Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Экономика (110,00 руб.)

0   0
АвторыКорогодин Иван Тимофеевич, Ромащенко Татьяна Дмитриевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц46
ID703777
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре общей экономической теории экономического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов неэкономических специальностей вузов всех форм обучения, изучающих дисциплину «Экономика».
Экономика / И.Т. Корогодин, Т.Д. Ромащенко .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2018 .— 46 с. — 46 с. — URL: https://rucont.ru/efd/703777 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экономика.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Экономика.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОНОМИКА Учебно-методическое пособие Составители: И.Т. Корогодин, Т.Д. Ромащенко Воронеж Издательский дом ВГУ 2018
Стр.1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ Наименование раздела и темы Раздел 1. Введение в экономику 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Экономическая теория как наука и ее предмет Экономика как социально-экономическая система Общественное производство и воспроизводство Раздел 2. Микроэкономика Рынок и механизм его функционирования Рынки факторов производства Экономика фирмы Раздел 3. Национальная и мировая экономика Национальная экономика Инвестиции и экономический рост Доходы, уровень и качество жизни населения Экономическая политика государства и ее виды Макроэкономическая нестабильность Мировая экономика Литература 3
Стр.3
4. Почему предмет экономической теории у разных ее школ различен? 5. В чем состоят особенности предмета экономикс в сравнении с предметом политической экономии? 6. Какая функция экономической теории является приоритетной для студентов? 7. Чем можно объяснить наличие многообразия современных экономических направлений и теорий? 8. Как соотносятся между собой по содержанию экономическая теория, политическая экономия и экономикс? 9. Для изучения предмета какой теории в большей степени присущ метод научной абстракции – классической, марксистской или неоклассической? 10. В чем состоит главная идея неоклассического синтеза? Тема 2. Экономика как социально-экономическая система 1. Экономические отношения и производительные силы. 2. Собственность в системе экономических отношений. 3. Социально-экономическая система, ее сущность, содержание и типы. В первом вопросе уясните понятие экономических отношений, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Изучите основные черты, которые характеризуют экономические отношения. При рассмотрении системы экономических отношений сначала покажите существующие различия между производственными и экономическими отношениями общества. Затем выделите группы экономических отношений по признакам: социальному, фаз движения продукта и уровневому. В качестве предмета экономической тео6
Стр.6
рии выступают также экономические категории и законы, выражающие экономические отношения. Рассмотрите их содержание и системы. Экономическая теория рассматривает производственные отношения в тесной связи с производительными силами. Усвойте понятие производительных сил общества и их взаимодействие с производственными отношениями. Изучите структуру производительных сил по признаку содержания и по историческому признаку. Покажите первичные и вторичные производительные силы и их развитие под влиянием научно-технического прогресса (далее – НТП). Во втором вопросе выясните сущность собственности, ее экономическое содержание и характерные черты. Раскройте отношение присвоения – отчуждения как субстанцию собственности. Назовите объекты, субъекты и отношение присвоения. Выясните юридическое содержание собственности. Рассмотрите характерные черты, отличающие собственность как юридическую категорию от экономической. Покажите, в каких функциях реализуется собственность как юридическое отношение. Раскройте место и роль отношений собственности в экономической системе общества. Изучая классификацию собственности, сначала уясните ее базовые типы исходя из характеристики способов присвоения. Затем раскройте типы и формы собственности применительно к современной экономике России. Рассмотрите долевую собственность рабочих, основанную на системе ESOP. Третий вопрос начнется с определения понятия экономической системы как совокупности взаимосвязанных элементов экономики, раскройте ее основные функции. Рассмотрите структуру экономической системы. Изучите основные объекты и субъекты этой структуры. Обратите внимание на три основных вида экономической активности каждого субъекта. Покажите, какие экономические связи и отношения возникают между субъектами системы. Важную роль в качестве элемента экономической системы иг7
Стр.7
рает хозяйственный механизм. Раскройте содержание этого понятия, его структуру, объекты регулирования. Покажите взаимосвязь хозяйственного механизма с частными механизмами, а также с рыночным механизмом. Определите, какие основные признаки отличают одну экономическую систему от другой, какое значение для этого имеют отношения собственности. В соответствии с отличительными признаками раскройте сущность рыночной и смешанной экономики. Рассмотрите их экономическую основу, характерные черты, положительные и негативные стороны. Проблемные вопросы для обсуждения на семинарских занятиях 1. Почему экономические отношения объективные, а все остальные отношения общества субъективные? 2. Что надо понимать под историческим характером экономических отношений? 3. Рыночные и организационно-экономические отношения по своей природе едины, основаны на разделении труда, в чем же они различны? 4. Если производительные силы не являются предметом экономической теории, то зачем мы должны их изучать? 5. В чем суть следующего положения: любой экономический закон представляет собой экономическую категорию, но не всякая экономическая категория представляет собой экономический закон. 6. Какие последствия возникают при действии экономических законов, если люди их не познали? 7. Какие элементы экономической системы выражают ее сущность? 8. Если структурные элементы экономической системы образуют ее содержание, то как в них выражается сущность системы? 9. На чем основаны различия в понимании собственности у разных экономических школ? 8
Стр.8
10. Почему собственность является объективной основой экономической системы? 11. Какие преимущества отличают смешанную экономику от других экономических систем? Тема 3. Общественное производство и воспроизводство 1. Производство, потребности и блага. 2. Экономические ресурсы и факторы производства. 3. Центральная проблема производства. Производственные возможности и экономический выбор. 4. Воспроизводство и его типы. В первом вопросе уясните сущность производства, его вещественную и общественную стороны. Рассмотрите процесс труда как взаимодействие его трех простых моментов. Выясните общественную сторону и цели производства. Обратите внимание на двуединую цель общественного производства, его связь с потребностями. Определите понятие потребностей. Покажите, какие потребности возникают у человека, связанные с его жизнедеятельностью. Усвойте действие закона возвышения потребностей. Рассмотрите структуру потребностей по определенным признакам. Покажите значение личных потребностей в этой структуре. Обратите внимание на пирамиду личных потребностей, на закономерности ее построения. Выясните понятие блага. Укажите, как взаимосвязаны между собой блага и потребности. Раскройте важнейшие черты благ в сравнении с потребностями. Проведите классификацию видов благ по их происхождению, характеру, содержанию, времени использования, по схожести. Рассмотрите взаимосвязь производства, потребностей и благ. Во втором вопросе изучите экономические ресурсы как средства, необходимые для производства благ. Выясните функции, выполняемые ресур9
Стр.9
сами, и их структуру. Раскройте главную черту ресурсов – их ограниченность (редкость). Покажите причины этой ограниченности. Затем изучите факторы производства, которые по целям совпадают с экономическими ресурсами, но имеют ряд отличительных черт. Назовите их. Раскройте структуру и содержание различных видов факторов. Выясните отличие между трудом и рабочей силой. Назовите свойства, которыми обладает последняя. Рассмотрите взаимодействие факторов производства, их единство и противоречивость. Уясните количественное и качественное соответствие между вещественными и личными факторами производства. Объясните, чем обусловлено ведущее значение личного фактора производства. В третьем вопросе рассмотрите центральную проблему производства, обусловленную его целями и возможностями, которые не совпадают между собой. Покажите связь этой проблемы с потребностями и благами. Уясните основной принцип экономики, с помощью которого решается эта проблема. Посредством таблицы и кривой покажите альтернативные возможности производства товаров. Назовите элементы, составляющие производственные возможности. Рассмотрите конкретные проблемы экономического выбора, обусловленные производственными возможностями. Раскройте механизм, с помощью которого происходит практическое решение каждой проблемы. В четвертом вопросе выясните сущность воспроизводства, сравните его с общественным производством. Дайте определение содержания воспроизводства, включающее два взаимосвязанных процесса, проявляющихся в фазах воспроизводства. Рассмотрите взаимосвязь между фазами воспроизводства. При изучении структуры воспроизводства обратите внимание на воспроизводство как материально-вещественной, так и общественной стороны этого процесса. Выясните, какова основная цель воспроизводства производительных отношений, связанная с развитием производительных сил общества. Назовите способы воспроизводства экономических отношений. Рассмотрите типы воспроизводства, их отличительные черты. При 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.