с большим интересом относятся к заданиям и с
удовольствием их выполняют. Таким образом, материал пособия прекрасно отвечает
основной задаче младшего школьного возраста – научиться учиться!
Работая в инклюзивной школе, мы столкнулись с тем, что детей, нуждающихся в
помощи, очень много, а нас, специалистов, очень мало. Поэтому мы стали стремиться
уходить от индивидуальной работы к групповой, чтобы охватить большее количество
детей. Мы взяли задания из уже существующих нейропсихологических пособий для
индивидуальной работы, разработанных Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной, Т.Ю. Хотылевой, и
адаптировали их для работы в классе.2 В ходе работы были придуманы и новые варианты
заданий. Следующим шагом было передать полученные разработки нашим учителям,
которые с энтузиазмом подхватили идею. И теперь мы все очень хотим передать нашу
программу вам, чтобы каждый заинтересованный учитель мог ей пользоваться.
1 Аналитический отчет «Готовность первоклассников к обучению в школе» Центра оценки
Это пособия Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной «Школа внимания» (2017), Т.Ю. Хотылевой и Н.М.
3
качества образования ИСМО РАО, 2011.
2
Пылаевой «Занимательные таблицы» (2015), Т.Ю. Хотылевой и Н.М. Пылаевой «Графические
диктанты» (2010), Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной «Учимся видеть и называть» (2017).
Стр.4
Как работать с пособием?
Задания пособия направлены на развитие произвольного внимания, зрительнопредметных
и зрительно-пространственных представлений, зрительного восприятия,
памяти, способности к переключению. Для облегчения работы задания объединены в
блоки, каждый блок включает 5-6 упражнений. Задания между блоками тематически
схожи и выстроены от более простых к более сложным. Номера 1 в каждом блоке
посвящены развитию произвольного внимания и закреплению числового ряда в
различных вариациях. Вторые номера направлены на развитие представлений о
количестве, зрительно-пространственных представлений, произвольного внимания,
способности к переключению. Номер 3 представляет собой зарядку, которая способствует
закреплению пройденного материала и оказывают активирующее действие на мозговые
процессы. В номерах 4 и 5 мы поработаем над развитием зрительно-предметных и
зрительно-пространственных представлений, а также зрительного внимания, познакомимся
с различными геометрическими фигурами, проведем анализ циферблата часов и
пространственный анализ букв алфавита. Для сохранения логики развивающего процесса
в некоторых блоках задания меняются местами или заменяются другими. Призываем и вас
быть гибкими, выбирая то, что подходит именно вашим детям и именно в данный момент.
Задания не должны быть слишком легкими или слишком сложными, просим вас с
вниманием отнестись к выбору оптимального уровня сложности для ваших детей.
Возможно, для этого какие-то задания придется поменять местами, какие-то упростить,
укоротить или вовсе убрать, а какие-то, наоборот, усложнить.
Блоковая структура пособия:
Блок 1.
№1. Числовой ряд до 10 или 20 в прямом и обратном порядке (таблица).
№2. Анализ количества на материале точек (таблица и шифровка).
№3. Зарядка – закрепление числового ряда.
№4. Вычленение фигуры из зрительного поля, дорисовывание по образцу.
№5. Зрительные ассоциации на темы «Растения», «Фрукты», «Овощи».
Блок 2.
№1. Ряд четных и нечетных чисел в прямом и обратном порядке (таблица).
№2. Анализ количества на материале геометрических фигур (таблица и шифровка).
№3. Зарядка – закрепление числового ряда четных и нечетных чисел.
№4. Вычленение фигуры из зрительного поля, произвольное дорисовывание.
№5. Зрительные ассоциации на темы «Мебель», «Одежда», «Обувь».
Блок 3. Новогодний блок.
№1. Ряд круглых чисел до 100 в прямом и обратном порядке (таблица).
№2. Анализ количества с применением графического диктанта.
№3. Зарядка – закрепление ряда десятков.
№4. Новогоднее упражнение на развитие зрительного внимания.
№5. Пространственный анализ и конструирование циферблата часов; новогоднее
упражнение на развитие зрительно-пространственной памяти.
Блок 4.
№1. Параллельный счет до (таблица).
№2. Анализ количества на материале римских цифр (таблица и шифровка).
№3. Произвольное дорисовывание.
4
Стр.5
№4. Пространственный анализ букв алфавита.
№5. Зрительные ассоциации на темы «Посуда», «Любимая еда».
Блок 5.
№1. Строение числа 100.
№2. Анализ количества на материале римских чисел (таблица)
№3. Параллельный счет (таблица).
№3. Произвольное дорисовывание.
№4. Зрительные ассоциации на тему «Что бывает красного, синего и зеленого
цвета».
Какие формы работы встречаются в пособии?
Бланковые задания:
1. Работа с разнообразными таблицами основана на классической методике
Шульте, способствующей развитию произвольного внимания (концентрация, удержание,
распределение внимания), формированию пространственных представлений, преодолению
инертности.
2. Разные варианты шифровок также тренируют внимание и способность к
переключению.
3. Задания на зрительный поиск развивают гностические функции.
4. Рисуночные задания (дорисовывание, зрительные ассоциации) способствуют
формированию зрительно-предметных представлений.
5. Такие задания как работа с циферблатом, пространственный анализ алфавита
способствуют развитию зрительно-пространственных представлений и памяти.
Задания для работы в тетрадке в клеточку:
1. Графические
диктанты
способствуют
развитию
пространственных
представлений, графических навыков, произвольной регуляции и контроля
2. Самостоятельное составление и заполнение таблиц дает возможность
проработать те же навыки, но уже на новом, более сложном уровне
Физкульт-минутки.
Способствуют развитию двигательных функций, функций регуляции и контроля,
активации нейродинамических процессов мозга.
Соревнования.
Эта форма работы дает возможность не только повысить учебную мотивацию, но и
индивидуально проработать материал именно с теми детьми, которым трудно с ним
справиться самостоятельно.
Вы сможете найти видеоматериалы к пособию с примерами игр-пятиминуток
на нашем YouTube канале «Нейропсихолог в школе».
https://www.youtube.com/user/neuroschool
Желаем удачи!
5
Стр.6