Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 528682)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

История географии (180,00 руб.)

0   0
АвторыСушкова Ольга Юрьевна
ИздательствоВоронеж
Страниц63
ID702495
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социально-экономической географиии регионоведения факультета географии, геоэкологии и туризма Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 4 курса д/о факультета географии, геоэкологии и туризма.
История географии [Электронный ресурс] / О.Ю. Сушкова .— : Воронеж, 2018 .— 63 с. — 63 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/702495

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_географии.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
История_географии.pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГУ») История географии Учебно-методическое пособие для вузов Составитель О.Ю.Сушкова Воронеж 2018 1
Стр.1
Введение. Дисциплина «История географии» читается в 9 семестре студентам и знакомит их с эволюцией географических знаний. Курс «История географии» занимает особое место в профессиональной подготовке выпускника географического факультета. Изучение данной дисциплины расширяет географический кругозор студента, географическое мышление и культуру. Курс «История географии» знакомит студентов с широким кругом вопросов по истории научных географических знаний и становления географической науки как целостной системы взаимосвязанных естественных и общественных дисциплин. Его особенность состоит в том, что он охватывает колоссальный по объему материал, который необходимо усвоить студентам под руководством преподавателя и в рамках самостоятельной работы. При подготовке к различным формам работы в рамках курса (лекциям, практическим и семинарским занятиям) преподаватель должен быть нацелен на то, чтобы сформировать теоретические знания (компетенции) студентов по наиболее важным вопросам и разделам лекционного курса. А также способствовать закреплению навыков самостоятельной работы с библиографическими, интернет-источниками, и статистическими материалами. При подготовке к занятиям преподаватель должен помнить о том, что в материалах лекций должны отражаться главные тенденции и закономерности в образовании. Основой для подготовки к лекционным занятиям у преподавателя должны являться труды таких ученых и методистов как Богучарсков В. Т. Голубчик М. М., Исаченко А. Г., Анучин А. А., Фрадкин Н. Г. Саушкин Ю. Г. и др. Кроме того, важно использование периодических публикаций географической и методической литературы. В частности, материалы, 3
Стр.3
в формирование общемировой системы географических знаний. Требования, предъявляемые по окончании курса Cпециалист владеет основами знаний об истории географического познания Земли, особенностях становления и развития географии, географической карты и идей; умеет пользоваться основными источниками знаний по истории географии (учебной, научно-популярной и специальной научной литературой, географическими и родственными им периодическими изданиями, справочными, энциклопедическими и иными изданиями). Он умеет выполнять творческие задания по определенным темам учебного курса (рефераты, рецензии на научные и учебно-методические публикации, курсовые и дипломные работы, доклады на научных конференциях и т. д.) Связь с дисциплинами (междисциплинарные связи). Одним из принципов образования является принцип развития междисциплинарных связей, формирование системы обобщенных понятий. Он предполагает такую организацию информационного пространства знаний, которая позволила бы науке избежать справедливого упрека в узкой специализации и раздробленности, что мешает ей определять научнотехнический прогресс. В отсутствии четкой системы установления междисциплинарных связей формируется несоразмерность понятийного аппарата, и это мешает наукам адекватно описывать целостные явления жизни. Развитие междисциплинарных связей реализует также другой принцип инновационного образования - принцип гармоничности, системности интеллектуальной деятельности, который заключается в требовании гармоничного сочетания естественно-научного и гуманитарного образов мышления. Курс «История географии» занимает особое место в профессиональной подготовке выпускника географического факультета. Изучение данной 6
Стр.6
дисциплины расширяет географический кругозор студента, географическое мышление и культуру. В системе подготовки специалистов курсу «История географии», завершает изучение географии, систематизирует и обобщает ранее изученное, подводит итог. Дисциплина «История географии» тесно связана с курсом «История географических открытий», «Теория и методология географии», «Введение в географию» и др. 7
Стр.7
2.Содержание дисциплины Лекционный курс (основные вопросы по каждой теме) Раздел 1. Основные положения Тема 1.1. Введение. Предмет и задачи дисциплины. Содержание и структура дисциплины. Сложная и целостная система взаимосвязанных географических наук. Единство логического и исторического характера становления географии как науки и ее научного метода, их внутренняя закономерная связь. Знание и наука. Тема 1.2. История географии: исходные основы. Сущность истории географической науки. Историко-географические науки. Содержание и взаимосвязь истории географической науки, истории географических открытий, исторической географии. Географические представления и кругозор. Географическая картина мира Тема 1.3. Важнейшие «сквозные» темы истории географии. Представление об объекте и предмете науки. Представления об основных методах и подходах научного познания. Географическое мышление. Идеи о содержании и структуре географической науки: процессы дифференциации и интеграции. Географический детерминизм и индетерминизм. Понятие о научных школах и направлениях. Развитие теоретических представлений о географии как о целостной системе взаимосвязанных естественных и общественных наук. Проблема периодизации истории географической Раздел 2. Географические знания с древнейших времен до середины XVII в. Тема 2.1. География в древнем мире. Начало накопления географических знаний и представлений в эпоху первобытного и рабовладельческого общества. Древние цивилизации: Египет, Месопотамия, страны Леванта. Другие очаги древних цивилизаций. Тема 2.2. Античный мир. Древняя Греция: истоки основных 8
Стр.8
направлений современной географии, возникновение первых научных географических представлений. Ионийская (милетская) и элейская (пифагорейская) школы. Аристотель, Эратосфен. Древний Рим: развитие географических знаний. Географические труды Страбона и Птолемея. Влияние античной географии на развитие географии в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения. Тема 2.3. Географическое знание в эпоху Средневековья. Географическая картина мира в эпоху Раннего Средневековья. Географические представления европейцев VI–X вв. Козьма Индикополов и его географические представления. Арабская география. География Китая и Индии в Средние века. Путешествия европейцев на восток. Марко Поло. Тема 2.4. География эпохи великих открытий. Исторические предпосылки великих географических открытий. Географическое знание накануне великих географических открытий. Географическое знание XVI - середины XVII вв. Влияние философских воззрений Ф. Бэкона и Р. Декарта на развитие естествознания в XVII в. Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон. «Всеобщая география» Б. Варениуса - выдающийся географический труд XVII в. Количественное описание отдельных стран. Картографические произведения XVI - XVII вв. Бехайм, Ортелий, Меркатор. Раздел 3. География нового времени. Развитие географии XX – XXI века. Основные итоги. Тема 3.1. География начала Нового времени. Начало научных географических исследований земной поверхности. «Самосознание» географии в России в XVIII в. Описательное государствоведение (камеральная статистика) в Западной Европе: зарождение экономикогеографических идей. Вопросы взаимодействия человека и природы в науке XVIII в. Тема 3.2. Новая география XIX в. Формирование основ новой 9
Стр.9
географии. А. Гумбольдт, К. Риттер. Развитие научных идей ГумбольдтаРиттера в США и Франции. П. П. Семенов-Тян-Шанский и географическая наука. Биоэкологическое и эволюционное учения и география. Проблемы взаимодействия общества и природы в географической науке XIX в. Развитие экономико-географических идей: соединение статистики и географии. Достижения картографии в XIX в. Создание географических обществ и становление университетской географии. Тема 3.3. Географическое знание на рубеже XIX - XX вв. Процесс дифференциации в географии. Хорологическая концепция А. Геттнера: консерватизм и прогрессивность. Геосферная и геокомплексная концепции физической географии. Эволюционная (палеогеографическая) концепция в географии. В. В. Докучаев и география. Основные направления развития экономической и социальной географии. Тема 3.4. Мировая географическая наука в XX веке. Основные факторы и этапы эволюции географической мысли. Особенности, условия и факторы развития географии в СССР. Характерные черты развития экономической и социальной географии в СССР. Развитие советской физической географии. Концепция территории и территориальной организации. Региональная концепция и пространственные теории в зарубежной географии. «Количественная революция» в географии. Экологический подход в зарубежной географии. Социологическое направление в зарубежной географии. Тема 3.5. Заключение: современная география - итоги и перспективы. Итог обзора истории развития географического знания. Новые тенденции в географии. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически