Научно-образовательное издание.
Выходит с 1973 ã.
СОДЕРЖАНИЕ
Общество вчера, сегодня, завтра
А.Г. Антипьев – «Архаичное» российское общество и проблемы
его модернизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
65 лет Великой Победы
Í.ß. Лактионова – С позиции национальных интересов . . . . . 14
Наука, культура и образование на грани тысячелетий
А.В. Миронов – Приоритетные принципы развития современного
российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин
È.Ì. Чудинова – Преемственность власти . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Ю.В. Ирхин – Структурализм и постструктурализм: возможности
и пределы àíàëèçà. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Ã.Ï. Ñîïîâ, Â.È. Овчинников – Биосоциология как наука . . . . 72
С.В. Сытин – Основные подходы к механизмам выработки
государственной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
К.С. Сердобинцев – Гражданское общество в отечественной
социальной мысли: специфика понимания и обоснования . . . . . 99
Л.А. Золотовская – Психолого-педагогическая компетентность
как условие профессионализма педагога высшей школы . . . . 108
История и философия науки
С.В. Девятова, В.И. Купцов – Социально-культурные предпосылки
развития европейской науки в XVII веке . . . . . . . . . . . . . 116
Человек и общество
Г.В. Коняхин – Ипотечное жилищное кредитование в современной
Ðîññèè: pro et contra . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
И.В. Дениско – Особенности политической культуры офицерапограничника
в современных условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
А.П. Ипакян, Е.Г. Бунов – Проблемы оценки деятельности
правоохранительных органов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Основы менеджмента и рынка
А.В. Маркеева – Проблемы становления и перспективы
развития российского рынка государственных заказов . . . . . 167
1
2010
6
Стр.1
Â.È. Сперанский – Не быть завистливым . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Актуальные страницы политической истории
Общество вчера, сегодня, завтра
В.И. Дашичев – «Пражская весна» – новое прочтение социалистической
реформации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Из истории общественно-политической мысли
Г.Д. Чесноков – Первая научная критика буржуазной политэкономии
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Ф.Е. Джейранов – Платон и его учение о человеке и обществе:
тоталитаризм или ãóìàíèçì? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Научные сообщения
В.Б. Звоновский – Социальное освоение пространства в
постмодернизме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
С.Н. Лебедев – Концептуальный подход к качеству и управлению
качеством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Г.В. Лысенко – Территориальные аспекты структурирования
социального пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
А.И. Гореликов – Стратегия культурно ориентированной
модернизации этнических обществ Севера, Сибири и Дальнего
Востока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
М.М. Курочко – Имя как онтологическая основа проективности
России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
О.И. Марар – Влияние социально-экономической и культурной
среды на выбор специальности молодежью: региональный
аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Дискуссионная трибуна
Б.Ф. Славин – «Новая идеология» Александра Зиновьева . 286
М.А. Котляров – Многословие как угроза инновационному
развитию России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
Слово – молодым ученым
В.А. Сажина – Формирование социального капитала в России
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
А.В. Толстых – Оценка стоимости человеческого капитала как
фактор повышения эффективности управления его формированием
и развитием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
М.В. Иванцов – Менеджеризм как идеологический императив
современного государственного управления . . . . . . . . . . . . . . 331
В.Г. Буц – Организационные инновации в сфере образования 337
Э.Р. Ганиев – Социальное партнерство в высшем профессиональном
образовании: модели и формы реализации . . . . . . . . . 342
В.В. Белокопытов – Агрессия как форма девиантного поведения:
теоретический анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
А.Н. Серебрякова – Особенности духовно-нравственной
культуры слушателя классической музыки . . . . . . . . . . . . . . . . 357
На книжную полку
К.М. Алилова, А.А. Рагимов – Актуальные проблемы охраны
природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364
А. Г. АНТИПЬЕВ
доктор социологических наук,
профессор,
заведующий кафедрой социологии
и политологии Пермского государственного
университета*
«Архаичное» российское общество
и проблемы его модернизации
К сожалению, среди теоретиков и практиков нет единого
мнения, касающегося характеристики современного российского
общества. Подходы к определению его содержания
чрезвычайно разнообразны. В последние два десятилетия
этой проблеме посвящено огромное количество монографий,
сборников, отдельных статей, проведено несколько
десятков исследований, касающихся тех или иных сторон
его жизни, организуются научные и научно–практические
конференции, конгрессы и семинары.
Сегодня нет фактически ни одного крупного ученого,
политического деятеля, представителя культуры, который не
выдвинул бы своей идеи о переустройстве российского общества.
О чем свидетельствует столь устойчивый исследовательский
интерес как отечественных, так и зарубежных
ученых и политиков к данной проблеме?
Во-первых, наше общество – чрезвычайно сложное и
противоречивое образование. Происходит болезненный процесс
перехода от одной модели развития к другой. Российское
общество не является «застывшим», в нем идут интенсивные
как открытые, так и латентные изменения. К сожалению,
современные исследования социально-экономических
и гуманитарных наук таковы, что в них ученые чаще всего
«скользят» по поверхности социальных явлений, не подвер*
Антипьев Анатолий Григорьевич, e-mail: agantip@psu.ru
2
3
Стр.2