Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Сумерки всеобуча. Школа для всех и ни для кого (500,00 руб.)

0   0
Первый авторЛюбжин Алексей Игоревич
ИздательствоМ.: Русский фонд содействия образованию и науке
Страниц496
ID700144
АннотацияЕсть ли будущее у российской школы? Каким должен быть образовательный стандарт? Что отличает современных школьников от прошлых поколений учащихся? Своими размышлениями о проблемах образования делится с читателями доктор филологических наук Алексей Игоревич Любжин. В сборник включены статьи по педагогике, исторические очерки и выдержки из «Живого Журнала». В качестве иллюстраций использованы дореволюционные открытки из личной коллекции автора. Книга адресована всем, кто интересуется историей и перспективами российского образования.
ISBN978-5-91244-246-9
Любжин, А. И. Сумерки всеобуча. Школа для всех и ни для кого / А. И. Любжин .— Москва : Русский фонд содействия образованию и науке, 2017 .— 496 с. : ил. — ISBN 978-5-91244-246-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/700144 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сумерки_всеобуча._Школа_для_всех_и_ни_для_кого.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Сумерки_всеобуча._Школа_для_всех_и_ни_для_кого.pdf
А. И. Любжин СУМЕРКИ ВСЕОБУЧА Школа для всех и ни для кого Москва Университет Дмитрия Пожарского 2017
Стр.1
УДК 37 ББК 74 Л 93 Подготовлено к печати и издано по решению Ученого совета Университета Дмитрия Пожарского Автор предисловия — д. и. н., профессор С. В. Волков Л 93 Любжин, Алексей Игоревич. Сумерки всеобуча. Школа для всех и ни для кого. ― М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. ― 496 с.: ил. ISBN 978-5-91244-207-0 Есть ли будущее у российской школы? Каким должен быть образовательный стандарт? Что отличает современных школьников от прошлых поколений учащихся? Своими размышлениями о проблемах образования делится с читателями доктор филологических наук Алексей Игоревич Любжин. В сборник включены статьи по педагогике, исторические очерки и выдержки из «Живого Журнала». В качестве иллюстраций использованы дореволюционные открытки из личной коллекции автора. Книга адресована всем, кто интересуется историей и перспективами российского образования. УДК 37 ББК 74 ISBN 978-5-91244-207-0 © Любжин А. И., текст, 2017 © Волков С. В., предисловие, 2017 © Горева Е. А., дизайн и оформление обложки, 2017 © Русский фонд содействия образованию и науке, 2017
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ С. В. Волков. Предисловие ........................................................................ 8 От автора ......................................................................................................14 Статьи, опубликованные в «Русском журнале» Гуманитарное образование в современной школе: как преодолеть его провинциализм? .......................................................... 16 сТрудно выстроить задачу для тренировки интеллекта на основе овокупности авторитарных правил, не связанных в единую систему. Диалог о красоте и достоинстве русского слова .................................25 Сейчас есть иные учебные заведения, куда и знаменитости приглашаются, где и литературное творчество поощряется, и журналы составляются, а результат хорош не слишком. Сумерки всеобуча .................................................................................... 40 Статья первая ............................................................................................... 40 Статья вторая ................................................................................................45 Подлинной воспитательной силой обладает личный пример Культурная однородность — не абстрактный концепт, а сгусток конкретного исторического опыта. и жизненный уклад в его цельности.
Стр.3
4 Сумерки всеобуча. Школа для всех и ни для кого Статья третья. О народничестве .................................................................. 51 Свою школу можно уничтожить не только ради торжества социализма, Статья четвертая и последняя. Химера общего образования ..................55 Преобладание естественно-математического компонента в общем и целом соответствует природе русского ученика. но и ради торжества демократии. Школа и поле идеального ..................................................................................62 Нравственные прописи, которые внушает школа своим питомцам, находятся в разладе с окружающей действительностью. Станет ли хозяйственный кризис образовательным? .....................67 Образование — система очень инерционная, более инерционная, чем любая иная общественная система. Образовательные предрассудки .......................................................................76 Педагогическая мудрость требует сужения программ, а не их расширения. Поминки по сочинению .......................................................................................84 ю Современное сочинение запоминается прежде всего мористическими блестками, невольными каламбурами иногда не совсем приличного свойства. Филология и школа .................................................................................................93 оФилологическая наука в России примерно на полвека отставала т естественных и математики. Мощная филологическая машина, характерная для Германии и иных европейских стран, так и не сложилась. Опыт о развращающем обучении................................................................. 102 На рубеже XIX–XX столетий молодежь была — массово — нонконформистской. Сейчас с нонконформизмом мы сталкиваемся далеко не так часто. Ловушка модернизации ..................................................................................... 110 Диагноз — наша школа вредна для здоровья учеников. Рецепт — строить больше спортзалов. Контуры образовательной реформы ............................................................ 116 Образовательная машина — один из наиболее распространенных и простых — наряду с армией — видов социального лифта.
Стр.4
Содержание Статьи, опубликованные в «Вопросах образования» и «Отечественных записках» Современное молодое поколение России ни умом, ни образованностью, Статья вторая .............................................................................................. 136 Кругозор каждого из нас ограничен, мы видим непосредственно лишь один-два кубика громадной мозаики. ни талантом, ни совестью не уступает ни одному другому из русских поколений. Полемика о проекте стандарта старшей школы................................154 Императорская школа не имеет ничего общего с советской, никогда не была школой всеобуча. Бюрократия и наука ............................................................................................... 165 ш Приращение научного знания не является целью кольной исследовательской работы: достаточно того, что найденное ребенком будет для него субъективной новостью. Тупик коммунизма ................................................................................................ 173 с Отечественная школа умирает. Унаследованная от СССР школа о своей программой и жизненным укладом оказалась в высшей степени неэффективной в новом социальном контексте. в «Лицейском и гимназическом образовании» Статьи, опубликованные Конструктивная трудность ...............................................................................186 Главную содержательную проблему усматривают в перегрузке, в то время как мы практически повсеместно имеем дело с самой серьезной учебной недогрузкой нашей молодежи, получающей недостаточное количество добротной интеллектуально-духовной пищи. Бермудский треугольник российского образования .................. 193 Если правительство заинтересовано в добротном образовании в стране, слепо идти на поводу у общества оно не может. 5 Современная молодежь. Посильная попытка портрета ...........128 Статья первая .............................................................................................. 128
Стр.5
6 Сумерки всеобуча. Школа для всех и ни для кого Краткий очерк истории российского просвещения в XVIII столетии ...................................................................................................... 203 Постоянным источником как учеников, так и преподавателей для всех видов школ, кроме военных, служило духовное сословие со своими училищами. Три источника и три составных части советской школы ..........227 тОсновной тенденцией как социалистической, ак и демократической школы была унификация. Литературная школа .............................................................................................232 Если ты воспитываешь юных, предлагая им писать стихи, необходим и неизбежен разговор и об их форме. Стихотворный перевод на уроке и дома .........................................242 цДидактическая ценность стихотворного переложения несопоставима с енностью прозаического; для изучения языка полезнее было бы переводить те же самые стихи прозой, а для литературного образования нужно четко регулировать сложность задачи. Исследовательская работа в рамках современного гуманитарного образования ..........................................256 А мСейчас часто говорят о «проектно-исследовательской работе» в школе. ежду тем проект и исследование — вещи не только разные, но и диаметрально противоположные. Что пишет об истории образования в России Большая Российская Энциклопедия ...................................................... 264 вБРЭ претендует если и не на формирование общественного мнения, то на Интервью LENTA.RU Эти знания наполняли голову, как чердак ......................................... 270 Если бы мнение о превосходстве советского образования было хоть сколько-нибудь близко к действительности, логично предположить, что страны Запада должны были бы устроить у себя образовательную реформу по примеру СССР. ыражение официальной позиции. Однако судить о действительном развитии русской школы по материалу БРЭ практически невозможно.
Стр.6
Содержание 7 Приложения Солнце Гомера ........................................................................................................... 282 Безусловно, желание быть всегда современным — право каждого человека. Современная образовательная реформа: проблемы и перспективы .................................................................................. 291 жРазумные образовательные реформы должны основываться — как это естко и цинично ни звучит — на идеях аристократизма и неравенства. Алексей Федорович Мерзляков ..................................................................... 309 Профессор А. Ф. Мерзляков, прославившийся и как поэт, и как литературный критик, и как воспитатель юношества в Московском университете и его Благородном пансионе, — одна из самых крупных и характерных фигур московской жизни 10–20-х гг. позапрошлого столетия. Из «Живого дневника» .........................................................................326 и и Вообще довольно занятно — всячески, и матерiально, и морально, нтеллектуально, унижать педагогическiй корпусъ до ниже плинтуса — и ждать, что онъ будетъ эффективнымъ инструментомъ твоей образовательной политики. Об авторе ....................................................................................................................... 485
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.