Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 543208)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра (360,00 руб.)

0   0
Первый авторТечнер Стивен фон
АвторыМартинсен Харальд
ИздательствоМ.: Теревинф
Страниц433
ID703509
АннотацияКнига норвежского лингвиста и психолога Стивена фон Течнера и психолога Харальда Мартинсена является первым подробным учебником по альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) на русском языке. Авторы обобщают и систематизируют различные формы и средства АДК, рассказывают о том, как в разных случаях подбирать эти техники общения в контексте целостной программы обучения и сопровождения человека с особенностями развития, а также о стратегиях обучения детей, по разным причинам лишенных возможности говорить. Такими причинами могут быть разные формы церебрального паралича и другие двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра, нарушения зрения, слуха, речи (в том числе после травмы, инсульта и т.п.), множественные нарушения развития и др.
Кому рекомендованоКнига может быть полезна для логопедов, специальных педагогов, школьных учителей, психологов и других специалистов, а также для семей, в которых есть дети и взрослые с ограниченными возможностями общения и речи.
ISBN978-5-4212-0530-2
УДК81’221.24:376
ББК81.006.154+74.50
Течнер, С. фон Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра = Alternativ og supplerende kommunikasjon. En innforing i tegnspraksopplaering og bruk av kommunikasjonshjelpemidler for mennesker med sprak og kommunikasjonsvansker [Электронный ресурс] : [учебник] / Х. Мартинсен, С. фон Течнер .— 4-е изд. (эл.) .— М. : Теревинф, 2019 .— 433 с. : ил. — Пер. с англ.; Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: Теревинф, 2018); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 433 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-4212-0530-2 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/703509

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Введение_в_альтернативную_и_дополнительную_коммуникацию_жесты_и_графические_символы_для_людей_с_двигательными_и_интеллектуальными_нарушениями,_а_также_с_расстройствами_аутистического_спектра.pdf
УДК 81’221.24:376 ББК 81.006.154 + 74.50 Т38 Течнер, Стивен фон. Т38 Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / С. фон Течнер, Х. Мартинсен. — 4-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 433 с.). — М. : Теревинф, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". ISBN 978-5-4212-0530-2 Книга норвежского лингвиста и психолога Стивена фон Течнера и психо лога Харальда Мартинсена является первым подробным учебником по альтер нативной и дополнительной коммуникации (АДК) на русском языке. Авторы обобщают и систематизируют различные формы и средства АДК, рассказывают о том, как в разных случаях подбирать эти техники общения в контексте целостной программы обучения и сопровождения человека с особенностями развития, а также о стратегиях обучения детей, по разным причинам лишенных возможности говорить. Такими причинами могут быть разные формы церебрального паралича и другие двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра, нарушения зрения, слуха, речи (в том числе после травмы, инсульта и т.п.), множественные нарушения развития и др. Книга может быть полезна для логопедов, специальных педагогов, школьных учителей, психологов и других специалистов, а также для семей, в которых есть дети и взрослые с ограниченными возможностями общения и речи. УДК 81’221.24:376 ББК 81.006.154 + 74.50 Деривативное электронное издание на основе печатного аналога: Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра [Текст] / С. фон Течнер, Х. Мартинсен. — М.: Теревинф, 2018. — 3-е изд. — 432 с. — ISBN 978-5-4212-0487-9. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации ISBN 978-5-4212-0530-2 © Stephen von Tetzchner and Harald Martinsen, 2013 © Теревинф, 2014
Стр.5
5 Содержание 9 вступление 11 предисловие к русскому изданию 13 глава 1. Введение Терминология ....................................................................................16 Обозначения ......................................................................................18 20 глава 2. Альтернативная и дополнительная коммуникация Мануальные знаки (жесты) ...............................................................22 Графические символы .......................................................................24 Картинки ............................................................................................35 Орфографическое письмо .................................................................38 Предметные символы ........................................................................39 Выбор между жестами и системой символов ....................................41 49 глава 3. Коммуникативные вспомогательные устройства Управление коммуникативными вспомогательными устройствами ................49 Традиционные вспомогательные устройства ...................................51 Высокотехнологичные вспомогательные устройства ......................53 Указывание и активирование контроллера ......................................62 Клавиатуры ........................................................................................64 Контроллеры ......................................................................................66 Выбор коммуникативного вспомогательного устройства ........................................................68 Некоторые характеристики поддерживаемой коммуникации ...................................................74
Стр.6
6 80 глава 4. Дети, подростки и взрослые, нуждающиеся в использовании альтернативной и дополнительной коммуникации Три функциональные группы ............................................................80 Наиболее распространенные группы людей, нуждающихся в альтернативной и дополнительной коммуникации .................................................85 Некоторые общие проблемы при работе с людьми с тяжелыми нарушениями коммуникации ..................................104 108 глава 5. Оценка Необходимость целостной программы помощи .............................108 Методы оценки ................................................................................109 Базовая информация .......................................................................114 Общие навыки .................................................................................117 Двигательные навыки ......................................................................119 Зрение и слух ...................................................................................120 Диагноз.............................................................................................121 Потребности семьи в поддержке, помощи и временном высвобождении .......................................................124 Язык и коммуникация .....................................................................125 Информация, полученная от значимых людей ...............................128 Оценка результатов программы ......................................................135 Передача информации при смене школы, работы и места жительства ..........................................................138 Определение областей ответственности .........................................141 144 глава 6. Обучающая ситуация Совместное внимание .....................................................................145 Проектирование обучающей ситуации ..........................................146 Планирование генерализации ........................................................149 Длительность и место занятий ........................................................151 Структурирование ...........................................................................152 Начало программы ..........................................................................155 Влияние обучения жестам на освоение речи ..................................156
Стр.7
7 160 глава 7. Стратегии обучения Структурированная сверхинтерпретация и тотальная коммуникация ..........................................................160 Эксплицитное и имплицитное научение и обучение .....................161 Понимание и использование жестов и символов ...........................163 Обучение пониманию .....................................................................165 Обучение использованию символов ...............................................171 Обучение выражению и пониманию ..............................................181 Непреднамеренное обучение ..........................................................183 Структурированное ожидание ........................................................186 Называние ........................................................................................188 Структурированные и неструктурированные ситуации ...............................................189 Подготовительное обучение............................................................191 Техники фасилитации .....................................................................202 206 глава 8. Выбор первых жестов и сим волов Имеющиеся навыки коммуникации ...............................................209 Общие и специфические жесты и символы ....................................211 Повторения ......................................................................................215 Двигательные навыки ......................................................................217 Восприятие .......................................................................................219 Иконичность ....................................................................................220 Простые и сложные понятия ...........................................................228 Чего ожидать ....................................................................................235 237 глава 9. Дальнейшее развитие словаря Группы альтернативного и вспомогательного языка .....................237 Группа экспрессивного языка .........................................................248 Готовые словари ..............................................................................262 От графических символов к орфографическому письму ........................................................270 275 глава 10. Высказывания, состоящие из нескольких жестов или символов Жесты, символы и предложения .....................................................277 Структура предложения ..................................................................280
Стр.8
8 Когнитивные усилия ........................................................................297 Понимание .......................................................................................299 Вариации в использовании языка ...................................................304 306 глава 11. Навыки разговора Группа альтернативного языка .......................................................307 Группа вспомогательного языка .....................................................314 Группа экспрессивного языка .........................................................317 Нарративы ........................................................................................339 342 глава 12. Языковая среда Адаптация среды ..............................................................................343 Обучение семей ...............................................................................349 Обучение ровесников и друзей .......................................................355 Обучение персонала ........................................................................356 Затраты и выгоды ............................................................................360 361 глава 13. Обзор описаний случаев Группы нарушений ..........................................................................361 Системы коммуникации ..................................................................361 Описания ..........................................................................................362 371 Литература 421 Предметный указатель
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически