Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Педагогическая риторика: генезис и актуальность (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторТимонина И. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц202
ID713243
АннотацияВ учебном пособии «Педагогическая риторика: генезис и актуальность» рассматривается история возникновения и развития риторико-педагогических идей, в свете которых педагогический процесс осмысливается как риторизированное обучение. Специфика подобного обучения заключается в том, что категориальный, понятийный аппарат риторики, «участвуя» в учебном процессе, заставляет переосмыслить традиционные подходы к нему, максимально приближая учебный материал к тому, кто его осваивает, делая процесс познания живым и увлекательным. Педагогическая риторика предстает как риторизированная педагогика. Пособие состоит из двух частей. В первой (теоретической) части рассматриваются проблемы зарождения и развития риторико-педагогических идей, их сущность, значимость для современного образования. Вторая часть - практикум, назначение которого – помочь освоить, «провести в жизнь», в учительские будни эти риторико-педагогические идеи, освоить технологию риторизированного обучения.
Кому рекомендованоПособие адресовано в первую очередь студентам-филологам, осваивающим специализацию «Риторика», студентам, обучающимся в педагогических университетах и колледжах, аспирантам. Практикум, несомненно, будет интересен и полезен не только будущим, но и уже работающим учителям, преподавателям среднего и высшего звена, поскольку совершенствование коммуникативной составляющей обучения эффективно влияет на качество «преподнесения» любого предметного знания в рамках изучения любой дисциплины.
ISBN978-5-9765-2070-7
УДК80(075)
ББК83.7
Тимонина, И.В. Педагогическая риторика: генезис и актуальность : учеб. пособие / И.В. Тимонина .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019 .— 202 с. — ISBN 978-5-9765-2070-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/713243 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогическая_риторика_генезис_и_актуальность.pdf
УДК 80(075) ББК 83.7 Т41 Р е ц е н з е н т ы : профессор Магнитогорского государственного технического университета С.А. Песина - доктор филологических наук, Г.Б. Петрова - кандидат педагогических наук, доцент Магнитогорского государственного университета Т41 Тимонина И.В. Педагогическая риторика: генезис и актуальность [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И.В. Тимонина. – 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2019. – 202 с. ISBN 978-5-9765-2070-7 В учебном пособии «Педагогическая риторика: генезис и актуальность» рассматривается история возникновения и развития риторико-педагогических идей, в свете которых педагогический процесс осмысливается как риторизированное обучение. Специфика подобного обучения заключается в том, что категориальный, понятийный аппарат риторики, «участвуя» в учебном процессе, заставляет переосмыслить традиционные подходы к нему, максимально приближая учебный материал к тому, кто его осваивает, делая процесс познания живым и увлекательным. Педагогическая риторика предстает как риторизированная педагогика. Пособие состоит из двух частей. В первой (теоретической) части рассматриваются проблемы зарождения и развития риторико-педагогических идей, их сущность, значимость для современного образования. Вторая часть - практикум, назначение которого – помочь освоить, «провести в жизнь», в учительские будни эти риторико-педагогические идеи, освоить технологию риторизированного обучения. Пособие адресовано в первую очередь студентам-филологам, осваивающим специализацию «Риторика», студентам, обучающимся в педагогических университетах и колледжах, аспирантам. Практикум, несомненно, будет интересен и полезен не только будущим, но и уже работающим учителям, преподавателям среднего и высшего звена, поскольку совершенствование коммуникативной составляющей обучения эффективно влияет на качество «преподнесения» любого предметного знания в рамках изучения любой дисциплины. УДК 80(075) ББК 83.7 ISBN 978-5-9765-2070-7 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . ............................................................................................................................. 5 ЧАСТЬ I. ГЕНЕЗИС РИТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ . ....................................... 9 1.1.Античная классика: софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан . ......... 14 1.1.1. Софисты. Сократ. .............................................................................................. 14 1.1.2. Платон. Аристотель. ..................................................................................... 21 1.1.3. Квинтилиан ........................................................................................................ 35 1.2. Отечественная риторико-педагогическая традиция: М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский .................................................................................................. 40 1.2.1. М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский . ................................................................. 41 1.2.2. К. Д. Ушинский .................................................................................................. 54 1.2.3.*** Онтологическая и гносеологическая общность риторикопедагогических идей ................................................................................................... 65 1.3. Логос, Пафос, Этос в обучении и воспитании в свете риторико-педагогической традиции . ................................................................................................................................ 69 1.3.1. Становление риторического Логоса . ............................................................... 70 1.3.2. Становление риторического Пафоса . .............................................................. 74 1.3.3. Становление риторического Этоса . ................................................................ 80 ЧАСТЬ II. АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ . ................................ 88 2.1. Функционирование риторических понятий речевая ситуация, речевое событие в образовательном дискурсе ................................................................................................. 88 2.1.1. Речевая ситуация, виртуальная ситуация . ...................................................... 88 2.1.2. Речевое событие, риторическое событие . .................................................... 100 2.2. Риторический канон как «путь от мысли к слову». Функционирование категории инвенция в образовательном дискурсе. . ........................................................... 110 2.2.1. Изобретение по топосам . ................................................................................ 112 2.2.2. Целеполагание как инструмент изобретения . .............................................. 123 2.2.3. Изобретение как «нахождение» ответственного поступка . ........................ 131 2.2.4. Основные принципы инвенции. . ............................................................... 142 2.3. Функционирование категории диспозиция в образовательном дискурсе .......... 147 2.4. Функционирование категории элокуция в образовательном дискурсе . ............ 156 2.5. Роль и значение риторической рефлексии в образовательной деятельности ... 166 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................................... 172 ПРОВЕРЬ СЕБЯ ................................................................................................................... 175 ГЛОССАРИЙ ........................................................................................................................ 188 БИБЛИОГРАФИЯ ................................................................................................................ 196 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.