Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 524551)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Психолого-педагогическое исследование: методология и методика

0   0
АвторыЛыгденова Валентина Базаровна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц122
ID704775
АннотацияВ учебном пособии содержится материал, позволяющий организовать самостоятельную работу студентов в процессе изучения курса «Методология и методика психолого-педагогического исследования». Включает тематическое планирование, учебную программу, краткий курс лекций, практические задания, учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса. Пособие адресовано студентам направления «Педагогическое образование» для самостоятельного освоения содержания курса и методики выполнения исследовательских работ
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованоДля обучающихся по направлению подготовке 44.03.01 Педагогическое образование
ISBN978-5-9793-1189-0
УДК159.9.07(075.8)
ББК 88в85я73
Психолого-педагогическое исследование: методология и методика [Электронный ресурс] / В.Б. Лыгденова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2018 .— 122 с. — ISBN 978-5-9793-1189-0 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/704775

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психолого-педагогическое_исследование_методология_и_методика__(1).pdf
В. Б. ЛЫГДЕНОВА ИЗДАТЕЛЬСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Стр.1
Стр.2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В. Б. Лыгденова ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебного пособия для обучающихся по направлению подготовке 44.03.01 Педагогическое образование Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2018
Стр.3
УДК 378.016(075.8) ББК 74.480я73 Л 881 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы З. Б. Лопсонова кандидат педагогических наук, доцент Г. Б. Баирова кандидат педагогических наук Лыгденова В. Б. Л 881 Психолого-педагогическое исследование: методология и методика: учебное пособие. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2018. — 118 с. ISBN 978-5-9793-1189-0 В учебном пособии содержится материал, позволяющий организовать самостоятельную работу студентов в процессе изучения курса «Методология и методика психолого-педагогического исследования». Включает тематическое планирование, учебную программу, краткий курс лекций, практические задания, учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса. Пособие адресовано студентам направления «Педагогическое образование» для самостоятельного освоения содержания курса и методики выполнения исследовательских работ. УДК 378.016(075.8) ББК 74.480я73 ISBN 978-5-9793-1189-0 © Бурятский госуниверситет, 2018
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина «Методология и методика психологопедагогического исследования» включена в учебный план подготовки студентов бакалавриата педагогических учебных заведений по профилям «Начальное образование», «Дошкольное образование». Дисциплина способствует становлению общекультурных и профессиональных компетенций будущих педагогов, развитию умений и навыков научно-исследовательской деятельности в системе образования. Целью курса является формирование у студентов представлений о системном подходе к психолого-педагогическому исследованию, о содержании и особенностях его организации, обеспечение навыками осуществления научного исследования в образовательной организации. Для освоения дисциплины «Методология и методика психолого-педагогического исследования» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Введение в педагогическую профессию», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Психология». Освоение программы курса является необходимой основой для последующего написания курсовых и дипломных работ по педагогике, психологии и частным методикам, а также для изучения дисциплин методики начального образования. В результате освоения дисциплины студент должен знать: • роль науки и научного исследования в развитии общества и сферы образования; • основные понятия, характеристики и классификации методологии научного исследования; • основные компоненты и характеристики научного аппарата исследования: актуальность, проблема, тема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методологические основы, критерии оценки качества научного исследования; • основные методы и группы методов исследования в педагогике, их характеристики, исследовательские возможности. Уметь: • формулировать научный аппарат исследования; • определять логику, структуру и этапы исследования; 3
Стр.5
• осуществлять подбор адекватных методов исследования, применять их в ходе исследовательской работы; Владеть: • навыками обработки, интерпретации и представления результатов исследования; • профессиональным языком предметной области знания; • способами оформления и презентации научной работы. Освоение дисциплины формирует следующие компетенции обучающихся: • способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); • способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); • готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); • способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) [38]. В учебное пособие включены тематический план, учебная программа, в которых раскрывается содержание всего курса. Оно представлено лекционным курсом, семинарскими занятиями и самостоятельной работой студентов. Лекционный курс, практические задания и информационно-методические материалы обеспечивают самостоятельное изучение курса студентами, особенно заочного обучения. Автор при подготовке пособия опирается на теоретические разработки крупнейших отечественных ученых в области методологии педагогического исследования: В. В. Краевского, В. И. Загвязинского, А. М. Новикова, М. М. Поташника, М. Н. Скаткина, И. Т. Огородникова и других. В приложении пособия представлены наглядные материалы ко всем изучаемым темам, которые могут быть творчески использованы студентами, магистрантами, аспирантами и педагогамиисследователями. 4
Стр.6
Содержание Введение............................................................................................... 3 I. Тематическое планирование курса 1. Учебная программа.......................................................................... 5 2. Содержание лекционного курса................................................... 9 3. Содержание семинарских занятий.............................................. 11 4. Содержание самостоятельной работы студентов......................... 12 II. Краткий курс лекций Тема 1. Научное исследование в педагогике: понятие, основные характеристики и классификации....................................................... 15 1. Понятие научно-педагогического исследования. Основные классификации научных исследований, их характеристика и целевая направленность............................................................................... 15 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики, их единство и различия................................................................................................... 18 3. Требования к методике психолого-педагогического исследования .......................................................................................... 20 Тема 2. Теоретические основы методологии психологопедагогического исследования.............................................................. 22 1. Методология педагогики: понятие, уровни, задачи, функции и принципы............................................................................ 22 2. Методологическое обеспечение исследования................................. 24 3. Методологическая культура педагога-исследователя.................. 26 Тема 3. Логика и структура психолого-педагогического исследования, его методологический аппарат и критерии качества...................... 28 1. Этапы и структура педагогического исследования, логика и вариативность его построения.......................................... 28 2. Язык и стиль научного изложения. Общенаучная лексика и изобразительно-выразительные средства...................................... 3. Методологический аппарат исследования и критерии оценки его качества.............................................................................................. 32 34 4. Работа с источниками научной информации.............................. 37 Тема 4. Методы психолого-педагогического исследования.......... 40 1. Понятие методов исследования, принципы их выбора, разнообразие подходов к их классификации........................................ 40 2. Группа эмпирических методов и их характеристика..................... 41 3. Группа теоретических методов и их характеристика.............. 48
Стр.117
Тема 5. Педагогический эксперимент и экспериментальная деятельность............................................................................................ 60 1. Понятие педагогического эксперимента и экспериментальной деятельности......................................................................................... 60 2. Факторы и условия эффективности экспериментальной деятельности.............................................................................................. 63 3. Этапы экспериментально-исследовательского цикла.................. 65 4. Проблема, идея, замысел и гипотеза педагогического эксперим ента...................................................................................................... 66 5. Критерии результативности эксперимента. Диагностический инструментарий..................................................................................... 70 6. Уровни педагогического эксперимента............................................ 72 III. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса 1. Список использованной и рекомендуемой литературы.............. 76 2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины.......................... 79 3. Терминологический словарь............................................................. 80 4. Примерная тематика психолого-педагогического исследования 84 5. Контрольно-измерительные материалы.......................................... 88 6. Методические указания по освоению дисциплины (модуля).... 96 Приложения............................................................................................. 100
Стр.118

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически