СОДЕРЖАНИЕ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Амосова Н. В.,
Баранова Н. А.,
Русяева М. М.
Ахвандерова А. Д.
Богданова С. Ю.,
Карыпкина Ю. Н.
Гоу Яньминь,
Коровина С. Г.
Гурьянова Т. Ю.,
Фадеева К. В.,
Ваганова Е. А.
Ибрагимова Э. Р.
Катермина В. В.,
Яченко Е. А.
Кошева А. Ш.
Мозжегорова Е. Н.,
Ильина Ю. П.
Напольнова Е. М.
Таланина А. А.
Халина Н. В.,
Валюлина Е. В.
Чакалова Э. П.,
Фарамазян З. А.
Структурно-семантические особенности ихтионимов арктического
пространства (на материале немецкого языка) …….. 3
Общая лексика чувашского и волжско-финских языков …… 12
Поиск смыслов и лингвокреативная деятельность в процессах
номинации в сфере «новые информационные технологии» … 18
Образ собаки в русских и китайских приметах (на лексикографическом
материале) ………………………………………. 26
Лингвистическая репрезентация ценностного отношения
к соседним народам (на материале этнонимов разноструктурных
языков) ………………………………………………… 38
Референциальный потенциал наименований лица в разнотипных
высказываниях английского и татарского языков …. 45
COVID-19 как лингвистическое явление (на материале текстов
англоязычных СМИ) …………………………………….. 51
Репрезентация эвиденциальности в карачаево-балкарском
языке ……………………………………………………………. 59
Особенности сохранения культурно-специфической лексики
в художественном переводе …………………………………... 67
Слова с основным значением «ветер» в турецком языке …… 76
Способы обозначения субъекта научного познания в лекции 84
Лингвистические аспекты формирования политической когниции
в политическом медиадискурсе (на материале
Декларации независимости США и Декларации о создании
Шанхайской Организации Сотрудничества) ………………… 95
Языковые средства описания концепта «жизнелюбие»
в индивидуально-авторской картине мира Н. Казандзакиса
(на примере романа «Грек Зорба») …………………………… 104
244
Стр.245
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin / Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2020. № 3(108)
Шугаева Н. Ю.,
Кормилина Н. В.
Юзмухаметов Р. Т.
Яковлева С. Л.
Воссоздание культурно-специфической информации при
переводе на английский язык романа А. Н. Толстого «Петр
Первый» как разновидность межкультурной коммуникации 113
Персидские лексические заимствования в языке суахили …. 125
Метафорические модели понятийной сферы «благодарность»
в русском паремическом дискурсе …………………………… 133
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Алексеева М. Г.
Арестова В. Ю.,
Андреева Т. П.
Баянова А. Р.
Бельчусов А. А.
Кац А. С.
Изучение литературного образа «учитель ГДР» как источник
формирования личностно ориентированных компетенций
учителя иностранного языка …………………………………. 142
Критерии подготовки будущих руководителей хореографических
любительских коллективов к сценической интерпретации
чувашского народного танца …………………………. 151
Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности
преподавателя высшей школы ………….. 159
Технология создания цифровой информационно-образовательной
среды внеурочной деятельности по информатике … 166
Когнитивные стили современных педагогов: от дефиниции
к реализации …………………………………………………… 176
Мухаметзянова Л. Ю. Когнитивно ориентированные технологии развития личностной
концептосферы обучающихся …………………………… 183
Павлова Е. В.
Парфенова О. В.
Петрова Т. Н.,
Пьянзина Н. Н.
Пфаненштиль Н. Г.
Хасанов Ш. Р.
Юркина Т. Н.,
Данилова Е. А.
Электронные информационные ресурсы в контексте развития
открытого образовательного пространства России …………. 189
Культурно-исторические предпосылки становления и развития
дошкольного образования в России ……………………... 198
К вопросу об отношении студентов вуза к дистанционному
обучению ……………………………………………………….. 206
Учебные занятия по дисциплине «История» в игровой форме
судебного заседания как метод повышения познавательной
активности студентов юридических вузов ……………… 213
Формирование дополнительной рабочей компетенции у бакалавров
в технических вузах ………………………………… 220
Формирование лингвистических компетенций при изучении
грамматической категории падежа на занятиях по русскому
языку как иностранному ………………………………………. 230
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ………………………………………………………… 238
245
Стр.246
CONTENT
PHILOLOGY
Amosova N. V.,
Baranova N. A.,
Rusyaeva M. M.
Akhvanderova A. D.
Bogdanova S. Yu.,
Karypkina Yu. N.
Gou Yanmin,
Korovina S. G.
Guryanova Т. Yu.,
Fadeeva К. V.,
Vaganova E. A.
Ibragimova E. R.
Katermina V. V.,
Yachenko E. A.
Kosheva A. Sh.
Mozzhegorova E. N.,
Ilyina Yu. P.
Napolnova E. M.
Talanina A. A.
Khalina N. V.
Valyulina E. V.
Chakalova E. P.,
Faramazyan Z. A.
Structural and semantic features of the ichthyonyms in the Arctic
space (based on German language) …………………………... 3
General vocabulary of the Chuvash and Volga-Finnish languages
………………………………………………………… 12
Sense searching and linguistic creativity in nomination processes
in the sphere of new information technologies ………………. 18
The image of dogs in Russian and Chinese superstitious beliefs
(based on lexicographical material) …………………….. 26
Language representation of axiological attitude to neighbour
nations (on the ethnonymy material of languages of different
structures) …………………………………………………….. 38
The referential potential of person names in different-type
statements in English and Tatar languages …………………... 45
COVID-19 as a linguistic phenomenon (based on English
mass-media texts) ……………………………………………. 51
Manifestation of evidentiality in Karachay-Balkar language
Speech cliches in Russian and Arabic in comparative perspective
(on the example of «request» intention) ……………………… 59
Peculiarities of preserving culture-specific elements in literary
translation …………………………………………………….. 67
Words with the central meaning “wind” in Turkish …………. 76
Ways of denoting the subject of scientific cognition in a lecture
84
Linguistic aspects of formation of political cognition
in the political media discourse (based on the US Declaration
of Independence and the Declaration on the establishment
of the Shanghai Cooperation Organization) …………………. 95
Language means of description of the concept «Love of Life»
in individual author’s picture of the world of N. Kazandzakis
(on the example of the novel «Zorba the Greek») …………… 104
246
Стр.247
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin / Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2020. № 3(108)
Shugaeva N. Yu.,
Kormilina N. V.
Yuzmukhametov R. T.
Yakovleva S. L.
Reconstruction of culture-specific information when translating
novel “Peter the First” by A. N. Tolstoy into English as a variety
of intercultural communication functional capabilities
of postpositions in modern German …………………………….. 113
Persian lexical loanwords in Swahili ……………………….... 125
Metaphorical models of the conceptual sphere «gratitude»
in Russian paroemic discource ………………………………….. 133
PEDAGOGICS
Alekseeva M. G.
Arestova V. Yu.,
Andreeva T. P.
Bayanova A. R.
Belchusov A. A.
Kats A. S.
Studying «The teacher of the GDR» image in literature
as a source of formation of personally oriented competences
of a foreign language teacher ………………………………… 142
Criteria for training of future leaders of amateur choreographic
groups for stage interpretation of the Chuvash folk dance ……… 151
Organizational and pedagogical conditions for development
of university lecturer competitiveness ……………………….. 159
Creating a digital information and educational environment
for extracurricular activity on computer science ……………... 166
Modern teachers’ cognitive styles: exploring from phenomenon
definition to its realization …………………………………… 176
Mukhametzyanova L. Yu. Cognitive-oriented technologies for the development of students’
personal conceptual sphere …………………………………… 183
Pavlova E. V.
Parfenova O. V.
Petrova T. N.,
Pyanzina N. N.
Pfanenstil N. G.
Khasanov Sh. R.
Yurkina T. N.,
Danilova E. A.
Electronic information resources in the context of development
of open educational space in Russia …………………………... 189
Cultural and historical prerequisites for the formation
and development of preschool education ……………………… 198
Identifying the attitude of university students to distance
learning ……………………………………………………….. 206
Training sessions on «History» in game form of a court session
as a method of increasing the cognitive activity of law
students ……………………………………………………….. 213
Formation of additional working competence at bachelor students
in technical universities ………………………………... 220
Formation of linguistic competences when studying the grammatical
category of the case in Russian as a foreign language
classes ………………………………………………………..
230
INFORMATION FOR THE AUTHORS ……….……………………….……….………. 238
247
Стр.248
ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА
2020. № 3(108)
Редакторы
Е. Н. Засецкова
П. А. Шалимова
Компьютерная верстка, макет Л. Н. Улюковой
Печать оперативная. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 31,0.
Тираж 1000 экз. Заказ № 1560. Цена свободная.
Подписано в печать 25.09.2020. Выход в свет 20.10.2020.
Формат 70х100/8. Бумага писчая.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Отпечатано в редакционно-издательском центре
Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева
428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Стр.249