Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма (462,00 руб.)

0   0
Первый авторПанова Лада
АвторыНац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»
ИздательствоМ.: Изд. дом Высшей школы экономики
Страниц609
ID703642
Аннотация«Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма» — попытка подвергнуть художественные произведения, манифесты и жизнетворческие практики первого авангарда непредвзятому рассмотрению, не зависимому как от культа авангарда, так и от сложившейся за столетие инерции его восприятия. В монографии проблематизируются природа первого авангарда, легитимность того уникального места, которое он занял в сегодняшнем литературном каноне, и масштаб его новаторства. В развитие этой исследовательской программы прокладываются увлекательные интеллектуальные маршруты от существующих трактовок прославленных произведений Хлебникова и Хармса — через их контекстуализацию — к новым. В результате у обоих писателей обнаруживается богатейшая доавангардная родословная. Драматического пика анализ творчества Хлебникова и Хармса достигает при обсуждении их программных жестов разрыва с традицией (вроде бросания Пушкина с парохода современности). Оба писателя оказываются, сами того не желая, типичными представителями модернизма, разделяющими со своей эпохой интеллектуальные моды, сюжеты, мотивы, жизнетворческие и рекламные стратегии. Их принадлежность к модернизму демонстрируется и в разделе, посвященном нумерологическому топосу русской литературы. Почерпнув математический репертуар у современников-модернистов, Хлебников использовал его для создания своих автомифологем (вроде «Короля Времени»), на которые затем нетривиальным образом отреагировали такие модернисты, как Кузмин и Замятин, Мандельштам и обэриуты.
Кому рекомендованоДля филологов, специализирующихся на авангарде и модернизме, и широкого круга читателей.
ISBN978-5-7598-1605-8
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос=Рус)
Панова, Л. Г. Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма : [монография] / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; Л. Г. Панова .— 2-е изд. (эл.) .— Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018 .— 609 с. — (Исследования культуры) .— Библиогр.: с. 559-579; Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 609 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-7598-1605-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/703642 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мнимое_сиротство_Хлебников_и_Хармс_в_контексте_русского_и_европейского_модернизма.pdf
УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус) П16 Составитель серии ВАЛЕРИЙ АНАШВИЛИ Рецензент доктор философских наук ИГОРЬ ЧУБАРОВ Дизайн серии ВАЛЕРИЙ КОРШУНОВ П16 Панова, Л. ск Мнимое сиротство. Хлебников и Хармс в контексте русского и европейшого модернизма [Электронный ресурс] / Л. Панова ; Нац. исслед. ун-т «Высp ая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл кdf : 609 с.). — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Исследования 4.5 ; экран 10".ультуры). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions ISBN 978-5-7598-1605-8 «Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского ж модернизма» — попытка подвергнуть художественные произведения, манифесты и в изнетворческие практики первого авангарда непредвзятому рассмотрению, не зависимому как от культа авангарда, так и от сложившейся за столетие инерции его тосприятия. В монографии проблематизируются природа первого авангарда, легикимность того уникального места, которое он занял в сегодняшнем литературном паноне, и масштаб его новаторства. В развитие этой исследовательской программы т рокладываются увлекательные интеллектуальные маршруты от существующих срактовок прославленных произведений Хлебникова и Хармса — через их контекдтуализацию — к новым. В результате у обоих писателей обнаруживается богатейшая Хоавангардная родословная. Драматического пика анализ творчества Хлебникова и ( армса достигает при обсуждении их программных жестов разрыва с традицией свроде бросания Пушкина с парохода современности). оба писателя оказываются, сами того не желая, типичными представителями модернизма, разделяющими со нвоей эпохой интеллектуальные моды, сюжеты, мотивы, жизнетворческие и рекламсые стратегии. Их принадлежность к модернизму демонстрируется и в разделе, почвященном нумерологическому топосу русской литературы. Почерпнув математисеский репертуар у современников-модернистов, Хлебников использовал его для воздания своих автомифологем (вроде «Короля Времени»), на которые затем нетридиальным образом отреагировали такие модернисты, как Кузмин и Замятин, Манельштам и обэриуты. УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус) Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Мнимое сиротство. Хлебуников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма [Текст] / Л. Панова ; Нац. исслед. н-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 608 с. — (Исследования культуры). — ISBN 978-5-7598-1509-9. сВ соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими уредствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения бытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-7598-1605-8 © Панова Л. Г., 2017 © Оформление. Издательский дом Высшей школы экономики, 2017
Стр.5
СоДеРжание о ЧеМ эТа Книга ................................................................................................................... 12 СПиСоК СоКРащений ...................................................................................................... 18 ПРиМеЧание ........................................................................................................................... 19 ВВеДение ПеРВое, ТеоРеТиЧеСКое: о СолиДаРноМ и неСолиДаРноМ ПРоЧТении аВангаРДа ......................................................... 20 1. «новый Первый неожиданный» авангард и литературный процесс .......... 20 2. Самообразы кубофутуризма и оБэРиУ в манифестах .................................. 24 3. «островной» миф Хлебникова и Хармса ............................................................. 32 4. Cолидарное чтение: истоки ..................................................................................... 40 5. альтернатива солидарному чтению: кубофутуризм и оБэРиУ глазами неангажированных современников ...................................... 49 6. Солидарное чтение как возвышающий обман .................................................... 60 7. несолидарное чтение: антиавангард или малая ветвь авангардоведения? ........................................................................... 61 8. Солидарное и несолидарное чтение в социокультурной перспективе ........ 63 ВВеДение ВТоРое, ПРаКТиЧеСКое: РУКоВоДСТВо По ВоЗВРащению ХлеБниКоВа и ХаРМСа В МоДеРниЗМ.......................... 65 1. авангардные семантика и прагматика ................................................................. 66 1.1. Общие соображения ............................................................................................ 66 1.2. Авангардное жизнетворчество ....................................................................... 76 1.3. Авангардный текст под лупой монографического анализа...................... 81 2. авангардная интертекстуальность ......................................................................... 83 2.1. Авангардная интертекстуальность при солидарном чтении ............... 83 2.2. Несолидарный анализ: интертекстуальность поневоле .......................... 87 РаЗДел ПеРВЫй. ПиСаТельСКаЯ ПРаКТиКа ХлеБниКоВа I. ПоДноВление МоДеРниСТСКого СюжеТа: «ЗаКлЯТие СМеХоМ» и «МиРСКонца» ..................................................................... 93 1. Революционер-будетлянин или примерный модернист? ................................. 93 2. «Заклятие смехом» — постсимволистская мистерия ....................................... 101 3. «Мирсконца» и готовый сюжет о жизни, прожитой вперед и вспять ......... 112 II. «AlSo SprACh ZArAthuStrA» — CoSì pArlò MAfArkA Il futurIStA — ТаК гоВоРил и ХлеБниКоВ («Ка», его СюжеТ, ПРагМаТиКа и лиТеРаТУРнЫе иСТоЧниКи) ......................................121 1. Существующие прочтения «Ка»: бессюжетность и загадочность ............... 123 5
Стр.6
2. новое прочтение «Ка»: сюжет как жизнетворческая программа ................. 127 2.1. Три с половиной сюжетообразующих персонажа ...................................... 127 2.2. Сюжетообразующие эпизоды ........................................................................ 130 2.3. Прагматические пружины сюжета и повествования ............................. 139 3. египетская фактура «Ка»: назад в будущее ........................................................ 143 4. «Ка» и европейские прецеденты: «Пер гюнт» .................................................... 147 5. «Ка» и традиции ницшеанства .............................................................................. 149 5.1. «Так говорил Заратустра» и ницшеанство русских символистов .......149 5.2. Ницшеанство Маринетти ............................................................................ 157 5.3. Ницшеанство Хлебникова в кубофутуристском контексте ............... 167 РаЗДел ВТоРой. нУМеРологиЯ оТ ХлеБниКоВа До оБэРиУТоВ III. нУМеРологиЧеСКаЯ УТоПиЯ ХлеБниКоВа — феноМен РУССКого МоДеРниЗМа .......................................................................... 173 1. Чертежник истории и слов геометр ..................................................................... 173 1.1. Нумерологический проект .............................................................................. 173 1.2. Арифметическая историософия................................................................... 176 1.3. Математизированная семантика и «звездный» язык ............................ 181 1.4. Эксперименты с «мнимыми» числами ........................................................ 188 1.5. Системность ..................................................................................................... 190 2. нумерология Хлебникова: проблема авторства .............................................. 191 3. нумерологический дебют Хлебникова: по стопам символистской поэзии ............................................................................. 193 3.1. «Могилы вольности — Каргебиль и Гуниб...» («Вам») .............................. 193 3.2. «Гибель Атлантиды» ....................................................................................... 193 3.3. «Учитель и ученик» .......................................................................................... 194 3.4. «Числа» ................................................................................................................ 195 4. нумерологическая историософия Хлебникова и ее истоки: от льва Толстого до символистов ............................................................................. 207 4.1. Историософия Вл. Соловьева и символистов в нумерологическом преломлении Хлебникова ................................................... 207 4.2. Под знаком Толстого: мир без войны и другие историософские концепты .................................................................... 211 4.3. Хлебников vs русские писатели-гуманисты ............................................... 218 5. геометризованная лингвистика и традиция «кратилизма» ........................... 219 5.1. «Кратил» Платона .......................................................................................... 219 5.2. «Английские слова» Малларме ....................................................................... 220 5.3. Другие литературные источники хлебниковского кратилизма........... 223 6
Стр.7
6. азы оккультизма ....................................................................................................... 225 6.1. Наивный пифагореизм ..................................................................................... 226 6.2. Переработка теософии ................................................................................... 227 6.3. Поэтический топос «звезды-числа, ставшие словом»............................. 229 7. Конкуренты Хлебникова ......................................................................................... 231 7.1. Константин Случевский: поэтический сциентизм ................................ 233 7.2. Андрей Белый: математическая и кубистическая фактура «Петербурга» ............................................................................................................ 238 7.3. Мережковский — Гиппиус: «тайна трех» ................................................... 246 8. В ряду утопий ............................................................................................................. 251 8.1. Число как моноидея .......................................................................................... 251 8.2. Художественный мир Хлебникова: по рецептам символистских утопий ........................................................................................................................ 252 9. Самопрезентация — жизнетворчество — культ ............................................... 253 9.1. Огранка самообраза ......................................................................................... 253 9.2. Заратустрианский эпилог: «Зангези» .......................................................... 255 9.3. Антихрист навыворот .................................................................................. 260 9.4. «Что делать?» по Хлебникову ....................................................................... 262 9.5. Культ Хлебникова ............................................................................................. 263 10. Миссия Хлебникова: выводы ............................................................................... 267 10.1. Прометей от авангарда: интертекстуальное осмысление ................. 267 10.2. Король и Председатель: жизнетворческое осмысление.......................... 268 10.3. Мегаломания: психоаналитическое осмысление ..................................... 268 10.4. На пути к тоталитаризму: историософское осмысление .................. 270 10.5. Подлинное искусство: художественное осмысление ............................... 272 11. Хлебниковедение и Король Времени: верноподданничество или осада? ........................................................................................................................ 272 IV. КаРТа нУМеРологиЧеСКого ВлиЯниЯ ХлеБниКоВа: 1917–1941 ...... 276 V. ПоДРажание ХлеБниКоВУ (гаСТеВ, глаЗКоВ и ДРУгие) ....................... 281 VI. ПоРТРеТиРоВание ХлеБниКоВа (КУЗМин, КаВеРин) .......................... 291 1. нумерологическое чудачество Хлебникова в «Прогулках, которых не было» Кузмина .............................................................. 291 2. Вольдемар Хорда Первый в «Скандалисте» Каверина ..................................... 301 VII. РаЗгоВоР о ВеТРе (ХлеБниКоВ В МанДельшТаМоВСКоМ ВоСьМиСТишии «СКажи Мне, ЧеРТежниК ПУСТЫни...») ....................... 303 1. Существующие прочтения, или кто есть кто в «Скажи мне, чертежник пустыни...» ..................................................................... 305 2. Диалоги двух поэтов в жизни и стихах ............................................................... 310 7
Стр.8
3. Ветер, Велимир, «звездная» азбука ....................................................................... 313 4. Мандельштам vs Хлебников: богословско-поэтический диспут .................. 320 5. имитация хлебниковского идиолекта ................................................................. 322 6. Творческие обертоны ключевых слов .................................................................. 326 7. некоторые выводы ................................................................................................... 328 VIII. ПолеМиЧеСКий ПоДРЫВ ХлеБниКоВа («МЫ» ЗаМЯТина) .............. 329 1. Замятин против Хлебникова .................................................................................. 329 2. нумерология Хлебникова в общем дизайне романа ........................................ 333 3. Способы подрыва...................................................................................................... 341 3.1. Разоблачение концепта «последнего и окончательного» ........................ 341 3.2. Судьбы главных героев ..................................................................................... 342 3.3. Смех ..................................................................................................................... 348 4. интегральный кубизм ............................................................................................. 350 IX. СоРеВноВание-УЗУРПациЯ (оБэУРиУТСКий нУМеРологиЧеСКий Канон и ХлеБниКоВ) ..................................................... 354 1. Хармс: «Я хочу быть в жизни тем же, чем лобочевский был в геометрии»........................................................................................................... 357 2. олейников: не раб я числа, а его господин ........................................................... 365 3. Введенский: численность простая как весло ..................................................... 368 РаЗДел ТРеТий. ПиСаТельСКаЯ ПРаКТиКа ХаРМСа X. «лаПа»: аБСУРД иЗ ВТоРЫХ РУК ............................................................................. 375 1. Существующие трактовки ...................................................................................... 376 2. Даниил в бермудском треугольнике русских «отцов абсурда» ..................... 383 2.1. Абсурдизация абсурда ...................................................................................... 383 2.2. Хлебников, Гоголь и Кузмин: в роли литературных «отцов» ................. 384 2.3. Хлебниковский слой в «Лапе» ......................................................................... 385 2.4. Гоголевский слой в «Лапе» ............................................................................... 387 2.5. Кузминский слой в «Лапе» ............................................................................... 388 2.6. Опора на библейского тезку ........................................................................... 389 3. Купальский сюжет: источники и жизнетворческая огранка ......................... 390 3.1. Гоголевская основа сюжета ............................................................................ 392 3.2. «Мистерия мне» ................................................................................................ 394 3.3. Модели купальского жизнетворчества ....................................................... 396 4. Загромождение купальского сюжета ................................................................... 397 5. Конкуренты купальского сюжета ......................................................................... 399 5.1. Оккультная топика ........................................................................................ 399 5.2. Любовная топика ............................................................................................. 406 5.3. Советская топика ........................................................................................... 408 8
Стр.9
6. образы ......................................................................................................................... 411 6.1. ‘Лапа’ .................................................................................................................... 412 6.2. Земляк .................................................................................................................. 413 6.3. Бог ......................................................................................................................... 417 6.4. Власть ................................................................................................................. 418 6.5. Статуя ............................................................................................................... 420 6.6. Хлебников ............................................................................................................ 422 6.7. Утюгов ................................................................................................................. 425 6.8. Нил, он же подсвечник, он же гроб ................................................................ 428 6.9. Покойник ............................................................................................................. 429 6.10. Аменхотеп ....................................................................................................... 432 6.11. План Аменхотепа ........................................................................................... 434 6.12. Николай Иванович с ибисом ......................................................................... 434 6.13. Чета Подхелуковых ........................................................................................ 435 6.14. ГПУ ..................................................................................................................... 437 6.15. Небо, снизу воспринимаемое как крыша, а изнутри — как птичник .............................................................................................................. 438 6.16. Пара влюбленных деревьев, она же пара волков ...................................... 440 6.17. Сторож, он же громоотвод, и его клоны ................................................... 440 6.18. Грязная девочка, она же Дева, и земляные лепешки ................................ 441 6.19. Пеликан ............................................................................................................. 442 6.20. Лебедь, он же Звезда Лебедь Агам, он же кусок неба, он же цветок над головой, он же цветок из головы, он же Кухивика ..................................... 443 6.21. Ангел Капуста [Копуста, Пантоста, Хартраста, Холбаста] и навоз ......................................................................................................................... 445 6.22. Мария Ивановна, она же Сосна ................................................................... 447 6.23. Рабинович ......................................................................................................... 448 6.24. Ребенок .............................................................................................................. 449 6.25. Ледник ................................................................................................................ 449 6.26. Морёл в переднике ........................................................................................... 450 6.27. Млин .................................................................................................................. 451 7. невольный пэтчворк ................................................................................................ 451 8. жанровые характеристики «лапы» ...................................................................... 484 8.1. Между жанрами ................................................................................................ 484 8.2. По рецепту «Прогулок Гуля» Кузмина: пьеса абсурда с уклоном в мистерию ................................................................................................................ 486 8.3. Освежение пьесы абсурда советской сатирической пьесой .................... 489 8.4. По примеру «Снежимочки» Хлебникова: переписывание классики ....... 489 8.5. Абсурд второй свежести ................................................................................ 490 9. Выводы......................................................................................................................... 491 9
Стр.10
РаЗДел ЧеТВеРТЫй. ПРагМаТиКа КаК иСКУССТВо XI. игРа на ВЫигРЫш: о ТРаеКТоРии УСПеХа КУБофУТУРиЗМа и оБэРиУ ......................................................................... 495 1. Прагматика с точки зрения успешности ............................................................. 497 2. Как монополизировать поле литературы: о Хлебникове и немного о Маяковском .................................................................. 507 3. о Хармсе и немного об оБэРиУ: от неудачного дебюта — к триумфу ...... 527 XII. ТеКСТоВЫе ПРелоМлениЯ ТеХ же СТРаТегий ......................................... 536 1. Контракт авангарда с потребителем .................................................................... 538 2. Комплекс мнимого сиротства: символическая экзекуция отцовских фигур .......................................................... 543 3. эталонный авангардный текст .............................................................................. 553 4. Первый авангард и наступившее будущее.......................................................... 556 лиТеРаТУРа ............................................................................................................................. 559 УКаЗаТель иМен и ПРоиЗВеДений (сост. М. Трунин) ...................................... 580
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.