Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 548016)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Лингвокультурная ситуация в современной России: речевая культура студенчества (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторМихеева Любовь Николаевна
АвторыДолинина Ирина Вячеславовна, Здорикова Юлия Николаевна
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц216
ID711705
АннотацияМонография подготовлена в русле одного из актуальных направлений современной лингвокультурологии — исследования лингвокультурной ситуации определенного периода. В работе получает развитие теория лингвокультурной ситуации, а также освещается прикладной аспект проблемы: на материале речевой практики ивановского студенчества анализируются составляющие современного молодежного дискурса, выявляется своеобразие языковой личности молодого россиянина.
Кому рекомендованоКнига адресована широкому кругу читателей: от специалистов в области лингвистики и культурологии до интересующихся вопросами культуры речи, особенно в среде молодежи.
ISBN978-5-9765-1848-3
УДК81’276
ББК81.001.2
Михеева, Л.Н. Лингвокультурная ситуация в современной России: речевая культура студенчества [Электронный ресурс] : монография / И.В. Долинина, Ю.Н. Здорикова, Л.Н. Михеева .— 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016 .— 216 с. — Библиогр.: с. 202-215 .— ISBN 978-5-9765-1848-3 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/711705

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лингвокультурная_ситуация_в_современной_России__речевая_культура__студенчества_.pdf
УДК 81’276 ББК 81.001.2 М69 К о л л е к т и в а в т о р о в : д-р филол. наук, проф. Л.Н. Михеева (введение, раздел I главы 1, 2); канд. филол. наук, доц. И.В. Долинина (раздел II глава 1, заключение, глоссарий); канд. филол. наук, доц. Ю.Н. Здорикова (раздел II глава 2, приложение № 1, приложение № 2) Р е ц е н з е н т ы : д-р филол. наук, проф., акад. РАЕН В.М. Шаклеин (Российский университет дружбы народов); кафедра русского языка и методики преподавания Ивановского государственного университета Михеева Л.Н. М69 Лингвокультурная ситуация в современной России : речевая культура студенчества [Электронный ресурс]: монография / Л.Н. Михеева, И.В. Долинина, Ю.Н. Здорикова ; под ред. д-ра филол. наук Л.Н. Михеевой. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 216 с. ISBN 978-5-9765-1848-3 Монография подготовлена в русле одного из актуальных направлений современной лингвокультурологии — исследования лингвокультурной ситуации определенного периода. В работе получает развитие теория лингвокультурной ситуации, а также освещается прикладной аспект проблемы: на материале речевой практики ивановского студенчества анализируются составляющие современного молодежного дискурса, выявляется своеобразие языковой личности молодого россиянина. Книга адресована широкому кругу читателей: от специалистов в области лингвистики и культурологии до интересующихся вопросами культуры речи, особенно в среде молодежи. УДК 81’276 ББК 81.001.2 ISBN 978-5-9765-1848-3 © Ивановский государственный химикотехнологический университет, 2014 © Михеева Л.Н., Долинина И.В., Здорикова Ю.Н., 2014 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ введение ...................................................................................................5 Раздел I. Современная лингвокультурная ситуация: теория и практика .................................................................................. 11 Глава 1. теория лингвокультурной ситуации .................................13 § 1. лингвокультурологический аспект изучения языка .............13 § 2. Понятие лингвокультурной ситуации ...................................36 § 3. лингвокультурная ситуация: факторы формирования ............. 44 выводы ......................................................................................... 56 Глава 2. современная лингвокультурная ситуация в центральной россии (на примере ивановской области) ...........58 § 1. состояние русского языка и государственная политика в этой области ................................................................ 58 § 2. роль и функции областного совета по русскому языку .......................................................................... 67 § 3. основные направления деятельности языковой кафедры в техническом университете ..........................................79 выводы ......................................................................................... 89 Раздел II. Речевая культура современного студенчества .....................91 Глава 1. разговорная речь ивановских студентов ..........................93 § 1. студенческий сленг как лингвистический и социокультурный феномен ........................................................93 1.1. вопрос о молодежном и студенческом сленге в лингвистике .............................................................................. 93 1.2. Характеристика социально-речевой среды студенчества (на примере ивановской области) .............................................99 1.3. лингвистическая природа студенческого сленга: причины, признаки, функции, механизмы обогащения ........ 102 § 2. ведущие тематические группы студенческого сленга ........ 109 2.1. вопрос о классификации лексики студенческого сленга .......................................................................................... 109 2.2. тематическая группа «Человек» ........................................ 111 3
Стр.3
2.3. тематическая группа «тело человека» .............................. 115 2.4. тематическая группа «быт» ............................................... 117 2.5. тематическая группа «Деньги» .......................................... 120 2.6. тематическая группа «оценка» ......................................... 121 2.7. тематическая группа «качества» ....................................... 124 2.8. тематическая группа «состояния» .................................... 126 2.9. тематическая группа «Процесс» ....................................... 128 2.10. тематическая группа «Действия» .................................... 129 2.11. тематическая группа «интернет» .................................... 133 2.12. тематическая группа «учеба и вуз» ................................ 139 выводы ....................................................................................... 143 Глава 2. академическая речь ивановских студентов .................... 145 § 1. состояние речевой культуры современного студенчества .................................................................................. 145 § 2. варианты произношения и ударения в студенческой среде .................................................................... 152 § 3. использование фразеологизмов в речи студентов ............. 162 § 4. использование заимствованных слов в речи студентов .... 165 § 5. Чтение в жизни ивановских студентов ................................ 170 выводы ....................................................................................... 173 заключение .......................................................................................... 175 Приложение № 1. Фразеологизмы в речи ивановских студентов ...... 177 Приложение № 2. заимствованные слова в речи ивановских студентов .............................................................................................. 181 Глоссарий приведенных в работе языковых единиц студенческого сленга .................................................................................................... 185 литература ............................................................................................ 202
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически