Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Концептуальная систематика аргументации (1500,00 руб.)

0   0
АвторыКостюшкина Г. М., Колмогорова А. В., Баребина Н. С., Дашкова С. Ю., Ильичева Е. О., Нешева Т. В., Ситосанова О. В., Костюшкина Г. М.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц586
ID711749
АннотацияМонография посвящена проблеме изучения аргументации как важнейшего аспекта речевого взаимодействия. Особенности, тенденции и закономерности развертывания процесса убеждения рассматриваются на материале научного, бытового, политического дискурсов, а также в дискурсе медиации в коммуникативных пространствах русского, французского и английского языков. Анализируются когнитивные основы и системообразующие связи и факторы аргументативных процессов в дискурсивной практике.
Кому рекомендованоДля студентов филологических и лингвистических специальностей, аспирантов и преподавателей.
ISBN978-5-9765-1999-2
УДК81.00
ББК81
Концептуальная систематика аргументации : коллектив. монография / Г.М. Костюшкина, А.В. Колмогорова, Н.С. Баребина, С.Ю. Дашкова, Е.О. Ильичева, Т.В. Нешева, О.В. Ситосанова; ред. Г.М. Костюшкина .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017 .— 586 с. — Авт. указаны на обороте тит. л.; Библиогр.: с. 541-577 .— ISBN 978-5-9765-1999-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/711749 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концептуальная__систематика__аргументации.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Концептуальная__систематика__аргументации.pdf
УДК 81.00 ББК 74.58 К71 Ав т оры: Г.М. Костюшкина, А.В. Колмогорова, Н.С. Баребина, С.Ю. Дашкова, Е.О. Ильичева, Т.В. Нешева, О.В. Ситосанова Научный редактор д-р филол. наук, проф. Г.М. Костюшкина К71 Концептуальная систематика аргументации [Электронный ресурс] : колл. монография / Г.М. Костюшкина, А.В. Колмогорова, Н.С. Баребина, С.Ю. Дашкова, Е.О. Ильичева, Т.В. Нешева, О.В. Ситосанова; науч. ред. Г.М. Костюшкина. — 4-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2017. — 586 с. ISBN 978-5-9765-1999-2 Монография посвящена проблеме изучения аргументации как важнейшего аспекта речевого взаимодействия. Особенности, тенденции и законо-мерности развертывания процесса убеждения рассматриваются на материале научного, бытового, политического дискурсов, а также в дискурсе медиации в коммуникативных пространствах русского, французского и английского языков. Анализируются когнитивные основы и системообразующие связи и факторы аргументативных процессов в дискурсивной практике. Для студентов филологических и лингвистических специальностей, аспирантов и преподавателей. УДК 81.00 ББК 74.58 ISBN 978-5-9765-1999-2 © Коллектив авторов, 2014 © Издательство «ФЛИНТА», 2014 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ................................................................................................................... 8 РАЗДЕЛ 1. АРГУМЕНТАЦИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМАТИКА РЕЧИ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Концептуальная систематика языка, речи и речевой деятельности как объект лингвистики ....................................................................................10 1.1. Системность языка и системный подход ....................................................10 1.1.2. Соотношение понятий «систематика» и «система» ....................13 1.2. Аргументация как многоаспектное явление ..............................................25 1.2.1. Понятие и цель аргументации .............................................................25 1.2.2. Подходы к изучению аргументации ..................................................32 1.3. Речевая / коммуникативная аргументация ...............................................43 1.4. Изучение языка аргументации .......................................................................45 1.4.1. Слова-аргументаторы / аргументативные модификаторы .......47 1.4.2. Дискурсивная аргументация ...............................................................54 1.4.2.1. Средства аргументативной логики: способы рассуждения ................................................................................60 1.4.2.2. Реализация аргументации ......................................................64 1.4.2.3. Средства реализации аргументации ...................................67 Выводы ............................................................................................................................69 РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕНИЕ И КОГНИЦИЯ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ 2.1. Концепции и модели общения в современном гуманитарном знании ......................................................................................................................71 2.1.1. Языковая коммуникация и речевое общение ................................71 2.1.2. Коммуникация: метафора контейнера или танца? ......................72 2.1.3. Languaging ..................................................................................................76 2.2. Природа и локализация когниции ................................................................79 2.3. Теория распределённой когниции ................................................................86 Выводы ............................................................................................................................91 РАЗДЕЛ 3. МЕСТО И РОЛЬ АРГУМЕНТАЦИИ В КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССАХ 3.1. Онтологический статус аргументации в современной лингвистике и философии языка ............................................................................................93 3.2. Семиотический базис феномена интерперсональной аргументации ......................................................................................................102 3.3. Разновидности интерперсональной аргументации ...............................112 3.3.1. Когнитивно-языковая аргументация ..............................................112 3
Стр.3
3.3.1.1. Норма, эталон, прототип как базовые категории когнитивно-языковой аргументации ................................114 3.3.1.2. Норма, прототип, эталон как основа когнитивно языковой разновидности интерперсональной аргументации: case study .......................................................118 3.3.2. Социально-речевая аргументация ...................................................135 3.3.2.1. Общие замечания ....................................................................135 3.3.2.2. Природа и функции социально-речевой аргументации ............................................................................138 3.3.2.3. Социальный стереотип и аргументация ..........................140 3.3.2.4. Лингвистические маркеры социально-речевой аргументации ............................................................................146 3.3.3. Экспериментальные основания выделения когнитивноязыковой и речевой разновидностей аргументации ..................158 3.3.4. Личностная аргументация ..................................................................164 Выводы ..........................................................................................................................168 РАЗДЕЛ 4. КОНТРАРГУМЕНТАЦИЯ В ДИСКУРСЕ МЕДИАЦИИ 4.1. Медиация как научно-социальный феномен ..........................................170 4.2. Дифференцирующие (конститутивные) признаки дискурса медиации ..............................................................................................................174 4.2.1. Параметры описания дискурса медиации .....................................177 4.2.2. Системообразующие признаки дискурса медиации ..................183 4.2.3. Аргументативный диалог как форма реализации дискурса медиации ...................................................................................................191 4.3. Макроуровень контраргументации ............................................................194 4.4. Контраргументация как объект лингвистического исследования ......................................................................................................197 4.4.1. Логическая контраргументация .......................................................199 4.4.2. Микроуровень контраргументации .................................................201 4.4.3. Контрарументация как рационально-эвристическое явление ......................................................................................................201 4.4.4. Контраргументация в концепции стратегического маневрирования ......................................................................................203 4.5. Когнитивный подход к исследованию контраргументации ..............206 4.6. Контраргументация в интеракции в социальной системе медиации ..............................................................................................................208 4.6.1. Ориентирующий потенциал топики в аргументации ...............215 4.6.1.1. Использование топического потенциала дискуссии в контраргументации ..............................................................215 4.6.1.2. Использование топосов как способ когнитивного ориентирования в аргументативном взаимодействии ......217 4
Стр.4
4.7. Схема аргументативно-лингвистического анализа аргументативного диалога в дискурсе медиации ...................................227 4.8. Анализ ориентирующей функции топики в контраргументации ......230 4.8.1. Стратегия устранения от конфликта ..............................................232 4.8.2. Стратегия обхода ....................................................................................237 4.8.3. Стратегия дискредитации собеседника .........................................253 4.8.4. Стратегия затягивания дискуссии ...................................................260 Выводы ..........................................................................................................................264 РАЗДЕЛ 5. ЛОГИКО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ АРГУМЕНТАЦИИ 5.1. Научный текст как особая форма коммуникации .................................267 5.1.1. Типология научных текстов ...............................................................269 5.1.2. Прагматика научно-учебного текста ...............................................271 5.2. Аргументация в научно-учебном тексте ...................................................274 5.2.1. Виды аргументации ...............................................................................276 5.2.2. Роль умозаключений в организации аргументации в научно-учебном тексте ......................................................................276 5.2.2.1. Дедуктивное аргументативное умозаключение ............278 5.2.2.2. Энтимемы с опущенной большей посылкой .................283 5.3. Эмпирическая аргументация в научно-учебном тексте ......................295 5.3.1. Индуктивное рассуждение .................................................................295 5.3.2. Умозаключения по аналогии в научно-учебном тексте ............299 5.4. Аргументация с помощью статистических умозаключений ..............304 5.5. Пример как один из способов аргументации в научно-учебном тексте .....................................................................................................................306 5.6. Риторические приемы аргументации в научно-учебном тексте .......311 5.6.1. Аргументация к традиции ...................................................................313 5.6.2. Аргументация к авторитету ................................................................315 5.6.3. Роль фигур в аргументации в научно-учебном тексте ..............317 Выводы ..........................................................................................................................323 РАЗДЕЛ 6. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ РОЛЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ АРГУМЕНТАТИВНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 6.1. Умозаключение как предмет исследования в современной науке ........................................................................................329 6.2. Умозаключение как форма мышления и умственное действие ........331 6.3. Умозаключения в естественном языке ......................................................334 6.4. Простой категорический силлогизм и энтимема ...................................339 6.5. Когнитивно-дискурсивный аспект изучения умозаключений в публичном политическом дискурсе ........................................................342 5
Стр.5
6.5.1. Особенности употребления дедуктивных умозаключений в публичном политическом дискурсе .............................................349 6.5.2. Дедуктивное умозаключение как способ аргументации в публичном политическом дискурсе .............................................353 6.5.3. Убеждение как цель прагматического воздействия в публичном политическом дискурсе .............................................360 6.5.4. Прагматическая роль умозаключений в дискурсе президента Российской Федерации ................................................368 6.5.5. Прагматическая роль дедуктивных умозаключений в организации аргументации .............................................................383 Выводы ..........................................................................................................................387 РАЗДЕЛ 7. КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВ-АРГУМЕНТАТОРОВ 7.1. Аргументативный статус слов encore — еще, déjà — уже ....................390 7.2. Вариативность определений поняттия нормы .......................................394 7.3. Аргументативный статус слов encore — еще, déjà — уже относительно разных типов коммуникативно-прагматической нормы ....................................................................................................................398 7.4. Семантические характеристики слов-аргументаторов ........................406 7.4.1. Семантические особенности формирования проспекции и ретроспекции .......................................................................................409 7.4.2. Значение проспекции ...........................................................................412 7.4.3. Значение ретроспекции .......................................................................416 7.4.4. Пересечение проспекции и ретроспекции ....................................420 7.4.5. Значение интенсивности .....................................................................427 7.4.6. Значение уточнения ..............................................................................434 7.4.7. Значение контраргументации ...........................................................440 7.4.8. Актуализация основных значений слов-аргументаторов при отрицании .........................................................................................442 7.5. Прагматический аспект слов-аргументаторов ........................................451 7.5.1. К проблеме взаимосвязи понятий «аргументативность», «прагматика» и «коммуникативная стратегия» ..........................451 7.5.2. Стратегичность слов-аргументаторов в функциональном аспекте ........................................................................................................452 7.5.3. Ассертивная функция-стратегия ......................................................456 7.5.4. Директивная функция-стратегия .....................................................462 7.5.5. Декларативная функция-стратегия .................................................465 7.5.6. Экспрессивная функция-стратегия .................................................468 7.5.7. Эмоционально настраивающая функция-стратегия .................472 7.5.8. Комиссивная функция-стратегия ....................................................474 6
Стр.6
7.5.9. Взаимодействие формы, функции и значения слов-аргументаторов .............................................................................477 Выводы ..........................................................................................................................480 РАЗДЕЛ 8. СЕМАНТИКА И ПРАГМАТИКА СЛОВ-АРГУМЕНТАТОРОВ В БЫТОВОМ ДИСКУРСЕ 8.1. Лингвистический статус слов-аргументаторов ......................................482 8.2. Слова-аргументаторы в английском и русском языках ......................492 8.3. Семантические и прагматические особенности слов-аргументаторов в бытовом дискурсе ...............................................495 8.3.1. Семантические особенности слов-аргументаторов ...................495 8.3.2. Прагматические особенности слов-аргументаторов .................501 8.4. Коммуникативные стратегии слов-аргументаторов .............................505 8.4.1. Стратегия волеизъявления .................................................................506 8.4.1.1. Тактика убеждения ..................................................................506 8.4.1.2. Тактика запроса информации .............................................513 8.4.1.3. Тактика предложения .............................................................518 8.4.2. Стратегия эмоционально-оценочного воздействия ...................520 8.4.2.1. Тактика упрека ..........................................................................521 8.4.2.2. Тактика одобрения ..................................................................525 8.4.3. Стратегия информирования ..............................................................527 8.4.3.1. Тактика предположения ........................................................527 8.4.3.2. Тактика признания ..................................................................530 8.5. Взаимодействие формы, функции и значения слов-аргументаторов в бытовом дискурсе... ............................................533 Выводы ..........................................................................................................................536 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................................538 БИБЛИОГРАФИЯ ..................................................................................................541 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ .....................................................578 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.