Аннотация | В статье на материале эпистолярного наследия митрополита Вениамина (Федченкова) рассматривается функционирование в церковно-религиозном стиле духовного письма-воспоминания и определяется
его лингвистический статус. Анализируя эпистолы, объединенные в произведение «Письма о монашестве», автор обращает внимание на специфику идейного содержания и тематической сферы, авторства и
адресации изучаемого типа текста, выявляет его интенциональные и лингвостилистические особенности. Отмечает, что важнейшими отличительными чертами жанра выступают реализация духовно-религиозных интенций, утверждение идей христианства и выдвижение православной тематики. Показывает,
что в исследуемых текстах используются такие религиозно маркированные языковые единицы, как теонимы, агиоантропонимы, иконимы, экклезионимы, наименования христианских таинств, православных
праздников, предметов облачения духовенства, богословских наук и дисциплин. Кроме того, в работе
демонстрируется следующее: церковно-религиозный характер духовных писем-воспоминаний проявляется в использовании языковых единиц, обозначающих христианские тексты, единиц, относящихся к
корпусу православной лексики духовно-нравственного содержания, и религиозных формульных единиц.
При рассмотрении вопроса о языковом воплощении жанра автор фокусирует внимание на фигуративно-тропеической организации духовного письма-воспоминания, указывая, что особенности функционирования эпитетов, метафор, аллюзий, сравнений, перечисления, повтора, риторического вопроса, вопросно-ответного хода, риторического восклицания связаны с их церковно-религиозным наполнением
(средства выразительности являются религионимами или включают религионимы). В статье затрагивается тема православной интертекстуальности: источниками интертекстем, бытующих в исследуемых
письмах, выступают Ветхий и Новый Заветы, святоотеческие труды, молитвы. Делается вывод о том,
что духовное письмо-воспоминание – это гибридный эпистолярный жанр церковно-религиозного стиля, т. е. текст, создаваемый церковным писателем и ориентированный на конкретного (персонифицированного) адресата-христианина, содержащий элементы диалогизации и при этом имеющий ретроспективную организацию повествования. |