УДК 81(075.8)
ББК 81-03
2
Ì55
Ì55
Мечковская Н.Б.
История языка и история коммуникации: от клинописи до
Интернет: курс лекций по общему языкознанию / Н.Б. Мечковская. —
3-е изд., испр. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 584 с. — ISBN
978-5-89349-854-7. — Текст : электронный.
Впервые в пособии для филологов и лингвистов показано
воздействие информационных технологий (от письма до Интернета)
на языки и общение; рассмотрена роль религии и церкви в истории
коммуникации и языков. Лекции основаны на материале русского и
других славянских языков, а также латыни, английского, немецкого,
французского, итальянского языков.
Для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей
филологических факультетов вузов.
УДК 81(075.8)
ББК 81-03
ISBN 978-ç-89349-8ç4-7
© Мечковская Н.Б., 2016
© Издательство «ФËÈÍÒÀ», 2016
Стр.2
О г л а в л е н и е
3
Предисловие . .............................................................................................. 11
Ч а с т ь п е р в а я (â в о д н а ÿ)
КОММУНИКАЦИЯ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ
И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ
ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ. ЯЗЫК И ДРУГИЕ СЕМИОТИКИ
КАК ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ ЯВЛЕНИЯ ЖИЗНИ
Лекция 1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ
(ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКИХ)
ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ В ПРИРОДЕ
И ОБЩЕСТВЕ . ......................................................................... 14
1. Лингвокоммуникативное измерение
всемирной истории . ............................................................. 14
2. Основные классы знаковых систем в природе
и обществе .......................................................................... 17
3.
Филогенетическая систематизация основных классов
семиотик . ........................................................................... 36
4. Срединное положение и посредническая
(«переводческая») роль естественного языка
в биолого-социальном континууме семиотик . ........................ 40
Лекция 2. ЗНАЧЕНИЕ ДИАХРОНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ЯЗЫКА . ................................................... 45
5. Изменчивость как фундаментальное свойство языка.
Приоритет исторического знания в гуманитарных
науках . .............................................................................. 45
6.
Системность диахронии . ...................................................... 47
7. Синхронное состояние языка как результат диахронии.
Диахроническая информация в синхронном описании
языка ................................................................................. 48
8. Объяснительная сила историко-лингвистического знания . ....... 50
9. Сходство истории языка и индивидуального развития
речи (Биогенетический закон в лингвистике:
корреляции между фило- и онтогенезом языка
и деградацией речи при речевых расстройствах) . ................... 52
10. История языка и ареальная лингвистика.
Единство выводов синхронного
и диахронического языкознания . .......................................... 54
Стр.3
4
Ч А С Т Ь I (вводная). Коммуникация в природе и обществе
О г л а в л е н и е
11. Структура диахронической лингвистики: направления
и дисциплины ................................................................... 55
12. Сравнительно-историческое языкознание
(êîìïàðàòèâèñòèêà) ........................................................... 56
13. Диахронические исследования языка за пределами
компаративистики ............................................................. 67
Ч а с т ь в т о р а я
ПРИРОДА ИЗМЕНЧИВОСТИ ЯЗЫКА
И ПРИЧИНЫ ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Лекция 3. РАЗНООБРАЗИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
В ИСТОРИИ ЯЗЫКА ............................................................... 76
14. Значение проблемы причинности
в историческом языкознании ............................................... 76
15. Аспекты и уровни причинно-исторических объяснений
в лингвистике .................................................................... 77
16. Предпосылки языковой изменчивости, связанные
с синергетической природой языка ....................................... 80
17. Вариативность речевых реализаций структуры языка
как предпосылка языковой изменчивости .............................. 81
18. От индивидуально-ситуативных колебаний в речи
к изменениям в óçóñå, норме и языковой системе ................... 84
Лекция 4. ЯЗЫКОВЫЕ АНТИНОМИИ КАК ПОСТОЯННЫЕ
ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ЯЗЫКЕ ........................................ 87
19. Антиномии мысли и языковые антиномии
как противоположные начала в языке
и в коммуникации .............................................................. 87
20. Асимметрия означающего и означаемого
в языковом знаке ............................................................... 88
21. Антиномия возможностей языковой системы
и избирательности нормы (óçóñà) ........................................ 89
22. Антиномия кода и текста .................................................... 91
23. Антиномия говорящего и слушающего .................................. 93
24. Антиномия информационной и экспрессивной
функций языка .................................................................. 94
25. Антиномии в кругу других факторов языкового
саморазвития .................................................................... 96
Лекция 5. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВ ............................................................ 97
26. Какие события социальной истории особенно значимы
для истории ÿçûêîâ? .......................................................... 98
Стр.4
О г л а в л е н и е
5
27. Как отражается в языках эволюция ìûøëåíèÿ? ................... 100
28. Какие языковыe изменения можно объяснить
«ôàêòîðîì ýêîíîìèè»? ..................................................... 104
29. Кто из говорящих более других склонен «экономить
усилия» в своей речи? (М. Минский о генетических
барьерах, мешающих экспансии «детского лепета»
в речь родителей) ............................................................. 106
30. Сознательное («äîãîâîðíîå») начало в истории языков ........ 108
Ч а с т ь т р е т ь я
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТРУКТУРЕ ЯЗЫКОВ
Лекция 6. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ И ДИАЛЕКТОВ
КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАЦИЙ
И ДИВЕРГЕНТНО-КОНВЕРГЕНТНЫХ
ЯЗЫКОВЫХ ПРОЦЕССОВ .................................................... 122
31. Диалектика дивергентных и конвергентных процессов
и концепции образования языков ....................................... 123
32. Важнейшие дивергентные процессы в истории
индоевропейских языков ................................................... 128
33. Конвергентные процессы в истории языков ......................... 136
34. «Языковой союз» как результат конвергенции
языков-соседей ................................................................ 145
35. Какие социальные обстоятельства определяют
результаты контактирования и насколько симметричны
взаимовлияния ÿçûêîâ? .................................................... 147
36. Что определяет судьбы языков:
дивергентно-конвергентные процессы
или геополитические обстоятельства? ................................. 151
Лекция 7. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКА ........... 153
37. Классы звуковых изменений .............................................. 153
38. Артикуляционно-акустические условия речи
и экономия произносительных усилий.
Закон «восходящей звучности слога» в истории
славянских языков .......................................................... 160
39. Внутрисистемные (фонетико-фонологические) факторы
в истории звуковой организации языка ............................... 164
40. Грамматический фактор в изменениях звукового строя .......... 167
41. Изменения в лексике как предпосылка
фонетико-фонологических инноваций ................................. 169
42. Как фонетическая стилистика связана
с социальной стратификацией îáùåñòâà? ............................. 171
Стр.5
6
Ч А С Т Ь I (вводная). Коммуникация в природе и обществе
О г л а в л е н и е
Лекция 8. ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАММАТИКЕ ........................................... 173
43. Классы изменений в морфологии и синтаксисе ................... 173
44. Аналогическое выравнивание как основной механизм
морфологических изменений ............................................ 181
45. Аналогия в истории управления ....................................... 183
46. Внутрисистемные (морфолого-синтаксические)
факторы в истории грамматики: «давление системы»
и «заполнение пустых êëåòîê» ......................................... 185
47. Лексический фактор в истории грамматики ....................... 190
48. Языковой контакт в его грамматических аспектах.
Бывают ли в грамматике заимствования? .......................... 192
Лекция 9. ИЗМЕНЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ ..................... 196
49. Своеобразие диахронии на лексико-фразеологическом
уровне языка ................................................................. 196
50. Формирование и перестройка номинативных подсистем
как основное содержание лексической диахронии ............... 198
51. Классы изменений на лексико-фразеологическом уровне
языка ........................................................................... 200
52. Зависимости способов создания новых обозначений
от типологического своеобразия языка .............................. 213
53. Социальные и внутриязыковые предпосылки
и ограничения в процессах заимствования ......................... 228
54. Языки-источники лексических заимствований:
социолингвистические константы
и историческая динамика ................................................ 231
Лекция 10. ТЕМПЫ ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. НЕОБХОДИМОСТЬ
И СЛУЧАЙНОСТЬ В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВ ............................ 234
55. Различия в скорости звуковых, грамматических
и лексических процессов ................................................. 234
56. Неравномерность развития родственных языков ................. 237
57. Неравномерность развития отдельного языка
в разные исторические периоды ....................................... 239
58. Неравномерность развития функциональных стилей ........... 242
59. О количественных оценках скорости языковых изменений.
Идеи глоттохронологии .................................................. 243
60. Вероятностный характер языковой динамики:
необходимость и случайность
в языковых изменениях .................................................. 244
61. Различия в вероятностях осуществления
фонетико-фонологических, грамматических
и лексических тенденций развития ................................... 247
Стр.6
О г л а в л е н и е
7
Лекция 11. ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ И УНИВЕРСАЛЬНОЕ
В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВЫХ СТРУКТУР ................................ 249
62. Классы типолого-диахронических сходств ......................... 249
63. Универсальное в «ïðèðîäå» и «òåõíèêå» диахронии ............. 252
64. Типологически значимые системные изменения
в группах языков ........................................................... 254
65. Элементарные диахронические универсалии ...................... 256
Лекция 12. ИЗМЕНЕНИЯ ИЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ?
(ОБ ОЦЕНКАХ ЗВУКОВЫХ, ГРАММАТИЧЕСКИХ
И ЛЕКСИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ) ....................................... 262
66. О возможных «преимуществах» и «неудобствах»
в звуковой организации языка ......................................... 263
67. Гипотезы единого «глоттогонического» процесса
в грамматической эволюции языков. О «регрессе»
и «ïðîãðåññå» в истории грамматического строя ................. 265
68. О «порче» и «позитивных процессах» в истории
лексики ........................................................................ 269
69. В чем совершенство ÿçûêà? ............................................... 271
Ч а с т ь ч е т в е р т а я
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЯЗЫКАХ
Лекция 13. ОБЩЕНИЕ, ЯЗЫКИ И ЯЗЫКОВЫЕ СИТУАЦИИ
НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ................................................................. 277
70. Языковое существование в первобытных сообществах.
Черты племенных языков ................................................ 278
71. Языки ранних государств. Языковые ситуации
феодальной поры ........................................................... 283
72. Тенденции в развитии языковых ситуаций и языков
в послефеодальное время ................................................ 291
Лекция 14. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ
НА ИСТОРИЮ ЯЗЫКОВЫХ СИТУАЦИЙ ............................. 297
73. Какие события и процессы составляют
этнонациональную историю человечества? ......................... 297
74. О терминах, определяющих язык по типу этнической
общности коллектива говорящих: языки племенные,
этнические, национальные, мировые, международные,
полигосударственные, региональные, а также
национальные варианты языка ........................................ 299
Стр.7
8
Ч А С Т Ь I (вводная). Коммуникация в природе и обществе
О г л а в л е н и е
75. Насколько значим фактор языка в истории
образования наций и государств? ..................................... 304
76. Великие географические открытия
и их последствия для языковой карты мира ....................... 309
77. Модели сложения языков-посредников
в межэтнической коммуникации ....................................... 313
78. Этничность и космополитизм в языковой идеологии
и политике. Тенденция к интернационализации
общения и языков .......................................................... 321
Лекция 15. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
В ИСТОРИИ КОММУНИКАЦИИ.
ЯЗЫКОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ
МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ ......................................................... 323
79. Cемиотические предпосылки воздействия
религиозного сознания на язык: неконвенциональная
трактовка знака в религиях Писания ................................ 324
80. Становление религиозной коммуникации ........................... 329
81. Языковые коллизии в истории священных текстов .............. 338
82. Судьбы языков в религиозной истории народов.
Языковые изменения, связанные
с религиозными факторами ............................................. 343
83. Религия как коммуникативная система и ее место
в истории коммуникации ................................................. 355
Лекция 16. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИТЕРАТУРНЫХ (ÑÒÀÍÄÀÐÒÍÛÕ) ЯЗЫКОВ .................... 364
84. Свойство «литературности» (нормативности) языка
как результат продолжительной коллективной
метаязыковой рефлексии говорящих ................................. 365
85. Литературный язык в истории письменной культуры
народа. Хронологические разграничения
смежных явлений ........................................................... 368
86. Когда в истории письменности появляется
феномен «литературности» (нормированности)?
Н.И. Толстой о текстологическом и грамматическом
нормировании литературных языков ................................. 377
87. Основные модели сложения литературных языков .............. 380
88. «Молодые» и «зрелые» литературные языки.
Когда начинается «современный» этап в истории
литературного ÿçûêà? ..................................................... 385
89. О «традиционных» литературных языках
и прерванных традициях ................................................. 389
90. Две линии развития литературных языков
в Новое âðåìÿ: демократизация и усложнение .................... 392
Стр.8
О г л а в л е н и е
9
Ч а с т ь п я т а я
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЯЗЫКИ И ОБЩЕНИЕ
Лекция 17. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАК ФАКТОР ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ . .......................... 400
91. О воздействии средств и способов коммуникации
на содержание общения и на этнические языки . ................ 401
92.
Сколько «информационных революций» было
в истории коммуникации? . ............................................. 404
93. Пять тысячеëåòèé ускорения в развитии
информационных технологий .......................................... 407
94.
95.
Первая информационная революция.
Влияние письменности на общение и на языки . ................ 408
Вторая информационная революция. Книгопечатание
как ранняя предпосылка массовой коммуникации . ............ 414
96. Коммуникационные технологии в формациях, использующих
машины. Возникновение
массовой коммуникации и массовой культуры . ................. 426
97.
Третья информационная революция:
персональный компьютер и Интернет.
Массовая коммуникация диверсифицируется . .................. 435
Лекция 18. ОБЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ: ЖАНРЫ
И КОММУНИКАТИВНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ . ......................... 439
98. Жанры ðå÷è, возникшие в Интернете . ............................. 439
99.
101. Чаты, онлайновые текстовые тусовки по группам
и «â ïðèâàòå» ................................................................ 444
102. Онлайновые конференции и форумы . ............................. 448
103. Интернет-пейджер: мгновенный обмен
текстовыми сообщениями (ICQ, àñüêà) . .......................... 448
104. Сетевые офлайновые конференции и форумы . ................. 450
105. «Æèâîé æóðíàë». Áëîãè. Движение блоггеров . ................ 451
106. Википедия (Wikipedia). Движение Wiki . ........................ 453
107. Художественная литература в Рунете («Сетература»).
Американский интерактивный роман
Дугласа Рашкоффа . ...................................................... 456
108. Интернет как гипертекст . ............................................... 461
109. Интерактивность Интернета.
Роль компьютерных технологий
в расширении диалогичности публичного общения ............ 472
110. Виртуальность общения в Интернете: насколько
эта черта íîâà? .............................................................. 477
Электронная почта . ....................................................... 442
100. Электронные доски объявлений . ..................................... 443
Стр.9
10
Ч А С Т Ь I (вводная). Коммуникация в природе и обществе
О г л а в л е н и е
Лекция 19. ЯЗЫК И СТИЛЬ ИНТЕРНЕТА. КОМПЬЮТЕРНЫЕ
И ИНТЕРНЕТНЫЕ ИННОВАЦИИ
В ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ ................................................ 482
111. Субкультура компьютерщиков. Языковые стихии,
вносимые в общий язык интернет-коммуникацией ............. 483
112. Расцвет метаязыковой рефлексии
у пользователей Интернетом .......................................... 488
113. Интернет-инновации в естественном языке ....................... 494
114. Компьютерные англицизмы. Языковые игры
с интернет-заимствованиями .......................................... 503
115. Черты стиля интернет-коммуникации. Вольности
и правила .................................................................... 511
Лекция 20. ИНТЕРНЕТ И ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ
ИЗМЕНЕНИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ УКЛАДЕ
ОБЩЕСТВА ......................................................................... 516
116. Аспекты общения, важные для характеристики
коммуникативного уклада жизни .................................... 516
117. Что сокращает общение в семье и как влияют на общение
Èíòåðíåò, мобильные телефоны и ïåéäæåðû? .................. 519
118. Компьютер и Интернет в школе и университете:
расширение образовательных технологий и углубление
демократизма в образовании .......................................... 521
119. Интернет-реклама и ее влияние на несетевую рекламу ....... 523
120. Будущее слияние интернет-журналистики с телеи
радиовещанием и печатными СМИ:
двустороннее сближение ................................................ 529
121. Мультимедийный мир и художественная
коммуникация .............................................................. 535
Заключение. Основные тенденции в истории языков и общения ................... 540
Литература ........................................................................................... 550
Именной указатель ................................................................................. 568
Указатель таблиц и схем ......................................................................... 581
Стр.10