Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 552255)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Экономическая и социальная география России

0   0
АвторыБолхосоева Елена Борисовна, Хальбаева Сэсэг Ринчиновна, Урбанова Чимита Болотовна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц352
ID704732
АннотацияПособие содержит методические разработки практических занятий по экономической и социальной географии России, методические рекомендации к выполнению групповых и индивидуальных заданий по темам дисциплины. К каждой теме разработаны лекционные занятия, семинары, контрольные вопросы, задания по практическим занятиям, перечень тем рефератов и курсовых работ, список основной и дополнительной литературы. Для студентов по направлению подготовки 05.03.02 География.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованоДля студентов по направлению подготовки 05.03.02 География.
ISBN978-5-9793-1136-4
УДК911.3(075.8)
ББК65.049(2Рос)я73
Экономическая и социальная география России [Электронный ресурс] / Е.Б. Болхосоева, С.Р. Хальбаева, Ч.Б. Урбанова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2018 .— 352 с. — ISBN 978-5-9793-1136-4 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/704732

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экономическая_и_социальная_география_России_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.173
Экономическая_и_социальная_география_России_.pdf
ГЕОГРАФИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Стр.1
Стр.2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ Учебно-методическое пособие Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017
Стр.3
УДК 91:33(075.8) ББК 65.04Я73 Э 40 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы В. А. Бабиков, канд. геогр. наук, доцент, БГСХА им. В. Р. Филиппова Ц. Д. Гончиков, канд. геогр. наук, профессор, БГУ Э 40 Экономическая и социальная география России: учебнометодическое пособие / сост. Е. Б. Болхосоева, С. Р. Хальбаева, Ч. Б. Урбанова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2017. — 172 с. ISBN 978-5-9793-1136-4 Пособие содержит методические разработки практических занятий по экономической и социальной географии России, методические рекомендации к выполнению групповых и индивидуальных заданий по темам дисциплины. К каждой теме разработаны лекционные занятия, семинары, контрольные вопросы, задания по практическим занятиям, перечень тем рефератов и курсовых работ, список основной и дополнительной литературы. Для студентов по направлению подготовки 05.03.02 География. УДК 91:33(075.8) ББК 65.04Я73 ISBN 978-5-9793-1136-4 © Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ При составлении этого учебно-методического пособия за основу приняты основные положения Федерального государственного образовательного стандарта бакалавров по направлению подготовки 05.03.02 «География» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 955). Лекционные и практические занятия студентов являются основными видами учебного процесса и обязательным элементом профессиональной подготовки будущих географов, бакалавров в области экономической, социальной, политической и рекреационной географии, представляя собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практические занятия способствуют самостоятельному изучению предмета студентами. Цели и задачи курса «Экономическая и социальная география России» соотносятся с видами профессиональной деятельности бакалавров (ФГОС, п. 4.3): - научно-исследовательская; - проектная и производственная; - контрольно-ревизионная; - организационно-управленческая; - педагогическая. Согласно перечисленным видам профессиональной деятельности выпускник программ бакалавриата должен быть готов решать следующие профессиональные задачи (ФГОС, п. 4.4): в области научно-исследовательской деятельности: - проведение комплексных географических исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников; - анализ закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и населения, анализ и прогноз развития территориальных социально-экономических систем разного уровня, территориальной организации общества, размещения производительных сил под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников; 3
Стр.5
в области проектной и производственной деятельности: - мониторинг социально-экономических, в т. ч. демографических, миграционных и этнокультурных процессов, региональная социально-экономическая диагностика стран, регионов, городов; - разработка практических рекомендаций по региональному социально-экономическому развитию, проектирование социальноэкономической и хозяйственной деятельности в регионах разного иерархического уровня, системах расселения и городах; в области организационно-управленческой деятельности: - подготовка документации для комплексной географической экспертизы различных видов проектов; - участие в контрольно-ревизионной деятельности, социальноэкономическом и экологическом аудите под руководством специалистов; - участие в разработке и внедрении стандартов качества жизни населения под руководством специалистов; - участие в организационной и управленческой работе, в т. ч. административных органах управления; в области педагогической деятельности: - в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования. Экономическая и социальная география России входит в раздел профессионального цикла ФГОС (п. 6) по направлению подготовки 05.03.02 «География» и является обязательной частью специальной подготовки студентов. Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Экономическая и социальная география России» с другими частями ООП определяется совокупностью общепрофессиональных компетенций, получаемых студентами в результате ее изучения. Изучение курса «Экономическая и социальная география России» направлено на освоение следующих, общепрофессиональных (ОПК) (ФГОС, п. 5.2, 5.3) и профессиональных (ПК) (ФГОС, п. 5.4) компетенций: S владение знаниями об общих и теоретических основах экономической и социальной географии России и мира и использовать их в географических исследованиях. S владение базовыми знаниями, основными подходами и методами экономико-географических исследований, умение применять 4
Стр.6
на практике теоретические знания по политической географии и геополитике, географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития. Для обеспечения практических занятий по курсу «Экономическая и социальная географии России» бакалавриата по направлению подготовки 05.03.02 «География» учебно-методической документацией разработана настоящее учебно-методическое пособие. Удельный вес практических занятий по плану составляет половину общего количества часов, поэтому основная цель пособия — оказать помощь студентам географического направления в самостоятельном освоении данного курса. По всем разделам курса экономической и социальной географии России издаются учебники, учебные пособия, монографии, научнопопулярные книги, которые могут использоваться студентами при подготовке к занятиям. В то же время необходимо пособие, которое содержало бы задания и методические указания к выполнению практических работ. Рекомендуемые методические указания не претендуют на обязательность, а носят лишь примерных характер, дают один из возможных вариантов распределения учебного материала и организации занятий. Задания составлены с учетом таких принципов, как ориентация на усиление самостоятельности в работе студентов, формирование профессиональных навыков, освоение разнообразных приемов и навыков экономико-географических характеристик; выработка навыков работы с картой. Цель учебного курса — ознакомление с общими и теоретическими основами экономической и социальной географии России, приобретение навыков их использования в географических исследованиях. Экономическая и социальная география России изучает объективные закономерности и специфические особенности территориальной организации производительных сил страны, раскрывает закономерности развития и взаимодействия территориальных систем производительных сил разных масштабов и иерархических уровней. Задачи учебного курса. Основной задачей изучения данного курса является выработка современного экономико-географического мышления у студентов с учетом новых требований в связи с структурными изменениями в экономике и углублением экологической 5
Стр.7
проблемы. Главной задачей экономической и социальной географии является обоснование путей совершенствования территориальной организации общества в конкретных природных и социальноэкономических условиях. В мировоззренческом общеобразовательном плане экономическая география призвана дать научно обоснованное представление о характере взаимодействия общества и природы, формах и закономерностях развития территориальной организации общества в конкретных природных и социальноэкономических условиях. Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких как физическая география и ландшафты России, введение в экономическую и социальную географию и др. Обучение строится на сочетании лекций и практических занятий. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются в основном на проблемном уровне. На лекциях рассматриваются теоретические вопросы науки, даются базовые понятия. Практические занятия являются аудиторными и проводятся либо в виде семинаров, либо в виде лабораторно-практических заданий по известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. На практических занятиях рассматриваются вопросы отраслевой и региональной географии. Особое место отводится получению ряда навыков и умений для самостоятельного экономикогеографического анализа, таких как: 1) составление экономико-географических характеристик различных территориально-хозяйственных объектов (стран, районов различного типа, городов и т. д.). При этом нужно научиться отбирать главные, специфические черты, присущие изучаемой территории; 2) работа со статистическими справочниками, цифровыми данными, необходимыми для выяснения экономико-географических особенностей изучаемой территории или отрасли народного хозяйства. Студенты должны научиться самостоятельно отбирать из используемых статистических источников и соответствующим образом обрабатывать те цифровые данные, которые необходимы для составления заданных характеристик промышленности, сельского хозяйства регионов; 6
Стр.8
3) чтение и анализ экономических и физических карт. В серии практических работ подобного вида предусматривается постепенное усложнение заданий от выяснения по картам простейших связей производственных объектов (например, размещение центров добычи угля, отдельных зерновых культур) к характеристике многосторонних связей, присущих территориально-хозяйственным комплексам разной градации (промышленный узел, сельскохозяйственный район, область, экономический район и т. д.); 4) графические навыки разного рода, в первую очередь картографические. Для успешного анализа экономико-географических процессов необходимо уметь составлять различные диаграммы и графики, особенно большое применение имеют статистические карты (картодиаграммы, картограммы и т. д.). В настоящее время наиболее доступно становится использование ГИС (геоинформационных систем); 5) работа с географической литературой. Под этим понимается умение использовать различные виды учебных, научных и научнопопулярных географических источников для составления экономико-географических характеристик и образных описаний. Важно уметь выделять из прочитанной литературы главное, подмечать особенное, характерное для описываемой территории, выяснять разного рода связи и формулировать экономико-географические зависимости и закономерности. В сборнике задания предусмотрены как групповые, так и индивидуальные. Индивидуальные задания поднимают ответственность студентов и дают возможность усилить контроль за работой каждого из них, вместе с тем групповые задания позволяют развивать умения работать в группе, выступать перед аудиторией, демонстрировать презентации и т. д. В данном пособии по большинству тем рекомендуются групповые работы, которые в значительной мере носят инструктивный характер и подготавливают студентов к выполнению индивидуальных работ. Кроме того, почти во всех методических разработках приводятся варианты индивидуальных заданий, которые должны выполняться отдельными студентами. На практических занятиях обычно больше времени отводится групповым работам, тогда как индивидуальные задания в значительной мере выполняются студентами дома. 7
Стр.9
В структуре пособия учтены программные требования выделения в учебном предмете трех разделов: 1) введение в экономическую и социальную географию России; 2) география хозяйственных комплексов России; 3) региональная экономическая и социальная география. В первых двух разделах задания ориентированы на понимание закономерностей в территориальной организации отраслевых комплексов и воздействия суммы факторов на их развитие. В заданиях последнего раздела основное внимание направлено на функционирование хозяйственных систем в экономических районах и решение возникающих проблемных ситуаций. 8
Стр.10
СОДЕРЖАНИЕ Введение.............................................................................. 3 I. Введение в экономическую и социальную географию России.............................................................................. 9 II. География отраслей хозяйства России........................ 13 III. Экономические районы России.................................. 17 Темы семинаров................................................................ 21 Практические задания........................................................ 29 Вопросы для написания эссе.............................................. 103 Темы рефератов.................................................................. 105 Темы курсовых работ.......................................................... 108 Приложение........................................................................ 111 Глоссарий............................................................................ 157 Библиографический список.............................................. 169 171
Стр.173

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически