ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
Л.Л. Лашкова
С.М. Зырянова
Е.А. Шанц
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Под научной редакцией
доктора педагогических наук, доцента Л.Л. Лашковой
2-е изд., испр. и доп.
Сургут, 2019
Стр.1
УДК 371.13(075.8)
ББК 74.489.81я81
Л 32
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Рецензенты:
Т.М. Захожая – кандидат исторических наук, доцент,
проректор по учебной работе
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
В.В. Толмачева – кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
О.А. Некрасова – кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогического и специального образования
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Лашкова, Л. Л.
Л 32
Элективные курсы в профессиональной подготовке магистров
дошкольного образования : учебно-метод. пособие / Л. Л. Лашкова,
С. М. Зырянова, Е. А. Шанц ; под науч. ред. Л.Л. Лашковой ; Департамент
образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа –
Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры
«Сургут. гос. пед. ун-т». – Изд. 2-е испр. и доп. – Сургут : РИО
БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. –
140, [1] с.
В учебно-методическом пособии представлены элективные курсы для магистрантов,
обучающихся по образовательным программам «Методическое
сопровождение в дошкольном образовании» и «Менеджмент в дошкольном образовании».
Авторы акцентируют внимание на проблемах реализации педагогических
технологий и методик в области дошкольного образования, вопросах
методического сопровождения развития одаренности детей дошкольного возраста,
экскурсионной деятельности в детском саду, мониторинга качества дошкольного
образования, управления методической деятельностью и психологическим
климатом в ДОО.
Учебно-методическое пособие написано в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, может быть полезно аспирантам,
педагогам и руководителям дошкольных образовательных организаций.
УДК 371.13.4(075.8)
ББК 74.489.81я81
© Лашкова Л.Л., Зырянова С.М., Шанц Е.А., 2019
© Сургутский государственный педагогический университет, 2019
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ......................................................................................... 4
Лашкова Л.Л.
РОЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................ 5
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ
«МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Лашкова Л.Л.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ
В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ПРОБЛЕМАМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ..................................................................... 9
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ............................. 30
Зырянова С.М.
Шанц Е.А.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ............................. 60
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ
«МЕНЕДЖМЕНТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 76
Зырянова С.М.
Лашкова Л.Л.
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ .......................... 103
Шанц Е.А.
УПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ............................. 123
– 3 –
Стр.3
Предисловие
Уважаемые магистранты, у вас в руках пособие, посвященное вопросам методического
сопровождения и управления в сфере дошкольного образования.
Данное пособие является учебно-методическим обеспечением для реализации
ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
(направленность Дошкольное образование).
В пособии представлены авторские курсы, отражающие актуальные вопросы
дошкольного образования, современные подходы к организации методической
деятельности в дошкольной образовательной организации (далее ДОО), проблемы
управления и менеджмента, а также научные интересы преподавателей кафедры
теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного
педагогического университета. Необходимость глубокого изучения представленного
материала диктуется требованиями к магистру педагогики, владеющему
научно-исследовательской и педагогической компетентностью.
Предлагаемые элективные курсы могут существенно дополнить содержание
основных дисциплин базовой и вариативной частей учебного плана магистратуры
«Методическое сопровождение в дошкольном образовании» и «Менеджмент в дошкольном
образовании».
В контексте ФГОС ВО 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень
магистратуры) область профессиональной деятельности выпускников программ
магистратуры включает образование и науку, социальное обслуживание. Магистр
должен решать задачи профессиональной деятельности следующих типов: педагогический,
проектный, методический, организационно-управленческий, научно-исследовательский,
сопровождения.
Исходя из требований Стандарта, авторами пособия определены цели, задачи,
содержание дисциплин по выбору магистрантов, рекомендуемая литература для самостоятельного
изучения. Проблемные вопросы и интегративные задания позволят
магистрантам осуществлять контроль и самоконтроль качества профессиональной
подготовки.
Теоретический материал учебно-методического пособия не претендует
на полный охват рассматриваемых проблем в виду сложности и неоднозначности
их решения в современной педагогической науке и практике. Вместе с тем, круг читателей
данного пособия может быть широк. Пособие может быть полезно не только
магистрантам, но и аспирантам, преподавателям педагогических вузов, слушателям
учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Кроме того, учебно-методическое пособие может быть рекомендовано педагогам,
старшим воспитателям, методистам, заведующим дошкольных образовательных
организаций. Изучение учебно-методического пособия поможет раскрыть
важные стороны методической и управленческой деятельности в дошкольной образовательной
организации, проектировать образовательные маршруты для детей
дошкольного возраста, осуществлять мониторинг и оценивать качество дошкольного
образования, управлять психологическим климатов в педагогическом коллективе.
–
4 –
Стр.4