Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторМечковская Нина Борисовна
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц584
ID713013
АннотацияВпервые в пособии для филологов и лингвистов показано воздействие информационных технологий (от письма до Интернета) на языки и общение, рассмотрена роль религии и церкви в истории коммуникации и языков. Лекции основаны на материале русского и других славянских языков, а также латыни, английского, немецкого, французского, итальянского языков.
Кому рекомендованоДля студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
ISBN978-5-89349-854-7
УДК81(075.8)
ББК81-03я73
Мечковская, Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета : курс лекций по общему языкознанию / Н.Б. Мечковская .— 3-е изд., испр. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 584 с. — ISBN 978-5-89349-854-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/713013 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_языка_и_история_коммуникации_от_клинописи_до_Интернета.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
История_языка_и_история_коммуникации_от_клинописи_до_Интернета.pdf
УДК 81(075.8) ББК 81-03 2 Ì55 Ì55 Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернет: курс лекций по общему языкознанию / Н.Б. Мечковская. — 3-е изд., испр. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 584 с. — ISBN 978-5-89349-854-7. — Текст : электронный. Впервые в пособии для филологов и лингвистов показано воздействие информационных технологий (от письма до Интернета) на языки и общение; рассмотрена роль религии и церкви в истории коммуникации и языков. Лекции основаны на материале русского и других славянских языков, а также латыни, английского, немецкого, французского, итальянского языков. Для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов. УДК 81(075.8) ББК 81-03 ISBN 978-ç-89349-8ç4-7 © Мечковская Н.Б., 2016 © Издательство «ФËÈÍÒÀ», 2016
Стр.2
О г л а в л е н и е 3 Предисловие . .............................................................................................. 11 Ч а с т ь п е р в а я (â в о д н а ÿ) КОММУНИКАЦИЯ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ. ЯЗЫК И ДРУГИЕ СЕМИОТИКИ КАК ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ ЯВЛЕНИЯ ЖИЗНИ Лекция 1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ (ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКИХ) ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ . ......................................................................... 14 1. Лингвокоммуникативное измерение всемирной истории . ............................................................. 14 2. Основные классы знаковых систем в природе и обществе .......................................................................... 17 3. Филогенетическая систематизация основных классов семиотик . ........................................................................... 36 4. Срединное положение и посредническая («переводческая») роль естественного языка в биолого-социальном континууме семиотик . ........................ 40 Лекция 2. ЗНАЧЕНИЕ ДИАХРОНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ЯЗЫКА . ................................................... 45 5. Изменчивость как фундаментальное свойство языка. Приоритет исторического знания в гуманитарных науках . .............................................................................. 45 6. Системность диахронии . ...................................................... 47 7. Синхронное состояние языка как результат диахронии. Диахроническая информация в синхронном описании языка ................................................................................. 48 8. Объяснительная сила историко-лингвистического знания . ....... 50 9. Сходство истории языка и индивидуального развития речи (Биогенетический закон в лингвистике: корреляции между фило- и онтогенезом языка и деградацией речи при речевых расстройствах) . ................... 52 10. История языка и ареальная лингвистика. Единство выводов синхронного и диахронического языкознания . .......................................... 54
Стр.3
4 Ч А С Т Ь I (вводная). Коммуникация в природе и обществе О г л а в л е н и е 11. Структура диахронической лингвистики: направления и дисциплины ................................................................... 55 12. Сравнительно-историческое языкознание (êîìïàðàòèâèñòèêà) ........................................................... 56 13. Диахронические исследования языка за пределами компаративистики ............................................................. 67 Ч а с т ь в т о р а я ПРИРОДА ИЗМЕНЧИВОСТИ ЯЗЫКА И ПРИЧИНЫ ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Лекция 3. РАЗНООБРАЗИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ИСТОРИИ ЯЗЫКА ............................................................... 76 14. Значение проблемы причинности в историческом языкознании ............................................... 76 15. Аспекты и уровни причинно-исторических объяснений в лингвистике .................................................................... 77 16. Предпосылки языковой изменчивости, связанные с синергетической природой языка ....................................... 80 17. Вариативность речевых реализаций структуры языка как предпосылка языковой изменчивости .............................. 81 18. От индивидуально-ситуативных колебаний в речи к изменениям в óçóñå, норме и языковой системе ................... 84 Лекция 4. ЯЗЫКОВЫЕ АНТИНОМИИ КАК ПОСТОЯННЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ЯЗЫКЕ ........................................ 87 19. Антиномии мысли и языковые антиномии как противоположные начала в языке и в коммуникации .............................................................. 87 20. Асимметрия означающего и означаемого в языковом знаке ............................................................... 88 21. Антиномия возможностей языковой системы и избирательности нормы (óçóñà) ........................................ 89 22. Антиномия кода и текста .................................................... 91 23. Антиномия говорящего и слушающего .................................. 93 24. Антиномия информационной и экспрессивной функций языка .................................................................. 94 25. Антиномии в кругу других факторов языкового саморазвития .................................................................... 96 Лекция 5. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВ ............................................................ 97 26. Какие события социальной истории особенно значимы для истории ÿçûêîâ? .......................................................... 98
Стр.4
О г л а в л е н и е 5 27. Как отражается в языках эволюция ìûøëåíèÿ? ................... 100 28. Какие языковыe изменения можно объяснить «ôàêòîðîì ýêîíîìèè»? ..................................................... 104 29. Кто из говорящих более других склонен «экономить усилия» в своей речи? (М. Минский о генетических барьерах, мешающих экспансии «детского лепета» в речь родителей) ............................................................. 106 30. Сознательное («äîãîâîðíîå») начало в истории языков ........ 108 Ч а с т ь т р е т ь я ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ЯЗЫКОВ Лекция 6. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ И ДИАЛЕКТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАЦИЙ И ДИВЕРГЕНТНО-КОНВЕРГЕНТНЫХ ЯЗЫКОВЫХ ПРОЦЕССОВ .................................................... 122 31. Диалектика дивергентных и конвергентных процессов и концепции образования языков ....................................... 123 32. Важнейшие дивергентные процессы в истории индоевропейских языков ................................................... 128 33. Конвергентные процессы в истории языков ......................... 136 34. «Языковой союз» как результат конвергенции языков-соседей ................................................................ 145 35. Какие социальные обстоятельства определяют результаты контактирования и насколько симметричны взаимовлияния ÿçûêîâ? .................................................... 147 36. Что определяет судьбы языков: дивергентно-конвергентные процессы или геополитические обстоятельства? ................................. 151 Лекция 7. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКА ........... 153 37. Классы звуковых изменений .............................................. 153 38. Артикуляционно-акустические условия речи и экономия произносительных усилий. Закон «восходящей звучности слога» в истории славянских языков .......................................................... 160 39. Внутрисистемные (фонетико-фонологические) факторы в истории звуковой организации языка ............................... 164 40. Грамматический фактор в изменениях звукового строя .......... 167 41. Изменения в лексике как предпосылка фонетико-фонологических инноваций ................................. 169 42. Как фонетическая стилистика связана с социальной стратификацией îáùåñòâà? ............................. 171
Стр.5
6 Ч А С Т Ь I (вводная). Коммуникация в природе и обществе О г л а в л е н и е Лекция 8. ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАММАТИКЕ ........................................... 173 43. Классы изменений в морфологии и синтаксисе ................... 173 44. Аналогическое выравнивание как основной механизм морфологических изменений ............................................ 181 45. Аналогия в истории управления ....................................... 183 46. Внутрисистемные (морфолого-синтаксические) факторы в истории грамматики: «давление системы» и «заполнение пустых êëåòîê» ......................................... 185 47. Лексический фактор в истории грамматики ....................... 190 48. Языковой контакт в его грамматических аспектах. Бывают ли в грамматике заимствования? .......................... 192 Лекция 9. ИЗМЕНЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ ..................... 196 49. Своеобразие диахронии на лексико-фразеологическом уровне языка ................................................................. 196 50. Формирование и перестройка номинативных подсистем как основное содержание лексической диахронии ............... 198 51. Классы изменений на лексико-фразеологическом уровне языка ........................................................................... 200 52. Зависимости способов создания новых обозначений от типологического своеобразия языка .............................. 213 53. Социальные и внутриязыковые предпосылки и ограничения в процессах заимствования ......................... 228 54. Языки-источники лексических заимствований: социолингвистические константы и историческая динамика ................................................ 231 Лекция 10. ТЕМПЫ ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВ ............................ 234 55. Различия в скорости звуковых, грамматических и лексических процессов ................................................. 234 56. Неравномерность развития родственных языков ................. 237 57. Неравномерность развития отдельного языка в разные исторические периоды ....................................... 239 58. Неравномерность развития функциональных стилей ........... 242 59. О количественных оценках скорости языковых изменений. Идеи глоттохронологии .................................................. 243 60. Вероятностный характер языковой динамики: необходимость и случайность в языковых изменениях .................................................. 244 61. Различия в вероятностях осуществления фонетико-фонологических, грамматических и лексических тенденций развития ................................... 247
Стр.6
О г л а в л е н и е 7 Лекция 11. ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ И УНИВЕРСАЛЬНОЕ В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВЫХ СТРУКТУР ................................ 249 62. Классы типолого-диахронических сходств ......................... 249 63. Универсальное в «ïðèðîäå» и «òåõíèêå» диахронии ............. 252 64. Типологически значимые системные изменения в группах языков ........................................................... 254 65. Элементарные диахронические универсалии ...................... 256 Лекция 12. ИЗМЕНЕНИЯ ИЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ? (ОБ ОЦЕНКАХ ЗВУКОВЫХ, ГРАММАТИЧЕСКИХ И ЛЕКСИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ) ....................................... 262 66. О возможных «преимуществах» и «неудобствах» в звуковой организации языка ......................................... 263 67. Гипотезы единого «глоттогонического» процесса в грамматической эволюции языков. О «регрессе» и «ïðîãðåññå» в истории грамматического строя ................. 265 68. О «порче» и «позитивных процессах» в истории лексики ........................................................................ 269 69. В чем совершенство ÿçûêà? ............................................... 271 Ч а с т ь ч е т в е р т а я ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЯЗЫКАХ Лекция 13. ОБЩЕНИЕ, ЯЗЫКИ И ЯЗЫКОВЫЕ СИТУАЦИИ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ................................................................. 277 70. Языковое существование в первобытных сообществах. Черты племенных языков ................................................ 278 71. Языки ранних государств. Языковые ситуации феодальной поры ........................................................... 283 72. Тенденции в развитии языковых ситуаций и языков в послефеодальное время ................................................ 291 Лекция 14. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИСТОРИЮ ЯЗЫКОВЫХ СИТУАЦИЙ ............................. 297 73. Какие события и процессы составляют этнонациональную историю человечества? ......................... 297 74. О терминах, определяющих язык по типу этнической общности коллектива говорящих: языки племенные, этнические, национальные, мировые, международные, полигосударственные, региональные, а также национальные варианты языка ........................................ 299
Стр.7
8 Ч А С Т Ь I (вводная). Коммуникация в природе и обществе О г л а в л е н и е 75. Насколько значим фактор языка в истории образования наций и государств? ..................................... 304 76. Великие географические открытия и их последствия для языковой карты мира ....................... 309 77. Модели сложения языков-посредников в межэтнической коммуникации ....................................... 313 78. Этничность и космополитизм в языковой идеологии и политике. Тенденция к интернационализации общения и языков .......................................................... 321 Лекция 15. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В ИСТОРИИ КОММУНИКАЦИИ. ЯЗЫКОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ ......................................................... 323 79. Cемиотические предпосылки воздействия религиозного сознания на язык: неконвенциональная трактовка знака в религиях Писания ................................ 324 80. Становление религиозной коммуникации ........................... 329 81. Языковые коллизии в истории священных текстов .............. 338 82. Судьбы языков в религиозной истории народов. Языковые изменения, связанные с религиозными факторами ............................................. 343 83. Религия как коммуникативная система и ее место в истории коммуникации ................................................. 355 Лекция 16. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ (ÑÒÀÍÄÀÐÒÍÛÕ) ЯЗЫКОВ .................... 364 84. Свойство «литературности» (нормативности) языка как результат продолжительной коллективной метаязыковой рефлексии говорящих ................................. 365 85. Литературный язык в истории письменной культуры народа. Хронологические разграничения смежных явлений ........................................................... 368 86. Когда в истории письменности появляется феномен «литературности» (нормированности)? Н.И. Толстой о текстологическом и грамматическом нормировании литературных языков ................................. 377 87. Основные модели сложения литературных языков .............. 380 88. «Молодые» и «зрелые» литературные языки. Когда начинается «современный» этап в истории литературного ÿçûêà? ..................................................... 385 89. О «традиционных» литературных языках и прерванных традициях ................................................. 389 90. Две линии развития литературных языков в Новое âðåìÿ: демократизация и усложнение .................... 392
Стр.8
О г л а в л е н и е 9 Ч а с т ь п я т а я ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЯЗЫКИ И ОБЩЕНИЕ Лекция 17. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ . .......................... 400 91. О воздействии средств и способов коммуникации на содержание общения и на этнические языки . ................ 401 92. Сколько «информационных революций» было в истории коммуникации? . ............................................. 404 93. Пять тысячеëåòèé ускорения в развитии информационных технологий .......................................... 407 94. 95. Первая информационная революция. Влияние письменности на общение и на языки . ................ 408 Вторая информационная революция. Книгопечатание как ранняя предпосылка массовой коммуникации . ............ 414 96. Коммуникационные технологии в формациях, использующих машины. Возникновение массовой коммуникации и массовой культуры . ................. 426 97. Третья информационная революция: персональный компьютер и Интернет. Массовая коммуникация диверсифицируется . .................. 435 Лекция 18. ОБЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ: ЖАНРЫ И КОММУНИКАТИВНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ . ......................... 439 98. Жанры ðå÷è, возникшие в Интернете . ............................. 439 99. 101. Чаты, онлайновые текстовые тусовки по группам и «â ïðèâàòå» ................................................................ 444 102. Онлайновые конференции и форумы . ............................. 448 103. Интернет-пейджер: мгновенный обмен текстовыми сообщениями (ICQ, àñüêà) . .......................... 448 104. Сетевые офлайновые конференции и форумы . ................. 450 105. «Æèâîé æóðíàë». Áëîãè. Движение блоггеров . ................ 451 106. Википедия (Wikipedia). Движение Wiki . ........................ 453 107. Художественная литература в Рунете («Сетература»). Американский интерактивный роман Дугласа Рашкоффа . ...................................................... 456 108. Интернет как гипертекст . ............................................... 461 109. Интерактивность Интернета. Роль компьютерных технологий в расширении диалогичности публичного общения ............ 472 110. Виртуальность общения в Интернете: насколько эта черта íîâà? .............................................................. 477 Электронная почта . ....................................................... 442 100. Электронные доски объявлений . ..................................... 443
Стр.9
10 Ч А С Т Ь I (вводная). Коммуникация в природе и обществе О г л а в л е н и е Лекция 19. ЯЗЫК И СТИЛЬ ИНТЕРНЕТА. КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНТЕРНЕТНЫЕ ИННОВАЦИИ В ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ ................................................ 482 111. Субкультура компьютерщиков. Языковые стихии, вносимые в общий язык интернет-коммуникацией ............. 483 112. Расцвет метаязыковой рефлексии у пользователей Интернетом .......................................... 488 113. Интернет-инновации в естественном языке ....................... 494 114. Компьютерные англицизмы. Языковые игры с интернет-заимствованиями .......................................... 503 115. Черты стиля интернет-коммуникации. Вольности и правила .................................................................... 511 Лекция 20. ИНТЕРНЕТ И ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ УКЛАДЕ ОБЩЕСТВА ......................................................................... 516 116. Аспекты общения, важные для характеристики коммуникативного уклада жизни .................................... 516 117. Что сокращает общение в семье и как влияют на общение Èíòåðíåò, мобильные телефоны и ïåéäæåðû? .................. 519 118. Компьютер и Интернет в школе и университете: расширение образовательных технологий и углубление демократизма в образовании .......................................... 521 119. Интернет-реклама и ее влияние на несетевую рекламу ....... 523 120. Будущее слияние интернет-журналистики с телеи радиовещанием и печатными СМИ: двустороннее сближение ................................................ 529 121. Мультимедийный мир и художественная коммуникация .............................................................. 535 Заключение. Основные тенденции в истории языков и общения ................... 540 Литература ........................................................................................... 550 Именной указатель ................................................................................. 568 Указатель таблиц и схем ......................................................................... 581
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.