Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 558332)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Типология отклоняющегося развития. Варианты аутистических расстройств (469,00 руб.)

0   0
Первый авторБородина Л. Г.
АвторыСемаго Н. Я., Семаго М. М.
ИздательствоМ.: Генезис
Страниц370
ID719392
АннотацияКнига посвящена одной из важных, но еще малоразработанных проблем современного детства — комплексной и всесторонней помощи детям с аутистическими расстройствами (дизонтогенезом по типу искажения). В работе рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к анализу спектра аутистических расстройств: от методологических основ до различных практикоориентированных направлений помощи; приводится авторская методология психолого-педагогического анализа. Впервые в отечественной литературе дается развернутая психолого-педагогическая типология искаженного развития: от эволютивных его форм до вариантов искажений регрессивного характера. Отдельный раздел посвящен обзору и анализу практически всех коррекционных подходов, программ и технологий, используемых в нашей стране для помощи детям с РАС, включая условия применения, ограничения и противопоказания. Для каждого варианта и формы психолого-педагогической типологии приводится оригинальная логистика комплексного сопровождения и образовательный маршрут с учетом возрастных особенностей детей.
Кому рекомендованоКнига ориентирована на самых разных специалистов медицинского и психолого-педагогического профиля, включенных в образование и сопровождение детей с аутистическими расстройствами. Она может быть использована в качестве учебного пособия для подготовки специалистов и магистров медицинских, психологических и педагогических вузов.
ISBN978-5-98563-613-0
УДК159.922.7+616.89
ББК88.4
Бородина, Л.Г. Типология отклоняющегося развития. Варианты аутистических расстройств [Электронный ресурс] : [монография] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Л.Г. Бородина .— Эл. изд. — М. : Генезис, 2020 .— 370 с. — (Учебник XXI века) .— Библиогр.: с. 351-364; Электрон. изд. на основе печат. изд. (М.: Генезис, 2020) ; Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 370 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-98563-613-0 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/719392

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Типология_отклоняющегося_развития._Варианты_аутистических_расстройств.pdf
УДК 159.922.7+616.89 ББК 88.4 Б 833 Серия «Учебник XXI века» Под общей редакцией М. М. Семаго Б 833 Бородина, Любовь Георгиевна. Типология отклоняющегося развития. Варианты аутистических расстройств / Л. Г. Бородина, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — Эл. изд. — Москва : Генезис, 2020. — 1 файл pdf : 370 с. — (Учебник XXI века). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. ISBN 978-5-98563-613-0 Книга посвящена одной из важных, но еще малоразработанных проблем современного детства — комплексной и всесторонней помощи детям с аутистическими расстройствами (дизонтогенезом по типу искажения). В работе рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к анализу спектра аутистических расстройств: от методологических основ до различных практикоориентированных направлений помощи; приводится авторская методология психолого-педагогического анализа. Впервые в отечественной литературе дается развернутая психолого-педагогическая типология искаженного развития: от эволютивных его форм до вариантов искажений регрессивного характера. Отдельный раздел посвящен обзору и анализу практически всех коррекционных подходов, программ и технологий, используемых в нашей стране для помощи детям с РАС, включая условия применения, ограничения и противопоказания. Для каждого варианта и формы психолого-педагогической типологии приводится оригинальная логистика комплексного сопровождения и образовательный маршрут с учетом возрастных особенностей детей. Книга ориентирована на самых разных специалистов медицинского и психолого-педагогического профиля, включенных в образование и сопровождение детей с аутистическими расстройствами. Она может быть использована в качестве учебного пособия для подготовки специалистов и магистров медицинских, психологических и педагогических вузов. УДК 159.922.7+616.89 ББК 88.4 Электронное издание на основе печатного издания: Типология отклоняющегося развития. Варианты аутистических расстройств / Л. Г. Бородина, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — Москва : Генезис, 2020. — (Учебник XXI века). — 368 с. — ISBN 978-5-98563-597-3. — Текст : непосредственный. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими к средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытов или выплаты компенсации. ISBN 978-5-98563-613-0 © Изда© Л. Г. Бородина, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, 2018 тельство «Генезис», 2019
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ................................................................................................................. 7 Раздел 1. Общая характеристика группы асинхронного развития: дисгармонии и искажения ........................................ 16 1.1. Дисгармоничное развитие ........................................................ 21 1.2. Одаренность ................................................................................. 28 1.3. Искаженное развитие ................................................................ 30 Раздел 2. Современные представления о причинах и механизмах аутистических расстройств: теории и методологические подходы ........................................ 34 2.1. Современные представления о причинах и механизмах аутистических расстройств (краткий обзор) ......................................................................... 34 2.2. Анализ раннего детского аутизма с точки зрения теории аффективной организации поведения и сознания (по О.С. Никольской) .......................................... 53 2.3. Модель базовой организации психического как методологическая основа типологизации искажений развития ....................................................................................... 56 Раздел 3. Классификации и типологии аутистических расстройств ........................................................................................ 64 3.1. Зарубежные классификации и типологический анализ спектра аутистических расстройств ........................ 64 3.2. Отечественные подходы к систематизации аутистических расстройств ..................................................... 66 3.2.1. Клинические и клинико-психологические систематики ................................................................... 66 3.2.2. Психологическая классификация раннего детского аутизма О.С. Никольской ........................... 72 3.2.3. Психолого-педагогическая типологизация искажений развития ..................................................... 74
Стр.4
4 Оглавление Раздел 4. Искажения развития по типу раннего детского аутизма (эволютивный аутизм) .................................................. 81 4.1. Дети с тяжелыми нарушениями коммуникации и автономностью ........................................................................ 82 4.2. Дети с выраженными проблемами поведения и стереотипиями ........................................................................ 94 4.3. Дети с нарушениями границ взаимодействия и неравномерностью развития ............................................ 104 4.4. Дети с неравномерной недостаточностью развития и трудностями коммуникации ............................................. 118 Раздел 5. Варианты искажений регрессивного характера ................. 128 5.1. Искажения развития с ранним регрессом.......................... 130 5.2. Искажения развития с негативной динамикой ................. 145 5.3. Искажения развития с относительно поздним началом ...................................................................................... 166 5.4. Особенности искаженного развития в юношеских возрастах .................................................................................... 172 Раздел 6. Технологии и методы комплексной помощи ребенку с РАС ................................................................................. 178 6.1. Эмоционально-коммуникативные подходы ...................... 181 6.1.1. Эмоционально-смысловой подход школы К.С. Лебединской — О.С. Никольской ...................... 182 6.1.2. Модель развития, индивидуализации, взаимоотношений (DIRFloortime) ........................... 190 6.1.3. Метод Son-Rise (метод семьи Кауфман) ................. 201 6.2. Технологии, основанные на прикладном анализе поведения .................................................................................. 205 6.2.1. Прикладной анализ поведения (АВА) ....................... 206 6.2.2. Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) ................................................ 213 6.2.3. Метод социальных историй ...................................... 218 6.3. Адаптированная дефектологическая и логопедическая коррекция .................................................................................. 223 6.4. Средовой подход ...................................................................... 226 6.4.1. Структурированное обучение (ТЕАССН) .............. 226 6.4.2. Терапия ежедневной жизнью (DLT) ........................... 234 6.5. Социально-коммуникативный подход ............................... 236
Стр.5
Оглавление 5 6.5.1. Формирование модели психического (Theory of mind) ............................................................. 236 6.5.2. Игровая терапия, фольклорные игры ...................... 240 6.6. Методы воздействия на телесность и сенсорную сферу в целом ............................................................................ 241 6.6.1. Холдинг-терапия (модифицированная холдинг-терапия по М.М. Либлинг) ......................... 242 6.6.2. Кинезиотерапевтические методы ........................... 248 6.6.3. Методы повышения уровня психического тонуса ............................................................................ 252 6.6.4. Лечебная и адаптивная физкультура ..................... 261 6.6.5. Методы коррекционного воздействия, основанные на методологическом подходе А.Р. Лурии ........................................................................ 266 6.6.7. Метод соматосенсорной коррекции И.Л. Шпицберга ............................................................. 275 6.6.6. Метод сенсорно-интегративной терапии (ASI) ................................................................ 271 6.7. Биомедицинские направления помощи .............................. 280 6.7.1. Медикаментозная коррекция .................................... 280 6.7.2. Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) ........................................................................... 288 6.7.3. Томатис-терапия ......................................................... 289 6.7.4. Биомедицинский подход (DAN) .................................. 291 6.7.5. Диетотерапия ............................................................... 294 6.8. Вспомогательные методы коррекции .................................. 297 6.8.1. Анималотерапия .......................................................... 298 6.8.2. Эстетотерапия ............................................................ 299 Раздел 7. Логистика комплексной помощи и образовательный маршрут для различных вариантов искажений развития ........................................................................................... 302 7.1. Тяжелые нарушения коммуникации и автономность ...... 306 7.2. Выраженные проблемы поведения и стереотипии ......... 312 7.3. Нарушения границ взаимодействия и неравномерность развития ............................................... 316 7.4. Неравномерная недостаточность развития и трудности коммуникации ................................................. 321 7.5. Искажения развития с ранним регрессом.......................... 326
Стр.6
6 Оглавление 7.5.1. Простой регресс со стереотипиями ........................ 326 7.5.2. Регресс с дезорганизацией и полевым поведением ..................................................................... 330 7.5.3. Регресс с хаотическим возбуждением ...................... 333 7.5.4. Регресс с низким уровнем психического тонуса, вялостью и апатией ................................... 335 7.6. Искажения развития с негативной динамикой ................. 340 7.6.1. Искажения с малой негативной динамикой и преимущественно эмоциональными утратами ...................................................................... 340 7.6.2. Искажения развития с выраженной негативной динамикой, с эмоциональными и когнитивными дефицитами .................................. 343 7.7. Искажения развития с относительно поздним началом ...................................................................................... 346 Вместо заключения ......................................................................................... 349 Библиография ................................................................................................... 351 Приложение ...................................................................................................... 365
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически