Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 547694)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Основы филологии: лингвистические парадигмы (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКрасина Елена Александровна
АвторыПерфильева Наталия Владимировна
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц407
ID712291
АннотацияВ пособии рассматривается лингвистическая методология в аспекте теории языка (общее языкознание) с учетом временной ретроспективы и перспективы. Курс базируется на философско-эмпирическом и системно-типологическом принципах характеристики объекта — языка и аспектов его изучения, т.е. предполагает интегративный подход на основе рассмотрения лингвистических парадигм становления и развития теории языка. Форма и методы подачи материала обусловлены понятием лингвистической парадигмы, в частности, структурной и семантической парадигмы и др.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов.
ISBN978-5-9765-2124-7
УДК80(075.8)
ББК80я73
Красина, Е.А. Основы филологии: лингвистические парадигмы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.В. Перфильева, Е.А. Красина .— 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016 .— 407 с. : ил. — ISBN 978-5-9765-2124-7 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/712291

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основы_филологии_лингвистические_парадигмы.pdf
Е.А. Красина, Н.В. Перфильева ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Издательство «ФЛИНТА» 2016 Москва
Стр.1
УДК 80(075.8) ББК 88я73 К78 К78 Красина Е.А. Основы филологии: лингвистические парадигмы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е.А. Красина, Н.В. Перфильева. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 407 с. ISBN 978-5-9765-2124-7 В пособии рассматривается лингвистическая методология в аспекте теории языка (общее языкознание) с учетом временной ретроспективы и перспективы. Курс базируется на философскоэмпирическом и системно-типологическом принципах характеристики объекта — языка и аспектов его изучения, т.е. предполагает интегративный подход на основе рассмотрения лингвистических парадигм становления и развития теории языка. Форма и методы подачи материала обусловлены понятием лингвистической парадигмы, в частности, структурной и семантической парадигмы и др. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов. УДК 80(075.8) ББК 88я73 ISBN 978-5-9765-2124-7 © Красина Е.А., Перфильева Н.В., 2015 © Издательство «ФЛИНТА», 2015
Стр.2
Оглавление От авторов ............................................................................................................6 Часть I. ЯЗЫК И МЕТОД Глава 1. ЯЗЫК КАК НАБЛЮДАЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ И КАК ОБЪЕКТ ТЕОРИИ ..............................................................................................................9 1.1. Языкознание как наука. Научное и обыденное познание. Эволюция представлений о языке как объекте теории ................................9 1.2. Аспекты и объекты теории языка. Членораздельность и символичность. Язык как иерархически организованная система ........13 1.3. Задачи языкознания. Связь языкознания с другими науками ............20 1.4. Литература ...............................................................................................23 1.5. Вопросы и задания ..................................................................................24 Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ ........................27 2.1. Методологическое значение философских категорий. Общая и частная методология ......................................................................27 2.2. Понятие методологии и метода. Уровни методологии .......................29 2.3. Методологическая роль парадигмы и дисциплинарной матрицы ........32 2.4. Научная и языковая картина мира ........................................................35 2.5. Эмпирический и теоретический уровни исследований ......................40 2.6. Базовые лингвистические модели .........................................................44 2.7. Литература ...............................................................................................47 2.8. Вопросы и задания ..................................................................................48 ЧАСТЬ II. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ Глава 1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ......................53 1.1. Проблемы человеческого начала ..........................................................53 1.2. Культура как сфера жизнедеятельности человека. Культура и цивилизация ...............................................................................56 1.3. Язык как объект антропологической философии Человеческая природа языка ................................................................................................59 1.4. Человечение языка ..................................................................................63 1.5. Язык, человек и мир ...............................................................................65 1.6. Культурная антропология и лингвистика .............................................68 3
Стр.3
1.7. Культурно-социальный аспект коммуникации. Гипотеза лингвистической относительности ..............................................70 1.8. Литература ...............................................................................................74 1.9. Вопросы и задания ..................................................................................75 Глава 2. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД .............................................77 2.1. Предпосылки возникновения сравнительно-исторического метода .............................................................................................................77 2.2. Основоположники сравнительно-исторического метода. Два подхода к исследованию языка .............................................................79 2.3. Каталогизация и классификации языков. Методы сопоставления и реконструкции ....................................................83 2.4. Критерии родства языков. Генетическая и типологическая классификации языков ..................................................................................85 2.5. Периодизация этапов сравнительно-исторического метода ...............88 2.6. Методология компаративистики. Контрастивная лингвистика. Лингвистика универсалий .............................................................................90 2.7. Литература ...............................................................................................93 2.8. Вопросы и задания ..................................................................................94 Глава 3. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА. МАКРО- И МИКРОТИПОЛОГИЯ ..................................................................97 3.1. Общие черты языков мира. Сходства и различия. Основные классификации .............................................................................97 3.2. Контенсивно-типологическое описание языков ................................100 3.3. Языковые универсалии в описании языков мира ..............................102 3.4. Семиологический аспект описания языков ........................................105 3.5. Семиологический принцип в описании плана содержания языка ......107 3.6. Словарь как компонент системного описания языков ......................109 3.7. Принципы многомерной классификации языков Э. Сэпира ............114 3.8. Базовые принципы системологической методологии и системная типология языков Г.П. Мельникова .....................................118 3.9. Литература .............................................................................................121 3.10. Вопросы и задания ..............................................................................122 Глава 4. СЕМИОТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ .....................................................124 4.1. Знаковые теории. Понятие знака. Философские трактовки знака ......124 4.2. Знак в концепциях Нового времени и современности ......................128 4
Стр.4
4.3. Типология знака. Логико-математическая концепция знака Ч.С. Пирса ....................................................................................................129 4.4. Психические (бихевиористские) знаковые теории ............................132 4.5. Знак в лингвистических теориях. Понятие знака: от Ф. де Соссюра до Пражской лингвистической школы ........................133 4.6. Семиотика и семиология как знаковое учение. Основные школы .....136 4.7. Литература .............................................................................................139 4.8. Вопросы и задания ................................................................................140 Глава 5. СТРУКТУРНАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ .....................................................142 5.1. Понятие структуры. Соотношение структуры и системы. Предпосылки возникновения структурного подхода в лингвистике и других науках ............................................................................................142 5.2. Школы структурализма ........................................................................145 5.3. Методы моделирования в рамках структурной лингвистики. Методы структурной лингвистики ............................................................149 5.4. Литература .............................................................................................153 5.5. Вопросы и задания ................................................................................154 Глава 6. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ .....................................................157 6.1. Философская база развития семантического знания. Смысл и значение. Объект лингвистической семантики .........................157 6.2. От генеративной семантики к порождающей семантике. Трансформационный метод. Методы лексической декомпозиции .........160 6.3. Метаязык. Семантические универсалии и семантические примитивы ....................................................................................................164 6.4. Литература .............................................................................................167 6.5. Вопросы и задания ................................................................................167 Вместо заключения: интегральное описание языка ....................................172 Библиография ..................................................................................................174 Приложение. ТЕКСТЫ И ФРАГМЕНТЫ .....................................................179
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически