СОДЕРЖАНИЕ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Гаврилов А. Д.
Громова Е. Н.,
Мозжегорова Е. Н.
Сопоставительное изучение пунктуации в сетевом газетном
заголовке: к постановке проблемы …………………………… 3
Проблема перевода чувашской безэквивалентной лексики
на английский язык в аспекте создания языковой среды
для англоговорящих туристов в Чувашской Республике …… 9
Гусейнов Г.-Р. А.-К. Фонетические особенности кизлярского говора терского диалекта
кумыкского языка в сравнительно-историческом и ареальном
контексте ………………………………………………. 18
Жучкова И. И.
Зайцева Е. Л.,
Гурьянова Т. Ю.,
Фадеева К. В.
Засецкова Е. Н.,
Курникова Н. С.
Кириллова И. Ю.
Мартынова И. Н.
Нгуен Т. Х.
Рожкова Т. В.
Салмин А. К.
Тезаурусное моделирование английской спортивной терминологии
(на примере семантического поля «football» (футбол)) 25
Стратегии перевода стихотворения «Рожденные в года глухие…»
А. Блока на английский язык ………………………… 31
Лексико-стилистические особенности перевода дипломатических
текстов (на материале сайта МИДа России в период
2018–2019 гг.) ………………………………………………….. 38
Национальная идентичность и особенности ее отражения
в современной драматургии Поволжья ………………………. 47
Периферические элементы лексико-семантического поля
«Китай XXI века» ……………………………………………… 53
К вопросу о влиянии романа Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание» на творчество вьетнамских писателей … 60
Терминологичность специальных глагольных единиц (на материале
англоязычной медицинской терминологии) ……….. 68
Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных
наук и «Словарь чувашского языка» Н. И. Ашмарина:
к проблеме сравнительного изучения лексического
материала ………………………………………………………... 81
244
Стр.243
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin / Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2021. № 3(112)
Селиверстова Е. И.,
Ван Исюань
Сизоненко А. Ю.,
Гнедаш А. А.,
Катермина В. В.
Соколова А. Г.
Хутыз И. П.,
Петренко Ю. А.
Шугаева Н. Ю.,
Кормилина Н. В.
Юманова Н. М.
Жилое строение как свидетельство материального достатка /
бедности в русских паремиях на фоне китайских …………... 90
Сетевой дискурс и российский мэр: формирование цифровой
социально-политической повестки дня в социальных сетях
(опыт сетевого и лингводискурсивного анализа) …………… 100
Изучение прагматических аспектов англицизмов в итальянских
медиатекстах ……………………………………………... 112
Дискурсивные категории оценки и диалогичности в академическом
дискурсе …………………………………………….. 120
Прагматическая адаптация разговорной лексики при переводе
на английский язык романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
как способ преодоления лингвокультурного барьера 130
Кластер «геометрические фигуры» в языковой картине мира
(русско-чувашские параллели) ……………………………….. 142
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вильданов И. Э.
Драндров Д. А.,
Драндров Г. Л.
Дудина О. В.
Емченко А. В.,
Горбачева Д. А.
Любимова А. А.
Романова Т. В.
Федорова А. Н.,
Иванов В. Н.,
Иванова С. В.
Хораськина Г. В.,
Васильева Л. А.,
Студенцов О. Р.
Чекмарев Г. Е.,
Фоминых С. О.
Системная интеграция как фактор повышения эффективности
профессионального строительного образования ……….. 148
К проблеме содержания понятия «смешанное обучение» ….. 156
К вопросу о структуре цифровой социализации в контексте
современного образования ……………………………………. 161
Модель профессионально-трудовой социализации будущих
специалистов сферы культуры и ее анализ ………………….. 167
Методическая классификация устно-речевых умений как
объект обучения практической фонетике английского языка
в языковом вузе (педагогический профиль) …………………… 173
Подготовка будущих педагогов к работе по профилактике
распространения в образовательных организациях деструктивной
идеологии ……………………………………………… 180
Модель профессиональной переподготовки педагогических
кадров в условиях дуального обучения ……………………… 189
Детско-юношеские радиопередачи Национальной телерадиокомпании
Чувашии в системе воспитания школьников …… 201
Изучение научного языка физики и математики будущими
учителями: проблемы и перспективы ………………………... 209
245
Стр.244
Content / Содержание
Швецова В. М.,
Гончарова Н. А.
Щербаков И. Е.
Юркина Т. Н.
Художественный текст А. И. Солженицына как значимое
средство познания студентами-иностранцами ментальных
особенностей русского народа: лингвометодический аспект
проблемы исследования ………………………………………. 217
Диагностика уровня цифровой педагогической компетенции
магистрантов социокультурного направления ……………… 225
Изучение глаголов движения в курсе русского языка как
иностранного …………………………………………………... 231
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ………………………………………………………… 238
246
Стр.245
CONTENT
PHILOLOGY
Gavrilov A. D.
Gromova E. N.,
Mozzhegorova E. N.
Guseinov G.-R. A.-K.
Zhuchkova I. I.
Zaytseva E. L.,
Guryanova T. Yu.,
Fadeeva К. V.
Zasetskova E. N.,
Kurnikova N. S.
Kirillova I. Yu.
Martynova I. N.
Nguyen T. H.
Rozhkova T. V.
Salmin A. K.
Seliverstova E. I.,
Wang Yixuan
Sizonenko A. Yu.,
Gnedash A. A.,
Katermina V. V.
Sokolova A. G.
Comparative study of punctuation in an online newspaper headline:
statement of the problem …………………………………... 3
The problem of translating Chuvash non-equivalent vocabulary
into English in the aspect of creating a language environment for
English-speaking tourists in the Chuvash Republic …………….. 9
Phonetic features of the Kizlyar subdialect of the Terek subdialect
of the Kumyk language in the comparative-historical and areal
context …………………………………………………………... 18
Thesaurus modelling of English terminology of sport (semantic
field “football”) …………………………………………………. 25
Strategies for translation of Block’s poem “Those, born in the
times quiet and drear...” into English …………………………… 31
Lexical and stylistic features of translation of diplomatic texts
(based on the texts of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
website in the period of 2018–2019) …………………………… 38
National identity and features of its reflection in the modern
drama of the Volga region ……………………………………….. 47
Peripheral elements of the lexico-semantic field “21st century
China” ………………………………………………………….. 53
The influence of F. M. Dostoevsky’s novel “Crime and Punishment”
on the works of Vietnamese writers ……………………... 60
Termhood of verbs in English medical terminology ……………. 68
Scientific archives of the Chuvash State Institute of Humanities
and the dictionary of Chuvash language by N. I. Ashmarin:
comparative study of lexical material …………………………... 81
Residential building as evidence of wealth or poverty in Russian
proverbs as compared to Chinese ones …………………………. 90
Network discourse and the Russian mayor: shaping a digital socio-political
agenda in social networks (network and linguistic
discursive analysis) ……………………………………………... 100
Study of pragmatic aspects of Anglicisms in Italian media texts
247
112
Стр.246
Content / Содержание
Khoutyz I. P.,
Petrenko Yu. A.
Shugaeva N. Yu.,
Kormilina N. V.
Yumanova N. M.
Discursive categories of evaluation and dialogicity in academic
discourse ………………………………………………………… 120
Pragmatic adaptation of the colloquial speech in the translation
into English of M. Bulgakov’s novel “The Master and Margarita”
as a way to overcome the linguistic and cultural barrier ……. 130
“Geometric figures” cluster in the language picture of the world
(Russian-Chuvash parallels) …………………………………….. 142
PEDAGOGICS
Vildanov I. E.
Drandrov D. A.,
Drandrov G. L.
Dudina О. V.
Emchenko A. V.,
Gorbacheva D. A.
Lyubimova A. A.
Romanova Т. V.
Fedorova A. N.,
Ivanov V. N.,
Ivanova S. V.
Кhoraskina G. V.,
Vasilyeva L. A.,
Studentsov O. R.
Chekmarev G. E.,
Fominykh S. O.
Shvetsova V. M.,
Goncharova N. A.
Shcherbakov I. E.
Yurkina T. N.
System integration as a factor of increasing the efficiency of professional
engineering education ………………………………… 148
The content of the concept “blended learning” …………………. 156
Digital socialization structure in modern education …………….. 161
Model of professional and labor socialization of future specialists
in the sphere of culture and its analysis …………………….. 167
Classification of English pronunciation skills as an object of teaching
English Practical Phonetics at linguistics institute (pedagogical
training) ……………………………………………………... 173
Training of future teachers for prevention of destructive ideology
spread in educational organizations ………………………… 180
Model of professional retraining of pedagogical personnel in the
conditions of dual education ……………………………………. 189
Radio programs on the National TV and Radio Company of Chuvashia
for children and teenagers in the system of schoolchildren
upbringing ………………………………………………………. 201
Future teachers’ studying the scientific language of physics
and mathematics: problems and prospects ……………………… 209
A. I. Solzhenitsyn’s literary text as a significant means of cognition
by foreign students of the mental peculiarities of native Russian
people: linguistic and methodological aspect of the research
problem …………………………………………………………. 217
Diagnostics of the level of digital pedagogical competence of
socio-cultural master’s degree students …………………………. 225
Studying verbs of movement in the course of Russian as a foreign
language …………………………………………………… 231
INFORMATION FOR THE AUTHORS ……….……………………….……….………….. 238
248
Стр.247
ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА
2021. № 3(112)
Редакторы
Е. Н. Засецкова
Е. М. Молокова
Компьютерная верстка, макет Л. Н. Улюковой
Печать оперативная. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 31,5.
Тираж 500 экз. Заказ № 1880. Цена свободная.
Подписано в печать 24.09.2021. Выход в свет 15.10.2021.
Формат 70х100/8. Бумага писчая.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Отпечатано в редакционно-издательском центре
Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева
428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Стр.248