ш ---------------------------------------------------------------------------------------------- е
СОДЕРЖАНИЕ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Алексеева М. Г.
Артемьев Ю. М.,
Ляпаева Л. В.,
Федяй С. В.
Белова М. А.
Гашарова А. Р.,
Акамов А. Т.
Гнездилова Е. В.
Демьянова Т. В.
К вопросу об употреблении интерфиксов в немецких несобственных
композитах: методологический аспект.................... 3
Национально-мифологическая картина мира в поэмах К. Иванова
«Нарспи» и С. Есенина «Анна Снегина»........................... 11
О влиянии лингвокультурной ситуации на способы реализации
концепта «атеизм» в русских иронических креолизованных
текстах......................................................................................... 19
Отражение коранических мотивов в кумыкских и лезгинских
паремиях................................................................................................ 32
Экфрастический дискурс в романе Р. М. Рильке «Записки
Мальте Лауридса Бригге»............................................................... 38
Лингвистические средства реализации стратегий маневрирования
(на материале русского и английского языков)............. 46
Димитриева О. А. О некоторых особенностях репрезентации ситуации винопития
в романе Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого»
Ильина Г. Г.,
Александров А. А.,
Исмагилова Е. И.
Калинина Е. Е.
Катермина В. В.,
Балаева М. В.
57
Фольклорная традиция д. Яманово и с. Тобурданово Канашского
района Республики Чувашия и ее бытование у чувашских
переселенцев Северного района Новосибирской области 65
Цветообозначения в чувашском и китайском языках: к истории
изучения....................................................................................... 79
Стилистические особенности современного англоязычного
литературного процесса (на материале романов “The Blind
Assassin”, “Milkman”, “Giving up the Ghost”) ............................ 86
Катермина В. В., Феномен любительского аудиовизуального перевода
Жаворонкова В. Б.
96
Стр.247
Кириллова В. Ю.
Матвеева И. В.,
Зинцова Ю. Н.,
Саможенов С. Н.
Николаева Е. В.,
Савельева А. И.
Савельзон И. В.
Фомин Э. В.
Характеристика общего фонда парных слов чувашского и марийского
языков................................................................................. 103
Проблема номинации речевых субъектов через призму нарратологии
(на материале «Зеркальной новеллы» И. Айхингер) 109
Образ природы в русских и английских метафоричных загадках
(сравнительный аспект)....................................................... 116
Оренбург, Яицкий городок и Алатырь в пушкинской записи
«Показания Крылова (поэта)»........................................................ 124
Чувашские урбанонимы г. Чебоксары......................................... 132
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Васильева Л. Г.,
АлександроваГ. А.,
Литвинова Е. М.
Григорьева Е. Н.,
Семенова Е. С.,
Зайцева В. П.
ДрандровГ. Л.,
Колесников А. М.
Журина М. И.
Забелина Т. Г.
Король Е. В.,
Царская Т. С.
Никулин С. Г.
Постнов Ю. М.,
Костюнина Л. И.
Симень В. П.
К вопросу о готовности студентов к осуществлению самостоятельной
учебной деятельности............................................... 138
Веб-квест как средство развития навыков и умений англоязычной
письменной речи студентов языковых факультетов
ву за ......................................................................................................... 148
Исследование эффективности обучения студентов техническим
приемам армейского рукопашного боя с учетом общего
и частного в их содержании .......................................................... 155
Аксиологический потенциал русских пословиц: к вопросу
о формировании лингвокультурологической компетенции
у иностранных студентов ................................................................ 164
Особенности коммуникативного аспекта тьюторского сопровождения
профессионального развития педагога в онлайнформате...............................................................................................
171
К вопросу о написании и представлении учебно-исследовательских
работ школьников............................................................ 180
Модель формирования социальной ответственности сотрудника
ОВД в дополнительном профессиональном образовании 189
Направленность физкультурно-спортивной работы с учащимися
девиантного поведения в условиях сетевого взаимодействия
вуза и школы ........................................................................... 196
Совершенствование системы формирования универсальной
компетенции студентов при реализации элективных курсов
по физической культуре и спорту в в у з е .................................... 204
Стр.248
Смольянинов М. В., Модель формирования социокультурной компетенции обуПопова
С. В.
Федорова А. Н., Место дуальной формы обучения в профессиональной подИванов
В. Н.
Фоминых С. О.,
Петрушкина Т. А.
чающихся направления подготовки «Педагогическое образование»
в процессе обучения лингвострановедческому чтению
на английском я зы ке ............................................................... 215
готовке педагогических кадров .................................................... 225
Некоторые аспекты формирования профессиональной компетентности
будущих учителей физики ..................................... 232
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ............................................................................................... 240
Стр.249
,_____________________________________________________Qi
л
CONTENT
ч_У
PHILOLOGY
Alekseeva M. G.
Artemyev Yu. M.,
Lyapaeva L.V.,
Fedyay S. V.
Belova M. A.
Gasharova A. R.,
Akamov A. T.
Gnezdilova E. V.
Demyanova T. V.
Dimitrieva O. A.
Ilyina G. G.,
Aleksandrov A. A.,
Ismagilova E. I.
Kalinina E. E.
Katermina V. V.,
Balaeva M. V.
Katermina V. V.,
Zhavoronkova V. B.
Methodological aspect of the use of interfixes in German common
compound w o rd s ........................................................................ 3
National-mythological picture of the world in the poems of
K. Ivanov “Narspi” and S. Yesenin “Anna Snegina” ..................... 11
The impact of a linguacultural situation on the verbalisations of
the concept “atheism” in Russian ironic creolised texts .............. 19
Reflection of Koranic motives in Kumyk and Lesgin paremies ... 32
Ekphrastic discourse in R. M. Rilke “The notebooks of Malte
Laurids Brigge” ................................................................................... 38
Linguistic devices of evasion strategies (based on Russian and
English sources).................................................................................. 46
On some peculiarities of the representation of the situation of
wine drinking in the novel by Lyudmila Ulitskaya “The Kukotsky
Enigma” ................................................................................................ 57
Folklore tradition of the village of Yamanovo and the village of
Toburdanovo of the Kanash district of the Republic of Chuvashia
and its existence among the Chuvash settlers of the Northern
District of the Novosibirsk reg ion ................................................... 65
Color designations in the Chuvash and Chinese languages: on
the history of the s tudy ....................................................................... 79
Stylistic peculiarities of the modern English-language literary
process (based on the novels “The Blind Assassin”, “Milkman”,
“Giving up the Ghost”) ...................................................................... 86
Phenomenon of amateur audiovisual translation........................... 96
Стр.250
Kirillova V. Yu.
Matveeva I. V.,
Zintsova Yu. N.,
Savelyeva A. I.
Characteristics of common fund of paired words in Chuvash and
Mari languages..................................................................................... 103
The problem of nomination of the subjects of speech through
narratology prism (on the material from “Mirror Story” by Ilse
Samozhenov S. N . A i c h i n g e r ) ............................................................................................. 109
Nikolaeva E. V.,
The concept of nature in Russian and English metaphor riddles
(comparative aspect) .......................................................................... 116
Savelzon I. V . O r e n b u r g , Yaitsky gorodok and Alatyr in Pushkin’s record
“Krylov’s (poet’s) Readings” ............................................................ 124
Fomin E. V.
Chuvash urbanonyms of Cheboksary .............................................. 132
PEDAGOGICS
Vasilyeva L. G.,
Aleksandrova G. A.,
Litvinova E. M.
Zaytseva V. P.
Drandrov G. L.,
Kolesnikov A. M.
Zhurina M. I.
Zabelina T. G.
Korol E. V.,
Tsarskaya T. S.
Nikulin S. G.
Postnov Yu. M.,
Kostyunina L. I.
Simen' V. P.
On the issue of students’ readiness to carry out independent educational
activities................................................................................. 138
Grigoryeva E. N., Web quest as a means of developing linguistics students’ skills
Semenova E. S.,
Study of the effectiveness of training students in techniques of army
hand-to-hand combat, taking into account some general and specific
aspects in their content.............................................................. 155
Axiological potential of Russian proverbs: on the issue of formation
of linguistic and cultural competence for international
students.................................................................................................. 164
Features of the communicative aspect of tutoring support of online
professional development of a teacher............................................. 171
On the question of writing and presenting educational and research
works of schoolchildren.......................................................... 180
Model of formation of social responsibility of a police officer
in additional vocational education..................................................... 189
Orientation of physical culture and sports work with students
with deviant behavior in the context of network interaction between
the university and the schoo l................................................ 196
Improving the system of formation of universal competence of
students in the implementation of elective courses in physical
culture and sports at the university................................................... 204
SmolyaninovM. V., Model of formation of socio-cultural competence at students
Popova S. V.
majoring in “Teacher Education” in the process of teaching linguistic
and cultural reading in English............................................. 215
and abilities of English-language w riting ......................................... 148
Стр.251
Fedorova A. N.,
Ivanov V. N.
Fominykh S. O.,
Petrushkina T. A.
Dual form of education in professional training of pedagogical
s ta f f ............................................................................................... 225
Some aspects of formation of professional competence at future
teachers of Physics..................................................................... 232
INFORMATION FOR THE AUTHORS........................................................................................ 240
Стр.252
ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА
2021. № 2(111)
Редакторы Е. Н. Засецкова
Е. М. Молокова
Компьютерная верстка, макет Л. Н. Улюковой
Печать оперативная. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 31,5.
Тираж 500 экз. Заказ № 1788. Цена свободная.
Подписано в печать 18.06.2021. Выход в свет 07.07.2021.
Формат 70х100/8. Бумага писчая.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Отпечатано в редакционно-издательском центре
Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева
428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Стр.253