Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Управление непрерывностью бизнеса. Ваш бизнес будет продолжаться. Информационные технологии для инженеров (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторПетренко С. А.
АвторыБеляев А. В.
ИздательствоМ.: ДМК Пресс
Страниц402
ID703242
АннотацияВ книге подробно рассмотрены возможные постановки задач управления непрерывностью бизнеса (BCM) и аварийного восстановления (DRM) в отечественных компаниях. Последовательно изложены все основные вопросы разработки и внедрения соответствующих корпоративных программ управления непрерывностью бизнеса (ECP). Рассмотрены особенности модели жизненного цикла BCM британского института BCI, а также практики обеспечения непрерывности бизнеса и аварийного восстановления институтов США DRI и SANS. Подробно рассмотрены возможные методики ведения проектов в области BCM, разработки и совершенствования корпоративных программ управления непрерывностью бизнеса (ECP). Отражена отечественная специфика обеспечения непрерывности бизнеса и аварийного восстановления. На основе практического опыта работы авторов приведены примеры анализа рисков (RA) и оценивания воздействия на бизнес (BIA), разработки стратегий непрерывности бизнеса, планов BCP&DRP и соответствующих планов тестирования.
Кому рекомендованоКнига будет полезна руководителям служб автоматизации (CIO) и служб информационной безопасности (CISO), внутренним и внешним аудиторам (CISA), менеджерам высшего эшелона компаний, ответственным за обеспечение непрерывности бизнеса, а также преподавателям и слушателям программ MBA, CIO и CSO, студентам и аспирантам соответствующих специальностей.
ISBN978-5-93700-059-0
УДК338.2
ББК65.050.2
Петренко, С.А. Управление непрерывностью бизнеса. Ваш бизнес будет продолжаться. Информационные технологии для инженеров : учеб. пособие / А.В. Беляев; С.А. Петренко .— 2-е изд. (эл.) .— Москва : ДМК Пресс, 2018 .— 402 с. — (БизнесПро) .— Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: ДМК Пресс, 2011); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 402 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-93700-059-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/703242 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Управление_непрерывностью_бизнеса._Ваш_бизнес_будет_продолжаться__учебное_пособие.pdf
УДК 338.2 ББК 65.050.2 Л61 Петренко, Сергей Анатольевич. Л61 Управление непрерывностью бизнеса. Ваш бизнес будет продолжаться. Информационные технологии для инженеров [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. А. Петренко, А. В. Беляев. — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 402 с.). — М. : ДМК Пресс, 2018. — (БизнесПро). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". ISBN 978-5-93700-059-0 В книге подробно рассмотрены возможные постановки задач управления непрерывностью бизнеса (BCM) и аварийного восстановления (DRM) в отечественных компаниях. Последовательно изложены все основные вопросы разработки и внедрения соответствующих корпоративных программ управления непрерывностью бизнеса (ECP). Рассмотрены особенности модели жизненного цикла BCM британского института BCI (www.thebci.org), а также практики обеспечения непрерывности бизнеса и аварийного восстановления институтов США DRI (www.drii.org) и SANS (www.sans.org). Приведены рекомендации международных стандартов BS25999 (PAS 56), ASIS SPC.1-2009, ISO/DIS 22399:2008, ISO/IEC 22301:2008, NIST SP800-34, NFPA 1600, AS/NZS 5050 (HB 292:2006), SS540:2009 (TR19:2004), SI 24001:2007, ISO/IEC 27002:2005 (BS ISO/IEC 17799:2005) (14 раздел), COBIT 5.0, ITIL V3 и MOF 4.0 в части BCM и др. В настоящем издании подробно рассмотрены возможные методики ведения проектов в области BCM, разработки и совершенствования корпоративных программ управления непрерывностью бизнеса (ECP). Отражена отечественная специфика обеспечения непрерывности бизнеса и аварийного восстановления. На основе практического опыта работы авторов приведены примеры анализа рисков (RA) и оценивания воздействия на бизнес (BIA), разработки стратегий непрерывности бизнеса, планов BCP&DRP и соответствующих планов тестирования. Книга будет полезна руководителям служб автоматизации (CIO) и служб информационной безопасности (CISO), внутренним и внешним аудиторам (CISA), менеджерам высшего эшелона компаний, ответственных за обеспечение непрерывности бизнеса, а также преподавателям и слушателям программ MBA, CIO и CSO, студентам и аспирантам соответствующих специальностей. УДК 338.2 ББК 65.050.2 рывностьюДеривативное электронное издание на основе печатного издания: Управление непребизнеса. Ваш бизнес будет продолжаться. Информационные технологии для инженеров : учебное пособие / С. А. Петренко, А. В. Беляев. — М. : ДМК Пресс, 2011. — (БизнесПро) — 400 с. — ISBN 978-5-94074-624-9. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-93700-059-0 © ДМК Пресс, 2011
Стр.3
Содержание Предисловие президента ГК АйТи Тагира Яппарова........................................9 Предисловие директора Business Continuity Institute (BCI) Линдона Бирда.......................................................................................................11 Предисловие партнера Ernst&Young Николая Самодаева.................................14 Введение................................................................................................................16 Глава 1. АКТУАЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ БИЗНЕСА...............................................................................................23 1.1. Мотивация и преимущества BCM.......................................................................23 1.1.1. Примеры инцидентов...........................................................................24 1.1.2. Основные мотивы.................................................................................27 1.1.3. Экономическая целесообразность......................................................33 1.1.4. Дополнительные преимущества..........................................................34 1.2. Основные компоненты программы ECP..............................................................35 1.2.1. История вопроса..................................................................................36 1.2.2. Содержание BCM.................................................................................37 1.2.3. Практика BCM......................................................................................39 1.3. Постановка задачи построения ВСР....................................................................48 1.3.1. Цель и задачи работы..........................................................................48 1.3.2. Ожидаемый эффект..............................................................................49 1.3.3. Требования к разработке....................................................................50 1.3.4. Требования к составу работ.................................................................53 1.3.5. Требования к отчетным материалам...................................................54 1.3.6. Продолжительность работ...................................................................55 1.3.7. Область реализации............................................................................55 1.3.8. Дополнительные требования..............................................................55 1.3.9. Квалификационные требования к Исполнителю.....................................56 1.4. Анализ технологий.......................................................................................56 1.4.1. Классификация уровня поставленной задачи....................................57 1.4.2. Общие подходы и направления...........................................................58 1.4.3. Инфраструктура ЦОД...........................................................................60 1.4.4. Мультисервисная сеть.........................................................................68 1.4.5. Помещения и инженерные системы....................................................73 1.4.6. Обеспечение непрерывности функционирования программного обеспечения..................................................................76 1.4.7. Системы мониторинга и управления...................................................79 Глава 2. ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ БИЗНЕСА...............................................................................................82 2.1. Практика BCI...............................................................................................84
Стр.5
Содержание 5 2.1.1. Характеристика деятельности...........................................................84 2.1.2. Основные достижения.......................................................................85 2.2. Практика института DRII..............................................................................88 2.2.1. Направления деятельности...............................................................88 2.2.2. Модель DRII.......................................................................................88 2.3. Практика SANS............................................................................................91 2.3.1. Инициация проекта...........................................................................92 2.3.2. Анализ рисков– Risk Analysis (RA).....................................................94 2.3.3. Анализ воздействия на бизнес – Business Impact Analysis (BIA).............96 2.3.4. Разработка планов BCP&DRP............................................................97 2.3.5. Тестирование планов BCP&DRP........................................................99 2.3.6. Сопровождение планов BCP&DRP.....................................................101 2.3.7.Утверждение и внедрение планов BCP&DRP.....................................102 2.4. Стандарт BS25999 (PAS 56)........................................................................102 2.4.1. Управление программой BCM...........................................................104 2.4.2. Анализ требований к программе BCM..............................................105 2.4.3. Определение стратегии BCM.............................................................107 2.4.4. Разработка и реализация планов BCM.............................................108 2.4.5. Поддержка и сопровождение программы BCM................................110 2.4.6. Формирование культуры BCM в организации..................................111 2.5. Стандарт AS/NZS 5050 (HB 292:2006).......................................................111 2.5.1. Рекомендации стандарта..................................................................112 2.5.2. Особенности BCM..............................................................................114 2.6. Практика управления рисками....................................................................118 2.6.1. Стандарт NIST SP 800-30...................................................................121 2.6.2. Методология OCTAVE..........................................................................123 2.6.3. Жизненный цикл MG-2......................................................................126 2.6.4. Стандарт CobIT...................................................................................127 2.6.5. Модель зрелости SA-CMM.................................................................127 2.7. Практика описания бизнес-процессов.......................................................129 2.7.1. Практика моделирования процессов...............................................131 2.7.2. Методология NGOSS.........................................................................133 2.8. Стандарт COBIT............................................................................................141 2.8.1. Характеристика стандарта................................................................142 2.8.2. Процесс DS4......................................................................................144 2.8.3. Уровни зрелости DS4.........................................................................148 2.9. Библиотека ITIL...........................................................................................150 2.9.1. Инициация процесса ITSCM..............................................................153 2.9.2. Анализ требований и выработка стратегии ITSCM...........................154 2.9.3. Внедрение ITSCM...............................................................................156 2.9.4. Операционное управление...............................................................159 2.9.5. Дополнительные вопросы.................................................................160 2.10. Стандарт ISO/IEC 27002:2005 (BS ISO/IEC 17799:2005)........................162 2.10.1. Аспекты управления непрерывностью бизнеса.............................163 2.10.2. Взаимосвязь непрерывности и безопасности...............................164
Стр.6
6 Содержание 2.10.3. Непрерывность бизнеса и оценка рисков......................................165 2.10.4. Разработка и внедрение Плана непрерывности бизнеса..............165 2.10.5. Структура Плана непрерывности бизнеса......................................166 2.10.6. Поддержка и сопровождение Плана непрерывности бизнеса......167 2.11. Отечественная практика BCM...................................................................170 2.11.1. Развитие практики BCM..................................................................170 2.11.2. Инициативы Банка России..............................................................170 Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ОБЛАСТИ ВСМ....................................183 3.1. Практика Accenture......................................................................................183 3.1.1. Определение рисков.........................................................................186 3.1.2. Разработки стратегии BCM...............................................................193 3.1.3. Внедрение стратегии BCM.................................................................200 3.2. Практика Ernst&Young.................................................................................203 3.2.1. Оценка зрелости программы ECP......................................................211 3.2.2. Разработка стратегии BCM...............................................................219 3.2.3. Внедрение стратегии BCM................................................................222 3.3. Практика IBM..............................................................................................223 3.3.1. Методы выполнения работ................................................................224 3.3.2. Подход IBM BCRS...............................................................................226 3.3.3. Услуги IBM BCRS................................................................................230 3.3.4. Пример выбора решения..................................................................239 3.3.5. Пример постановки задачи...............................................................247 3.4. Практика Hewlett-Packard............................................................................253 3.4.1. Оценка текущего состояния ECP........................................................256 3.4.2. Разработка стратегии BCM...............................................................264 3.4.5. Внедрение стратегии BCM................................................................266 3.5. Практика EMC.............................................................................................269 3.5.1. Виды работ........................................................................................269 3.5.2. Методология EMC.............................................................................273 3.6. Практика Microsoft......................................................................................278 3.6.1. Характеристика подхода...................................................................280 3.6.2. Функция ITCM....................................................................................284 Глава 4. ПРИМЕРЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ECP.....................................286 4.1. Описание объекта.......................................................................................286 4.1.1. Текущая архитектура объекта...........................................................287 4.1.2. Целевая архитектура объекта...........................................................287 4.2. Пример оценки воздействия на бизнес, BIA..............................................289 4.2.1. Основные цели и задачи BIA.............................................................289 4.2.2. Методика BIA.....................................................................................289 4.2.3. Определение ИТ-услуг.......................................................................290 4.2.4. Определение ИТ-ресурсов................................................................290 4.2.5. Анализ рисков и сценариев нарушения непрерывности сервиса........292 4.2.6. Определение зависимых бизнес-сервисов......................................302
Стр.7
Содержание 7 4.2.7. Определение требований к параметрам доступности ИТ-ресурсов........................................................................................ 302 4.3. Пример стратегии непрерывности бизнеса...............................................302 4.3.1. Заявление Руководства (Политика в области непрерывности бизнеса).............................................................................................. 305 4.3.2. Методика выработки стратегии обеспечения непрерывности........305 4.3.3. Методика расчета временных показателей процесса восстановления ИТ-ресурса............................................................... 305 4.3.4. Перечень общих технических решений для ИТ-ресурсов.................310 4.3.5. Описание частных технических решений для ИТ-ресурсов..............311 4.3.6. Анализ вариантов стратегий непрерывности для ИТ-ресурсов.......314 4.3.7. Оценка состояния процесса обеспечения непрерывности для ИТ-сервисов................................................................................. 320 4.3.8. Описание частных технических решений для ИТ-сервисов..............322 4.3.9. Анализ вариантов стратегий размещения серверной площадки....322 4.3.10. Анализ вариантов стратегий непрерывности для ИТ-сервисов.....324 4.3.11. Описание частных технических решений обеспечения непрерывности бизнеса.................................................................... 324 4.3.12. Анализ вариантов стратегий непрерывности бизнеса..................326 4.3.13. Принятые решения..........................................................................326 4.4. Пример разработки Плана непрерывности бизнеса, BCP..........................327 4.4.1. Цель и подход к созданию плана обеспечения непрерывности.......327 4.4.2. Задачи плана обеспечения непрерывности.....................................328 4.4.3. Состав плана BCP...............................................................................328 4.4.4. Управление планом BCP....................................................................329 4.4.5. Аварийно-восстановительная команда............................................330 4.4.6. Резервные центры управления.........................................................336 4.4.7. Мероприятия по обеспечению непрерывности................................337 4.5. Пример Плана тестирования BCP................................................................343 4.5.1. Цель тестирования............................................................................343 4.5.2. Задачи тестирования........................................................................343 4.5.3. Виды тестов плана BCP......................................................................343 4.5.4. Программа тестирования..................................................................345 4.5.5. Методика процесса тестирования....................................................345 4.5.6. Пример настольного теста плана BCP...............................................347 4.5.7. Пример частичного теста плана BCP418..........................................349 Заключение......................................................................................................353 Приложение 1. Непрерывность бизнеса и акт Сарбэйнса-Оксли...................357 Приложение 2. План действий Мининформсвязи России в кризисных ситуациях....................................................................371 Приложение 3. Перечень возможных инструкций для надлежащего обеспечения непрерывностью бизнеса..........................................376 Приложение 4. Пример представления контактных данных для BCM............377
Стр.8
8 Содержание Приложение 4.1. АВК: контактная информация и лист ознакомления.............................................................................377 Приложение 4.2. Контактная информация ключевых служб Компании.................................................................................379 Приложение 4.3. Контактная информация поставщиков оборудования и услуг...............................................................380 Список литературы..........................................................................................382
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.