УДК 330 (075.8)
ББК 65.01я73
Б 789
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
В. С. Баженова
профессор кафедры «Экономическая теория, мировая экономика,
государственное и муниципальное управление», ВСГУТУ,
доктор экономических наук, профессор
И. О. Нагаслаева
заведующая кафедрой менеджмента,
кандидат экономических наук, доцент
Бокша М. П.
Б 789 Креативная экономика : учебное пособие / М. П. Бокша,
Д. Ц. Будаева. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета,
2020. — с. ISBN 978-5-9793-1472-3
В учебном пособии рассматриваются основы креативной экономики,
представлены основная терминология, методы, технологии и способы
оценки креативного потенциала региона. Материал излагается в соответствии
с оригинальной авторской методикой преподавания данного курса.
Предназначено для бакалавров и слушателей, обучающихся по
направлению подготовки «Менеджмент».
© М. П. Бокша, Д. Ц. Будаева, 2020
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2020
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
В течение последних десятилетий особое внимание научного
сообщества и специалистов-практиков направлено на концепции
креативной экономики и креативных индустрий, играющих главенствующую
роль человеческого капитала в развитии общества. Основой
креативной экономики является использование людьми творческого
воображения для повышения ценности той или иной идеи.
Начиная еще с 80-х гг. прошлого века творчество стали рассматривать
как ресурс и инструмент экономического развития, существенно
возросло значение креативных ресурсов в экономических
процессах и в развитии территорий. Основным фактором, стимулировавшим
данные процессы, стал переход от товаропроизводящей
экономики к постиндустриальному обществу, способствовавший
усилению влияния нематериальных факторов на экономические
процессы.
Трансформации современного общества в конце XX века создали
необходимые предпосылки для возникновения и развития так
называемой «креативной экономики». В 2001 году Джон Хокинс
начал разрабатывать концепцию креативной экономики, в которой
он утверждает, что ценность экономических систем, в которых зависит
от оригинальности и креативности людей, а не от традиционных
ресурсов, таких как земля, труд и капитал.
Сегодня креативная экономика — это направление развития
экономической науки, связывающее экономику и культуру и включающее
экономические, культурные и социальные аспекты развития
как на макро-, так и на микроуровне. Концептуальной основой
креативной экономики становится понимание креативности экономики
в целом, а не только ее составляющих.
Данное учебное пособие предназначено для студентов направления
подготовки 38.03.02 Менеджмент» и призвано сформировать
у обучающихся комплекс основных сведений и знаний о креативной
экономике.
Структура учебного пособия поможет студентам получить
знания по основам теории креативной экономики, изучить методики
и алгоритмы оценки креативного потенциала региона.
3
Стр.3
вать следующую компетенцию:
В результате освоения дисциплины учащиеся могут сформироспособность
оценивать экономические и социальные
условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять
новые рыночные возможности и формировать новые бизнесмодели
(ПК-17).
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:
знать:
- о современной экономической системе, тенденциях развития
креативных индустрий, принципах и подходах к менеджменту и
предпринимательству в областях, основой которых является творческая
составляющая;
- современных теориях общественного развития, основанных
на признании творческого ресурса как основного двигателя постиндустриальной
экономики, общественного и культурного развития;
- специфике менеджмента предприятий креативных индустрий,
их экономике и месте в структуре рыночной экономики;
- специфике развития и управления креативными кластерами;
уметь:
- анализировать современные технологии управления в креативных
индустриях на основе современных экономических практик
в предпринимательской деятельности и управлении бизнесом;
- критически интерпретировать конкретную практику креативных
индустрий, ситуацию в городе или регионе с точки зрения перспектив
развития креативной экономики;
- самостоятельно выстраивать схемы управления предприятиями
креативных индустрий;
владеть:
- научно-практическими методиками работы с сектором креативных
индустрий (картирование, включение креативных индустрий
в программы городского и территориального развития);
- основами формирования программ развития креативной экономики
в городе/регионе;
- навыками анализа, моделирования и управления креативными
проектами на организационном уровне.
В первом разделе рассматриваются предпосылки возникновения
нового научного направления — креативная экономика, ее
сущность и содержание. В последующих главах подробно пред4
Стр.4
ставлены теоретические концепты элементов креативной экономики,
во втором — креативные индустрии, в третьем — креативный
класс, в четвертом — креативный город. Далее рассмотрено понятие
креативно-ориентированного региона (пятая глава). В шестом и
седьмом разделах рассказывается о методике оценки креативного
потенциала региона и особенностях формирования региональных
креативных кластеров.
Каждый тематический раздел сопровождается вопросами для
самоконтроля.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ
«КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА»
1.1. Постиндустриальный этап развития экономики.
1.2. Креативная экономика: сущность и содержание
1.3. Факторы развития креативной экономики
2. КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ
2.1. Креативные индустрии: понятие и содержание
2.2. Модели креативных индустрий
3. КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС
3.1. Предпосылки формирования теории «креативного класса»
3.2. Теория «Креативного класса» Ричарда Флориды
4. КРЕАТИВНЫЕ ГОРОДА
4.1. Роль творчества и новой экономики в развитии городов в современном
мире
4.2. «Креативный город» Чарльза Лэндри. Концепция «круговорота
городского развития»
4.3. Опыт реализации программ по формированию «креативных
городов»
4. РАЗВИТИЕ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
4.1.
Регион: сущность, содержание и механизм развития
4.2. Социально-культурная среда региона
4.3. Креативно-ориентированный регион
5. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
5.1.
Методика оценки креативного потенциала региона Ричарда
Флориды
5.2. Подходы к оценке креативного потенциала региона российских
ученых.
146
Стр.146
5.3. Технология картирования региона (города)
6. УПРАВЛЕНИЕ КРЕАТИВНЫМИ ИНДУСТРИЯМИ И КРЕАТИВНЫЕ
КЛАСТЕРЫ
6.1. Особенности менеджмента креативных индустрий
6.2. Креативные кластеры
6.3. Модель формирования креативного кластера региона
Библиографический список
Приложение
147
Стр.147