УДК [376.1.015.3-056.26+159.922.76-056.26](035.3)
ББК 74.530.240я81
В31
Рецензент: профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной
психологии МГППУ Т.А. Басилова
В31
Верещага, И.В., Моисеева, И.В., Пайкова, А.М.
Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушеigital
Editions 4.5 ; экран 12".
ISBN 978-5-4212-0439-8
В руководстве представлена компактная и доступная система диагностической работы с детьми,
Иниями развития, включающими нарушения зрения и слуха [Электронный ресурс] /
p . В. Верещага, И. В. Моисеева, А. М. Пайкова. — Эл. изд. — Электрон. текстовые дан. (1 файл
Ddf : 134 с.). — М. : Теревинф, 2017. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
имеющими как нарушения зрения, слуха, двигательной и познавательной функций, так и их различные
сочетания. Даны методические рекомендации для комплексной психолого-педагогической
оценки функциональных возможностей ребенка с сочетанными нарушениями развития. Описаны
условия проведения обследования, в том числе установление эмоционального контакта и подбор
оптимальной позы для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Применение данной методики позволяет рекомендовать конкретные шаги по улучшению повседневной
жизни детей и их обучению.
Руководство содержит подробное описание стимульного материала («Диагностический чемоданчик»),
бланки учета данных, разбор случаев, а также большое количество справочной информации
по теме.
Издание адресовано сотрудникам детских образовательных, медицинских и социальных организаций
(как государственных, так и негосударственных) – дефектологам, психологам, педагогам
и другим специалистам.
УДК [376.1.015.3-056.26+159.922.76-056.26](035.3)
ББК 74.530.240я81
Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Психолого-педагогическая диагностика
детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха /
И. В. Верещага, И. В. Моисеева, А. М. Пайкова. — М. : Теревинф, 2017. — ISBN 978-5-4212-0420-6.
зВ соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами
кащиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
омпенсации.
ISBN 978-5-4212-0439-8
© Верещага И.В., 2016
© Моисеева И.В., 2016
© Пайкова А.М., 2016
© Теревинф, 2017
Стр.3
3
Содержание
Предисловие ...............................................................................................................5
Введение .....................................................................................................................7
Психолого-педагогическая оценка слепоглухих детей: обзор
современных методик обследования детей с сочетанными
нарушениями развития. А.М. Пайкова ................................................................ 9
Проект по выявлению и оценке развития, условий жизни и обучения детей
с сочетанными нарушениями дошкольного и школьного возраста
в ДДИ г. Москвы. А.М. Пайкова ............................................................................ 14
Методика первичной диагностики уровня развития ребенка с сочетанными
нарушениями. Базовая версия. И.В. Верещага, И.В. Моисеева ........................... 16
Организация позиционирования в процессе обследования ребенка
с ТМНР. А.М. Пайкова ...........................................................................................19
Современные возможности оценки состояния зрения у ребенка
с ТМНР. И.В. Верещага ........................................................................................... 21
Психолого-педагогическая оценка зрения. И.В. Верещага ........................................... 23
Современные возможности оценки слуха у ребенка с сочетанными
сенсорными нарушениями развития. И.В. Моисеева .........................................31
Психолого-педагогическая оценка слухового восприятия. И.В. Моисеева ............32
Оценка осязательного восприятия. И.В. Верещага .................................................38
Оценка эмоционально-поведенческих особенностей ребенка
с ТМНР. А.М. Пайкова ..........................................................................................39
Методика «Диагностическая карта оценки развития ребенка
с сочетанным нарушением зрения и слуха». Расширенная версия.
И.В. Верещага, И.В. Моисеева, А.М. Пайкова .........................................................42
Заключение .................................................................................................................47
Литература ..................................................................................................................48
Приложения .................................................................................................................55
приложение 1 Выявление и обследование детей с сочетанными нарушениями
зрения и слуха в детских домах-интернатах г. Москвы ........................................... 55
приложение 2 Справочная информация по этиологии сочетанных
сенсорных нарушений и некоторым генетическим синдромам,
при которых сочетаются нарушения зрения и слуха ..........................................58
приложение 3 Патологии зрения и распространенные функциональные
зрительные проблемы ..........................................................................................66
приложение 4 Функциональные возможности и образовательный маршрут
ребенка с выраженными нарушениями зрения ..................................................68
Стр.4
приложение 5 Виды и причины нарушений слуха ..................................................69
приложение 6 Перечень стимульного материала, входящего
в «Диагностический чемоданчик» .......................................................................71
приложение 7 Первичная диагностика. Бланк учета данных ................................75
приложение 8 Диагностическая карта оценки развития ребенка
с сочетанным нарушением зрения и слуха. Расширенная версия .....................81
приложение 9 Листы регистрации проблемного поведения .......................................98
Лист 1 ..............................................................................................................................101
Лист 2 ..............................................................................................................................102
приложение 10 Результаты диагностической работы с ребенком ...........................103
Случай 1. Боря Н. ..................................................................................................... 103
Случай 2. Илья А. ..................................................................................................... 111
Случай 2. Лариса К. ................................................................................................. 120
Стр.5