МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ВГУ»)
История географии
Учебно-методическое пособие для вузов
Составитель
О.Ю.Сушкова
Воронеж 2018
1
Стр.1
Введение.
Дисциплина «История географии» читается в 9 семестре студентам и
знакомит их с эволюцией географических знаний.
Курс «История географии» занимает особое место в профессиональной
подготовке выпускника географического факультета. Изучение данной
дисциплины расширяет географический кругозор студента, географическое
мышление и культуру.
Курс «История географии» знакомит студентов с широким кругом
вопросов по истории научных географических знаний и становления
географической науки как целостной системы взаимосвязанных
естественных и общественных дисциплин. Его особенность состоит в том,
что он охватывает колоссальный по объему материал, который необходимо
усвоить студентам под руководством преподавателя и в рамках
самостоятельной работы.
При подготовке к различным формам работы в рамках курса (лекциям,
практическим и семинарским занятиям) преподаватель должен быть нацелен
на то, чтобы сформировать теоретические знания (компетенции) студентов
по наиболее важным вопросам и разделам лекционного курса. А также
способствовать закреплению навыков самостоятельной работы с
библиографическими, интернет-источниками, и статистическими
материалами.
При подготовке к занятиям преподаватель должен помнить о том, что в
материалах лекций должны отражаться главные тенденции и закономерности
в образовании.
Основой для подготовки к лекционным занятиям у преподавателя
должны являться труды таких ученых и методистов как Богучарсков В. Т.
Голубчик М. М., Исаченко А. Г., Анучин А. А., Фрадкин Н. Г. Саушкин
Ю. Г. и др. Кроме того, важно использование периодических публикаций
географической и методической литературы. В частности, материалы,
3
Стр.3
в формирование общемировой системы географических знаний.
Требования, предъявляемые по окончании курса
Cпециалист владеет основами знаний об истории географического познания
Земли, особенностях становления и развития географии, географической
карты и идей; умеет пользоваться основными источниками знаний
по истории географии (учебной, научно-популярной и специальной научной
литературой, географическими и родственными им периодическими изданиями,
справочными, энциклопедическими и иными изданиями). Он умеет
выполнять творческие задания по определенным темам учебного курса
(рефераты, рецензии на научные и учебно-методические публикации,
курсовые и дипломные работы, доклады на научных конференциях и т. д.)
Связь с дисциплинами (междисциплинарные связи).
Одним из принципов образования является принцип развития
междисциплинарных связей, формирование системы обобщенных понятий.
Он предполагает такую организацию информационного пространства знаний,
которая позволила бы науке избежать справедливого упрека в узкой
специализации и раздробленности, что мешает ей определять научнотехнический
прогресс.
В отсутствии четкой системы установления междисциплинарных
связей формируется несоразмерность понятийного аппарата, и это мешает
наукам адекватно описывать целостные явления жизни.
Развитие междисциплинарных связей реализует также другой принцип
инновационного образования - принцип гармоничности, системности
интеллектуальной деятельности, который заключается в требовании
гармоничного сочетания естественно-научного и гуманитарного образов
мышления.
Курс «История географии» занимает особое место в профессиональной
подготовке выпускника географического факультета. Изучение данной
6
Стр.6
дисциплины расширяет географический кругозор студента, географическое
мышление и культуру.
В системе подготовки специалистов курсу «История географии»,
завершает изучение географии, систематизирует и обобщает ранее
изученное, подводит итог. Дисциплина «История географии» тесно связана с
курсом «История географических открытий», «Теория и методология
географии», «Введение в географию» и др.
7
Стр.7
2.Содержание дисциплины
Лекционный курс (основные вопросы по каждой теме)
Раздел 1. Основные положения
Тема 1.1. Введение. Предмет и задачи дисциплины. Содержание и
структура дисциплины. Сложная и целостная система взаимосвязанных
географических наук. Единство логического и исторического характера
становления географии как науки и ее научного метода, их внутренняя
закономерная связь. Знание и наука.
Тема 1.2. История географии: исходные основы. Сущность истории
географической науки. Историко-географические науки. Содержание и
взаимосвязь истории географической науки, истории географических
открытий, исторической географии. Географические представления и
кругозор. Географическая картина мира
Тема 1.3. Важнейшие «сквозные» темы истории географии. Представление
об объекте и предмете науки. Представления об основных методах
и подходах научного познания. Географическое мышление. Идеи о содержании
и структуре географической науки: процессы дифференциации и интеграции.
Географический детерминизм и индетерминизм. Понятие о научных
школах и направлениях. Развитие теоретических представлений о географии
как о целостной системе взаимосвязанных естественных и общественных
наук. Проблема периодизации истории географической
Раздел 2. Географические знания с древнейших времен до
середины XVII в.
Тема 2.1. География в древнем мире. Начало накопления
географических знаний и представлений в эпоху первобытного и
рабовладельческого общества. Древние цивилизации: Египет, Месопотамия,
страны Леванта. Другие очаги древних цивилизаций.
Тема 2.2. Античный мир. Древняя Греция: истоки основных
8
Стр.8
направлений современной географии, возникновение первых научных
географических представлений. Ионийская (милетская) и элейская
(пифагорейская) школы. Аристотель, Эратосфен. Древний Рим: развитие
географических знаний. Географические труды Страбона и Птолемея.
Влияние античной географии на развитие географии в Европе в Средние века
и в эпоху Возрождения.
Тема 2.3. Географическое знание в эпоху Средневековья.
Географическая картина мира в эпоху Раннего Средневековья.
Географические представления европейцев VI–X вв. Козьма Индикополов и
его географические представления. Арабская география. География Китая и
Индии в Средние века. Путешествия европейцев на восток. Марко Поло.
Тема 2.4. География эпохи великих открытий. Исторические
предпосылки великих географических открытий. Географическое знание
накануне великих географических открытий. Географическое знание XVI
- середины XVII вв. Влияние философских воззрений Ф. Бэкона и Р.
Декарта на развитие естествознания в XVII в. Коперник, Галилей, Кеплер,
Ньютон. «Всеобщая география» Б. Варениуса - выдающийся географический
труд XVII в. Количественное описание отдельных стран. Картографические
произведения XVI - XVII вв. Бехайм, Ортелий, Меркатор.
Раздел 3. География нового времени. Развитие географии XX – XXI века.
Основные итоги.
Тема 3.1. География начала Нового времени. Начало научных
географических исследований земной поверхности. «Самосознание»
географии в России в XVIII в. Описательное государствоведение
(камеральная статистика) в Западной Европе: зарождение экономикогеографических
идей. Вопросы взаимодействия человека и природы в науке
XVIII в.
Тема 3.2. Новая география XIX в. Формирование основ новой
9
Стр.9
географии. А. Гумбольдт, К. Риттер. Развитие научных идей ГумбольдтаРиттера
в США и Франции. П. П. Семенов-Тян-Шанский и географическая
наука. Биоэкологическое и эволюционное учения и география. Проблемы
взаимодействия общества и природы в географической науке XIX в. Развитие
экономико-географических идей: соединение статистики и географии.
Достижения картографии в XIX в. Создание географических обществ и
становление университетской географии.
Тема 3.3. Географическое знание на рубеже XIX - XX вв. Процесс
дифференциации в географии. Хорологическая концепция А. Геттнера:
консерватизм и прогрессивность. Геосферная и геокомплексная концепции
физической географии. Эволюционная (палеогеографическая) концепция в
географии. В. В. Докучаев и география. Основные направления развития
экономической и социальной географии.
Тема 3.4. Мировая географическая наука в XX веке. Основные
факторы и этапы эволюции географической мысли. Особенности, условия и
факторы развития географии в СССР. Характерные черты развития
экономической и социальной географии в СССР. Развитие советской
физической географии. Концепция территории и территориальной
организации. Региональная концепция и пространственные теории в
зарубежной географии. «Количественная революция» в географии.
Экологический подход в зарубежной географии. Социологическое
направление в зарубежной географии.
Тема 3.5. Заключение: современная география - итоги и перспективы.
Итог обзора истории развития географического знания. Новые тенденции в
географии.
10
Стр.10