Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639001)
Контекстум
Электро-2024

Педагогическое образование:вызовы XXI века: сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции, 18-19 сентября 2014 г.: в 2-х т.Т. 1 (290,00 руб.)

0   0
АвторыМажар Николай Евгеньевич
ИздательствоУниверсум
Страниц288
ID284355
АннотацияВ публикуемых материалах отражены актуальные проблемы развития теории и практики педагогического образования: учитель как субъект образовательного процесса, культурологические основания современного педагогического образования, историко-педагогические основы развития образования, инновационное проектирование и конструирование содержания образования, технологическое обеспечение качества непрерывного педагогического образования, воспитательная работа в современном вузе, социальная педагогика в традициях и инновациях, деятельность современной школы и новые образовательные стандарты.
ISBN978-5-91412-220-1
ББК74
Педагогическое образование:вызовы XXI века: сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции, 18-19 сентября 2014 г.: в 2-х т.Т. 1 / ред. Н.Е. Мажар .— Смоленск : Универсум, 2014 .— 288 с. — ISBN 978-5-91412-220-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/284355 (дата обращения: 16.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Московский педагогический государственный университет Международная академия наук педагогического образования Министерство образования и науки РФ Смоленский гуманитарный университет выдающегося российского ученого-педагога Виталия Александровича Сластенина V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Сборник научных статей доктора педагогических наук, профессора, Н.Е. Мажара Под общей редакцией ТОМ 1 Смоленск 2014 ББК 74 УДК 37 П 24 Печатается по решению редакционно-издательского совета Образовательного учреждения высшего образования «Смоленский гуманитарный университет» РЕЦЕНЗЕНТЫ: Бережная Ирина Федоровна – доктор педагогических наук, доцент, зав. каф. педагогики и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» Скамницкая Галина Петровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического университета ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. <...> М.А. Шолохова» доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и социальной работы Института социально-гуманитарных технологий и коммуникации ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» П 24 Педагогическое образование: вызовы XXI века: Сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции. <...> ISBN 978-5-91412-220-1 ISBN 978-5-91412-221-Х конференции «Педагогическое образование: вызовы XXI века», посвященной памяти великого российского ученого-педагога Виталия Александровича Сластенина. <...> В публикуемых материалах отражены актуальные проблемы развиОснову сборника научных статей составляют материалы V научной Серых Анна Борисовна – доктор педагогических наук, тия теории и практики педагогического образования: учитель как субъект образовательного процесса, культурологические основания современного педагогического образования, историко-педагогические основы развития образования, инновационное <...>
Педагогическое_образованиевызовы_XXI_века_сборник_научных_статей_V_Всероссийской_научно-практической_конференции,_18-19_сентября_2014_г._в_2-х_т.Т._1.pdf
Московский педагогический государственный университет Международная академия наук педагогического образования Министерство образования и науки РФ Смоленский гуманитарный университет выдающегося российского ученого-педагога Виталия Александровича Сластенина V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Сборник научных статей доктора педагогических наук, профессора, Н.Е. Мажара Под общей редакцией ТОМ 1 Смоленск 2014
Стр.1
ББК 74 УДК 37 П 24 Печатается по решению редакционно-издательского совета Образовательного учреждения высшего образования «Смоленский гуманитарный университет» РЕЦЕНЗЕНТЫ: Бережная Ирина Федоровна – доктор педагогических наук, доцент, зав. каф. педагогики и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» Скамницкая Галина Петровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического университета ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и социальной работы Института социально-гуманитарных технологий и коммуникации ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» П 24 Педагогическое образование: вызовы XXI века: Сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции. Смоленск, 18–19 сентября 2014 г. : в 2-х т. / Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Н.Е. Мажара. – Смоленск: Универсум, 2014. – Т. 1. – 288 с. ISBN 978-5-91412-220-1 ISBN 978-5-91412-221-Х конференции «Педагогическое образование: вызовы XXI века», посвященной памяти великого российского ученого-педагога Виталия Александровича Сластенина. Конференция прошла в Смоленском гуманитарном университете с 18 по 19 сентября 2014 года. В публикуемых материалах отражены актуальные проблемы развиОснову сборника научных статей составляют материалы V научной Серых Анна Борисовна – доктор педагогических наук, тия теории и практики педагогического образования: учитель как субъект образовательного процесса, культурологические основания современного педагогического образования, историко-педагогические основы развития образования, инновационное проектирование и конструирование содержания образования, технологическое обеспечение качества непрерывного педагогического образования, воспитательная работа в современном вузе, социальная педагогика в традициях и инновациях, деятельность современной школы и новые образовательные стандарты. Публикации отвечают научным требованиям и представляют несомненный интерес для педагогов, исследователей, специалистов, студентов и практических работников. © Коллектив авторов, 2014 © Смоленский гуманитарный университет, 2014 © Оформление. «Универсум», 2014
Стр.2
ДОКЛАДЫ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ XXI ВЕК НАБИРАЕТ СВОИ ОБОРОТЫ Время стремительно летит вперед, заставляя нас неотвратимо следовать его требованиям и запросам. Но есть в нашей с вами жизни такой день в году, когда мы останавливаемся и мысленно подводим итоги года, истекшего периода жизни. Это период связан с 5 сентября – Днем рождения Виталия Александровича Сластенина. В этот день мы соотносим сделанное с поставленными задачами и с тем, что еще предстоит сделать. В этот день я обращаю свои мысли к отцу и как бы держу ответ за совершенное и достигнутое, за ошибки и промахи, за то, чего еще не удалось сделать… Уважаемые, дорогие коллеги и друзья! Сегодня открывается V Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: вызовы XXI века», посвященная памяти академика Сластенина. Наша семья испытывает гордость, что такой Форум, как нынешняя конференция, собрал лучшие российские педагогические кадры, мощное содружество людей, сохраняющих верность педагогическому образованию. Эта верность соотносима с той самоотдачей, которая была свойственна академику Сластенину, который до последнего своего дня, как вы знаете, трудился на этой ниве. Спасибо вам за ваш труд, за вашу память, за вашу преданность и искреннее желание продолжить и развить дело, начатое отцом. Желаю вам здоровья, интеллектуального единения и успешной творческой работы конференции. Доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией информационно-образовательных технологий социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова ТЕМНОВА Лариса Витальевна 3
Стр.3
ДОКЛАДЫ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ДОКЛАДЫ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ КАК УСЛОВИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ АРТАМОНОВА Е.И. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Международная академия наук педагогического образования С инновационной деятельностью мы встречаемся тогда, когда в педагогические системы образовательных учреждений вводятся новшества. Достигать более высоких, чем прежде, результатов образования, или тех же результатов, но с большей эффективностью, педагогическая система может вследствие качественных изменений в её структуре и компонентах -образовательных программах, технологиях, кадрах, материально-технической базе и др. Именно с этим связывают процесс развития учреждения. Таким образом, развитие образовательных учреждений идет благодаря внедрению новшеств. Однако следует заметить, что далеко не всегда внедрение новшеств ведет к развитию. Исследователи активно обращаются к терминологии, связанной с обозначенным нами явлением, рассматривая ряд терминов: новшество, нововведение, инновация, инновационная деятельность [1–4]. Так новшество трактуют как возможное изменение. Реализованное изменение, ставшее из возможного действительным называют нововведением. Его также называют инновацией (лат. in – в, novus – новый). Исследователи В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян отмечают, что новшество и нововведение (инновация) существуют в разных пространствах. Новшество находится одновременно на внешней границе многих образовательных систем, оно как бы предлагает им себя. Не всегда новшества пригодные в одном учреждении могут быть исполь4
Стр.4
ДОКЛАДЫ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ зованы в другом. Нововведение существует внутри освоивших новшество образовательных систем. Деятельность, в ходе осуществления которой производятся целенаправленные изменения в педагогической и управленческой системах образовательного учреждения, приводящие к повышению его эффективности, называют инновационной [4, с. 8]. Исследователи отмечают, что инновационная деятельность отвечает своему назначению, если она выполняет определенные функции по отношению к образовательной деятельности: выявление актуальных потребностей (выявление проблем) изменений в педагогической системе (образовательных программах, технологиях, кадрах, материально-технической базе и др.); выявления существующих разработок, использование которых потенциально могло бы повысить качество образовательной деятельности на каких-то ее участках (выявление возможностей развития педагогической системы); самостоятельная разработка новшеств; проектирование желаемого будущего и движения к нему; проектирование частных нововведений; практическое осуществление нововведений. Следовательно, инновационная деятельность педагогического вуза является важнейшим условием инновационного развития образования. Она направлена, с одной стороны, на подготовку инновационно-ориентированных педагогических кадров, а с другой – на разработку и внедрение инноваций в систему образования. Для оценки состояния дел в отечественном высшем педагогическом образовании по подготовке будущих педагогов к инновационной деятельности сотрудниками лаборатории анализа инновационных процессов в профессиональном образовании ФГНУ «Институт инновационной деятельности в образовании» Российской академии образования (Е.И. Артамонова, Ю.С. Тюнников) в 2013 году был проведен опрос 52 экспертов (30 – докторов педагогических наук, профессоров и 22 – кандидатов педагогических наук, доцентов), работающих в области подготовки педагогических кадров (16 вузов России). Эксперты едины в признании необходимости готовить будущих педагогов к инновационной деятельности. 69% экспертов, оценивая состояние сложившейся в настоящее время системы подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности, отметили только частичное ее соответствие современным требованиям. Как заметили эксперты (54%), меньшая часть выпускников педагогического профиля выходит из вуза подготовленной к инновационной деятельности и имеют сформированные компетенции ее обеспечивающие. Основные недостатки подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности связывают: 5
Стр.5
ДОКЛАДЫ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ „ во-первых, с содержанием реализуемых в системе подготовки педагогических кадров программ, не обеспечивающих формирование у будущих педагогов инновационной компетенции. 54% экспертов считает, что содержание программ требует значительных изменений; 31% – только локальных изменений; 8% – содержание необходимо формировать «с нуля». При этом 58% экспертов признают значительные возможности для улучшения ситуации общепрофессиональных дисциплин, 54% – специальных, 65% гуманитарного циклов, 50% - элективных курсов; „ во-вторых, с отсутствием у студентов готовности к обсуждению проблем совершенствования образования отметили 50% респондентов, к профессиональному саморазвитию и совершенствованию – 19%; „ в третьих, с недостаточным уровнем организации педагогической практики. Эксперты отметили ряд недостатков: отсутствие в программах педагогической практики задач участия студентов в инновационной деятельности образовательного учреждения – 73%; отсутствие необходимых условий для включения практикантов в инновационную деятельность образовательного учреждения – 65%; отсутствие информации по актуальным проблемам деятельности образовательного учреждения – 42%; затруднения практикантов в налаживании творческого взаимодействия с педагогическим коллективом образовательного учреждения – 31%. Эксперты констатируют: задания, предусмотренные программой педагогической практики, не ориентированы на анализ результатов развития образовательного учреждения (включая оценку просчетов и неудачных решений) – 54%; регламент педагогической практики не способствует приобретению студентами опыта инновационной деятельности в сфере образования – 50%; наблюдается слабая мотивация практикантов на решение задач совершенствования образовательного процесса – 50%; руководители педагогической практики недостаточно подготовлены к планированию и организации инновационной деятельности студентов в условиях педагогической практики – 12%; руководители образовательных учреждений (на базе которых проводится практика) не стремятся включать практикантов в инновационную деятельность – 69%; „ в четвертых, недостаточным использованием возможностей научно-исследовательской деятельности студентов: возможности НИРС задействованы полностью – 19%; возможности НИРС задействованы лишь частично – 31%, возможности НИРС фактически не задействованы – 8%. 6
Стр.6
ДОКЛАДЫ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ Все вышеназванное характерно для большинства вузов признают 69% экспертов. При этом называют ряд других причин: в государственном стандарте высшего педагогического образования нечетко определены требования к такой подготовке – 35%; руководители вузов не видят необходимости такой подготовки при обучении в вузе – 15%; профессорско-преподавательский состав вузов не обладает для этого нужной готовностью – 27%; содержание образовательных программ не обеспечивает формирования необходимых компетенций – 35%; отсутствие в учебных планах вузов специальных дисциплин по формированию у студентов инновационной компетентности – 54%; отсутствие специальных образовательных технологий – 27%, четких показателей и критериев готовности – 69%, системы оценки – 38%, дидактических средств– 19%; перегруженность учебных программ – 19%; неэффективное использование потенциала преподавателей и работников вуза– 27%; слабая скоординированность взаимодействия кафедр – 50%. Как видим, соответствие подготовки выпускников педагогических вузов требованиям готовности их к инновационной деятельности сталкивается с многочисленными проблемами. Вместе с тем, быстро меняющийся социум, как на региональном, так и на международном уровнях диктует педагогическим вузам необходимость более качественной подготовки педагога. Инновационная деятельность педагогических вузов ориентирована на разработку и внедрение инноваций в систему образования. Важным условием подготовки педагога, способного ответить вызовам современного общества является создание в вузе инновационной научно-образовательной среды, которая, прежде всего, включает современную инновационную инфраструктуру, основными структурными блоками которой являются: „ образовательный, ведающий подготовкой кадров, обладающих инновационными компетенциями. Следует отметить следующие новообразования: инновационно-ориентированные кафедры; лингвистические центры; ресурсные центры по методикам обучения математике, физике, информатике и др.; центры научно-методического и психологического сопровождения дошкольного, начального образования; компьютерные классы; лингафонные кабинеты; центры тестирования; интерактивные классы и ИЗО-студии; институты и центры открытого дистанционного образования и др. „ научно-производственный, ведающий генерацией новых идей, созданием и сопровождением инновационных проектов, защитой интеллектуальной собственности, апробацией новшеств (научно-исследовательские лаборатории; 7
Стр.7
ДОКЛАДЫ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ научно-исследовательские институты; малые инновационные предприятия; центры молодёжных инновационных проектов, научно-технического творчества молодёжи, содействия трудоустройству студентов и выпускников). „ управленческий, ведающий управлением инновационной деятельностью, разработкой программ развития отдельных подразделений в вузе (управление менеджмента качества, забота о квалификации руководителей всех уровней). Как уже было отмечено, педагогические вузы сами должны стать источниками педагогических инноваций и активно развиваться. Вузовские инновации сегодня включают: „ программное и научно-методическое обеспечение образовательного процесса: образовательные программы, мультимедийные учебно-методические комплексы, методическое сопровождение дистанционного образования; „ электронные образовательные ресурсы: образовательные сайты, электронные учебные пособия, электронная база тестовых заданий, современная библиотека с электронной книговыдачей и электронными полнотекстовыми ресурсами, виртуальные экскурсии и др.; „ информационную среду вуза: система web-сайтов факультетов и вузов; образовательные сайты, электронная библиотека, издательско-полиграфический комплекс (электронные учебники, журналы, сборники), банки программно-дидактических тестовых материалов и др. „ продвинутый аудиторный фонд (аудитории с мультимедийным и лабораторным оборудованием, многофункциональные компьютерные лаборатории, WIFI - территория. „ ТВ-студии: создание учебных фильмов, проведение интернет-конференций, вебинаров. „ творческие центры (языковой подготовки; тьюторской деятельности; сервисные, с высоко технологичным оборудованием; трудоустройства выпускников; «Цифровые ресурсы» с использованием ИКТ: дистанционное обучение, компьютерное моделирование, видео- и интернет-конференции, вебинары, online-тестирование, интерактивные системы опроса и др. „ инновационные стажировочные площадки на базе ведущих образовательных организаций. Существенное значение в условиях обновления высшего образования имеют цель и задачи его функционирования, перспективы реформирования содержательного и процессуального компонентов образовательного процесса. Напомним стратегические задачи высшей школы: 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст