Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 497808)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Энциклопедический лексикон Вар - Вес. Т. 9 (240,00 руб.)

0   0
Страниц565
ID69971
Энциклопедический лексикон Вар - Вес. Т. 9 .— 1837 .— 565 с. : ил.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Съ конца XVIII столътія, во всей Европ^, въ странахъ совершенно различныхъ и образованностью и политическимъ устройствомъ , обнаружилась общая потребность, общее стремленіе слить науку съ жизііііо, изъ СФеры умозр ній перенесть ее въ практику. <...> Эта потребность породилаэнкциклопедіи, которыя во всвхъ возможныхъ Формахъ появились въ Германіи, Фрапціи, Апгліи и Америкъ. <...> ІЫКЛ, однимъ величіемъ предмета, огромною массою свмииій, необходимо должио распространить и укоренить въ публик-в вкусъ и уваженіе къ Наукіі. <...> ІІМІІЯ ТОЛЬКО сорокъ шевицкій бы.іъ воеводою Мазовецкпмъ; опъ д тъ отъ рождеиія, ласкаемый самою блестя • им .іъ сьніаГІвана^каштеляпаВаршавскаго и.ш щею будущностыо, Варшевііцкій вдругъ отВмшегродскаго, которыіі былъ отцемъ двухъ казался отъ іш пія п почестеп , у халъ въ учеиыхъ мужеіі Полыші: Станислава іезуита Рлмъ и вступн.іъ (1567) въ учреждавшійся и ХристОФОра шісателя (см. пиже). <...> Папа Грпгорій три года, едва пе пристрастился къ лютеран- Х Ш дважды посылалъ его въ Швецію для сішмь мн ніямъ; no чтеніе Рпмсиокатолпче- свопхъ впдовъ; въ первыіі разъ въ 1574, п хоскпхъ богослововъ сго отъ того удержало. тя опъ тогда возвратплся безъ всякаго усп*Обогащеішыіі міюгоразліічпьпш СВСДІИІІЯЫІІ, ха, одиако же, черезъ четырс года, опять TJ-изучішъ языки: Латгінскій, Греческ <...>
Энциклопедический_лексикон_Вар_-_Вес._Т._9.pdf
n
Стр.1
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКІЙ ЛЕКСИКОНЪ.
Стр.2
ЛЕКСИКОНЪ. •-iras^aiTj— - ~ TOiflb ДЁВЯТЫЙ. ВАР-ВЕС. САНКТПЕТЕРБУРГЪ. 1857.
Стр.3
ПЕЧАТАТІ. ПОЗВОЛЛЕТСЯ: съ тьмъ,чтобыпонапечатаніи,ііредставлены бьми пъЦенсурный Комитетътри экземп./ія|)а. —С. Петербургъ, 29Ііоня, 1837 года Цеіісоры: АрхиманЪритъ Платонъ. А. Ншмтенко. П, Гаевскій. П. Корсаковъ. 2007044732 Въ ТНІІОГРЛМИ А. Плюшлрл.
Стр.4
ПРЕДИСЛОВІЕ К Ъ IX Т 0 М У. Съ конца XVIII столътія, во всей Европ^, въ странахъ совершенно различныхъ и образованностью и политическимъ устройствомъ , обнаружилась общая потребность, общее стремленіе слить науку съ жизііііо, изъ СФеры умозр ній перенесть ее въ практику. Эта потребность породилаэнкциклопедіи, которыя во всвхъ возможныхъ Формахъ появились въ Германіи, Фрапціи, Апгліи и Америкъ. ИзданіемЭнциклопедическагоЛексиконамна Русскомъ Я.ІЫКЛ, однимъ величіемъ предмета, огромною массою свмииій, необходимо должио распространить и укоренить въ публик-в вкусъ и уваженіе къ Наукіі. Это первый важный памятііикъ ученой д - ятельности нашего времени, это очеркъ современныхъ понятій я
Стр.5
Энциклопедический_лексикон_Вар_-_Вес._Т._9_(1).pdf
ВЕЛ - «7» - ямущсстоенно черпымъ, а л томъ, простон, хо.іщеиоіі ишуіііуііьп, затканнып по крапмь красиі.імп по.іосами; какычуба, такъ и шуШ ВЪ, посятся оиыкііопенно то.іько на одипъ правыіі рукапъ , отчего .гізвып у шубъ, пускается гораздо длішн е. Д вушки пс покрываютъ вовсе го.ювъ до замужства, а оовлзываютъ ихъ узсііькою тесьмою н.пі леитою; сверхъ того ие им ютъ права іюспть попявы, а ходять просто, ііъ ОДІЮІІ рубашіі н шушуп . ІІоаява падивается па д вушку, когда она прпзнается иев стою; право пакрывать го.юву, пріоор тается уже пос.гс заиужства, отчего іі самоо аалужстпо называется ппосказателыю: ипокрышкою головыл. Также пеизм пш.ііі обычаіі обязываетъ замужііихъ жепіпіпі і. заплетать волосіл пъ дві; косы, а пе въ одиу, что остастся ііскліочі^е.іьной пршіадлежііостыодьвичества. Отсюда оорядъ оплакиваемоіі косы, заплетаемсш съ изв ствынъ обря,№Мъ передъ свадьбою, п такъ пазываеыое ііоправлііваііье головып въ дв косы, которое совершается свахаміі гіа, ыіовобрачпоіо ііепосредствепио пос.іч; свадьбы, въ самоіі jjepuiiii. Съ т хъ поръ замужпяя счптаетъ уже безчестіеиъ ходпть съ иепокрытою головою, п вельзя бол е оскорбнть ее, какъ сорвавъ съ иея голошюіі уборъ, плн, какъ гопорягь, ираскосматитыі. Къ щегольству народиаго жеіккаго туа-іета прііпадлежатъ: ожерелье ва ше п запястья па рукахъ, часто за недостаткояъ бііссрныхъ, сііизаіші.ія пзъ рябпновыхъ ягодъ; въ ушахъ серьгн, нер дко состоящія пзъ пучковъ чесаноіі б лоіі шерсти, которыя называются: изацчіікамііп; вообще пыіііііые рукава у рубашекъ, всегда б - лыхь , ппкогда цв тпыхъ, съужпваются къ і:онцамъ круглоід сборкою. Обувь жсицішгь: лаптн, КОТІ.І п чсревшаі, родъ бачімаков^, съ толстыми прошивтлми подоптвами , выстрочеішымп по опутк . ІЦегольскіе цввта: у жеиітііп. врасвый, у иужчшгь сішш; обыкновеввые: у жевщсшъ спній, умужчинъ с - рыіі. Ткаш, для верхияго п.іатья, кптаіша, кулачі., гукпо, плпсь, камка, бархагь, парча, иапка, CIITIJI.I, а іопкія піелковыя г.опт.іи иедавпо. Жплппіс вь обшемъ смысле у І5сликороссішп. иазмвастся дворомь; стросиія бревепчатыя, іп. городахъ тои.ко иііршічпыя, р дко глішяпыя. Обі.ікповепііі.ііі домъ состоіггь нзь пзбы, с иоіі п ім ти, ііли горвицы. Еслп домъ по въ два л.імья, что ппрочснъ въ деревняхъ ріідко п бываетъ, то подъ нзбой ВЕЛ находптся подполве для черпаго скарча, а подъ горііпцсіо подкл-вть, служащій анбаромъ. Окошки пзбы бываютъ очепь ма.іы, ^Лдко въ ЧІІСЛІІ трехъ съ лпца п двухъ па дпоръ, чащс жс вовсе съ ОДІІІІМЪ, п красш.імъ п, то сстыа. кимъболыіііімт-, что вънего ыожію просупуть голопу, съ двумя иг.олоиовымім, въ роди скважппъ, въ которыя пиогда пе вставляется даже п стеколъ, п которі.ія просто пзііутрн задвнгаются затворомъ. Виутрепнее убрапство пзбы состоптъ необходпмо пзъ большоп печн, въ деревпяхъ, по болыыоіі частп безъ трубы, отчего изба иазывается ичерпоіо»; лавокъ, которыя тяпутся вкругъ ст п ь, полокъ падъ лавкамн, и полатеіі, иа которыя ходъ съ печп. Вся двпжпмая мебель состоптъ въ стол илохапіі, иадъ которою вьшается рукоиойвтсь. Сголь стоптъ у передпяго почетііаго угла, діагопалыіо протіівуположпаго печи: опъ есть родъ домашпсп святг.іші,которая сохрапяется въ чпстот ; стать илн с сть па пемь, считается гр хомъ; с сть за столъ, зпачіігі. быть гоСТСІЧЪ. За столомъ, въ томъ же передпемъ уг.іу, стоятъ святыя ІІКОІІІІІ, плн "Божіе мплоссрдіе п.Русскіе очеиь любятъ украшать нхъ драгои шіостямп; въ росппсяхъ придаіюму иев стъ, оклады и в нцы иБожьяго милосердіял стоятъ иа первомъ мистіі. У зажпточпыхъ, кром задпей горппііы ІІЛІІ кл тп, бываетъ еще у ііпыхъ «св тлпііарі, илп «св телкал, чпстенькая компата, па верху плн въсьняхъ. Кров.ія дома состакляетъ треуголыіую прпз.му, вершппа котороп пазывается «ипязкомъ»: оиа бываетъ тесовая, изъ драіпі, а чаще сололеішая, особепііо на юг . Вь с верпыхь областяхъ кровля выдвпгается па улнцу, дово іыю ва зпачптелыіое простраиство, такъ, что д лаетъродънависа. Окна краспыя обшпваются сваружв р звымв догкамп, которі.ія иііогдараскрашиваются, такъ жс какъ и затворы. Кромс дворопаго строёиія, которое въ с'і;г:ерііыхъ губерніяхъ состопгь въ хл вахъ, аибарахъ, поіребахъ, сараяхъ, такжс бревенчагыхіі каг;і> изба, а въ южпыхъ больиіею частію плетсчіыхъ изт. хворосту, — прішадлежішстііо п украшеиіемт) полпаго дома счптаютсяаицевыя ворота, съ толстыми вереями п ііавъсом-ь. Ые покрыті.ія во]50та значать крайіиоіо степепь ппщеті.і п разстроепиаіо хозяйства. Вообще въ дом и вокругъ дома п тъ большей заботы объ опрятііости. Ппща Велпкороссіііскаго парода самая простая п су роиая. Главпыя кушанья; щи и каша «мать
Стр.1
ВЕЛ - 271 нашаи; щн изь капусты, р дко б .юй, псегда Kiicioft; Kama грсчіюпая, шюгда просяная, ячыеіиііш, по.іисішая. Ві. пол , особсшю въ дорогіі, доііо.іі.стпуіотгя то.юкіюмъ. Г.іапвое .іакомгтпо, Й.ІІІПІ.І гречпевые. Х.ГІІГІЪ ВЪ нретімущестг.рііномь употребдевш то.іько черпыіі, ржапоГі; изъ пшеішцм д .іаются ппрогп п друіія печенья пцрвологь», т. е. сьмолокомъ, яіща>т іі коропыгаті иаслоиъ, а вь постпые дші съ КОІІОІІ.ІПІІММЬ, которое есть едппстпенная прнправа всякаго постпаго кушапья. Макопое іг орихопое мас.ю—рогкошь, о когорой пе всі; п пь городахъ іш ютъ попятіе. Изь мяспоГі ПІІЩІІ, Великороссіяле удотребляютъ гоііядішу, иараиппу, сопгіпііу; любять по сть жпрпо, тю іістакіс охотвшш до сала, какъМалороссіяие. Птпца домаипіяя и дпчь прітадлежать къ .іучшимъ. праздвичнымъ блюдамъ; но лакоа е псего счптается іюросеиокъ въ хо.юдпомъ и жаркомъ. Рыба упбтребляётся только въ посты: свііжая п соленая; до ракоі:ъ no охртнлки, a m> погточпыхі. і^бервіякъ и вопсе гнушаются II.MII. ІІ.п. огородпыхъ овощеііііеумі;ттъді;.іатьпрііпраііыі;ушаііыо, кромі; луку п чрспоку, которыйочепьлюбятъ. Огурцы заквашиваютъ па зпму; то ке д - лается съ арбузами и дынями вь юа.чіыхъ губериіяхь. Изь ягодъ д лаютъ варенья. но не такъ вкусвьія, какъ пъ Ма.іороссіп; больше гушатъ, для сдобы постному кушаныо; клюкпу и бруснпку мочап>. Посл дпее діілаютъ п съ яолокамп, шішшіми, сливами п крыжогаіш;омъ, одіііістпсіпіы-' ми садоиыміт плодаліі туземпыми иъ Велвкоб Россін, іі то въ іогозападішмь краю. Грибі.і дятъ свііжіе н сушеные; такь вазывасиые «б лые», счптаіотся постнымъ .іакомствомъ; по шамгшш.опы прпзнаіотся погаііымп; грузди, рмжпкп іі сыроижки, пдутъ въ мочку. Вообше Русскій ві;усі> любптъ кпслое, солеігае п горысое, одвако пе прочь и отъ сладкаго. Обыішоііеіпюе іштье, квасъ, который бываегь б лый п краспый; пе им ть кпасу — значитъ быть въ крайпсіі сіепеніі іиіщеты. Къ прпздіінкамъ іі для гостсіі каряп. брагу, ыедь п шіпо. Хлибпос вііпо, плп «спвухап есть для Русскоіі черни, насла;кдеіііе; взъ него приготовляются ])азііыя налипки, вопростое, ісзелеіюеі), всему предпочптастся. Велпкороссіяне, какъ п пс вообще С.іавяпс, большіе хл босолы; ие посадпть чужаго челоп каза столъ, п не поподчпвать, въ ісакое бы то пи было вре.мя дня, ч мъ Богъ ВЕЛ послалъ, зііачптъ вслпчапшее іфеступлепіе протпвъ общежитія. Роскошь угрщенія опредвляется изобп іісмыірііготоплеііііыхьбліодъ и иразливавньщъ мореміі» тіна, За столомъ любятъ почссть, ііодчіпіанье п уіірашііпаііья, любягь поьсть п вопить, Обміаіовсішо, шіпушки п гуляньл бывають въ храмопыс празДІІПКІІ: въСвятуювёд лю II иа масляппіі , которая пазыпастся ивссмірнымь ііраздііпкимъя. Вь домашпей жіізііи, свадьба п ііомппъ покойввка, сопропождаютгя ц лыші рядоиъ попоекъ. ІІіохапье п курепье табаку, степепиые Be іпкорогсіяііс іірпзпаіотіі также родрмъ пьявстВа. ОДПІІМЪ пзь іісоиходммыхь наслажденііі жіізпп, счптастся баня; въ гожпыхъ, ма юл спмхъ губерніяхъ , за иеудобствомъ пм ть это васлаждевіе въ особеппыхъ здапіяхъ, парятся въ пзбяіюп печп. Гіапя служіітъ также и главвымъ лснарстпомъ отъ вс хъ бол зпеіі. Вообщс кьлі-каря.мт.іі лсч;арствамъ Воліікороссіянс ис ІІМІІЮТЪ в рьт; приб гаюп. въ нумсд къ знахарямъ, которые заговариваютъO'n. зубовъ, отъ лпхомашаі, и отъ другпхъ бол стей, да і;ъ старухамі, которыя лс-чатъ вспрьтскввавьемъ, ііраилст.смъ, иакпдыпапііемъ горшка, п другйіга подоиііыми средстиамп. Сверхъ того, no всшсой бо іг.зіт ІШ ЮТЪ прпвычку петолько ве отказі.іпатп бо.іыюлу нп ІІІІ чемъ , no даже прішуждать его есть всякую всячиву. Колдупамъ в рятъ, и особешю нщутъ п ІІ]ІСДІІО іагаіотт> пхь въ пчелшіцахъ. Въ домашвёй жизіт, мужъ есть самоаласгііыГі господикъ жевьт, отсць д теіі. Д тіі посгііітыпаюггл пссьма сурово съ самаго иладенчестш, отчего многіе п умііраюгіі. Главн Гшіее занятіе ВелйкорЬссйіскаго кростьяинна, есть зсмлсд ліс, скотоподстпо, пчелоподстію. ])ыбііая іыи ртіая ловлп, смотряпомі;стностямъ; садоподстпо и огородшічестпо, г,ъ болыіюмъ объеми то ім;о прп большпхъ городахь. Вс пеобходіімі.ш ремесла псврапляіотся крестьяшшом ь гампмъ: оіп. и іілотшічаетъ, п слссаріп-ь, и плстсгь, п пяжеть для домашвяго обихола. Жспщшіы, кром пнут]іеііііяіо хозянства вокругь печи, зашпіаются пряжсю, ткапьемъ, шигьемъ; оп же ухажініаготъ за домаиптмъ скотомъ п ПТІІЦСЮ. Нер дко случается, что домт. содержитъ ссбя ііпчего пе покупая на сторопіі. Въ губервіяхъ, (миагайшпхъ къ Москв , по причшів распрострапевія ііародопаеелешя, педостатка хл бопашиой зсмлп іі блпзостп СТОЛІІЦІ.ІІ крсстьяпс издапна завимаются промышленостью: выніі уже
Стр.2
ВЕЛ - S?S _ ывого у нихъ рлзныжъ Фабричныхі. становъ, особенно иъ гіімоіі Москопскоіі губерпіи. В.іадвнірская гуиерпія ііано.іняетъ всю пмперію п.ютіткамп; Рязапская ііортпылп п цс.іоиа.іьііпиаміі; Лрос.іаоская маркшантамп. Прп отсутствів иужчинь на сторону, жепщины псправляютъ ч по.іевыя работы. Я щане, посадскіе п городскіе торгуютъ, но бо.іьше по гіе.ючп. Мпоііе и пзъ крестьяііъ, особеішо иодмосковныхъ, заннмаются торгоп.іею, отпрап.іяются разіюсчпка^пі пь отда.іеип піііія страпыіімгісріп, подъ пмспемь «аФёвіейп; таковы превмущёственво Сузда.іьиы, когорыс сосгав.іяіотг> род7> особой, торгугощеЛ касты, ил іощсй свос ус.ювиос вар ііе пзііакіі. Настоящіе купцы заводятъ бо.іьшія Фабрики п ведутъ оопіпрііые торгп, часто влад ють огромпыміі каіііпа.іаяи. Отьшаткостп пзапмнаго крёдігта, оті р дко пходятъ въ кбмпашн. Духовеистпо пе мо/Кетьзанвмаіъсяторговлею іі промыш.іеіюстыо, іі въу здахті, паравн съ іірііхо каііами,разд .іястъ всВ труды итягости зем.ісд .іьче<і;оіі жіізнп. Дпортіство педавію ста.ю заііиматься ГО.ІЬСКІІМІ. хозяйствомъ п пршшмать участіо вь развптін промыіплепостп; орежде оно оіраііичпва.ю всю своюд ятелыюстьслужбою. Ііольше всёго Русскіи любпть поспать; но когда пе спвтъ, въчасы досуіа u бездвлья, любитъ забапляться играыи, требуіощіімц вапряжевія в ломкп : бороться, тямуться, скакать і ь чпхарду, бпться ва кулачкп. Посллдпес есть одна пзъ ліобпм ишпхь ііародііыхъ забапъ. Къ тоіі же категоріи іимііастп чсских ь забавъ«катаіп.е >і ІІ« ісачавье«, пь которыхъ участіе ііршшмаіоть оба пола. Этп забавы ви іоть соотв тствеврыя вреиева въгоду, кромг. которыхъ пс употребляіотся: перпое въ масілвпцу, особевво вътрв иослидиіе дііи: тогда Русскій ПІІОЛІГІ; іі]іедастся удовольстпіямі.; торое пъ Спягую иед лю, и іюслвдующіс весеввіе праздввки до Пстровскаго загопііііья. Посл двее веселье пс одобрястся іірсдаіііемъ Цсркті. Такому же отвержепію прдлсжатъ п.іяска п другія парод иыя когрища», въ которыхъ глапііуіо роль пграютъ д вушіси , п которыя отлпчаются сцеіпіческоіо іізоиразптслыюстііо; къ иогльдІПІМЪ ОТПОСЯТСЯ ПГрЫ ІССВЯТОЧІІЫЯП а "хороЕОДПЫЯЛ. СВЯТКІІ посвящаются гадапыо пъ разиыхь^ормахь, огобеііпо 0 «сужёвомъ» плп "сужепгтл; таижс иочпому іуляиыо по лпцлм і, пь личітахь, съ раса вавьенъ особсииыхъ пгсепь подъ окяами; это продоажается В2Л во все время СЕЯТОКЪ ОТЪ Рождества до Крещепья; но особенно для гадаш>я прсдпочптаготся трк вечера обоихъ сочелыіпковъ и Вясильева, подъ 1 япвагш, что иып ІІовый го,хь. Рождествеіісі;ііі сочелышкъ называется пколлдап, Крещенскііі ИСВ ЧКІІП, Васіільесъ вечеръ «овсспь», пли въ і№і;оторыхъ агестахъ іібауценъіі. ІІа участпуіощпхъ въ ЭТІІХ'Ъ пграхъ, п особеппо ііат хь,і;оторыегіаді;ваютъ ПРІІШЬТ, прсдапіе возлагаетъ, въ род очпстителыюй эпитвиш, обязаниость, искупаться въ, І02здшіскоі'і проруби г.ъ девь Крещснія (си. Сёлтки). Хороводнымъ пгралъ посвящена весва, отъ омппа воскресевья, пли«Красяю& Горкп», до Петрова поста. Этп-то пгры с о провождаютгя ив&івческпмъ прсдставленіеиъ развыхъ сцепъ изт. ііародиаго быта, смыелъ которыхііпоясняется аііомпаіііірующими ы спями. Особепно замьчателі.нм въ этоиъ .дііііпномъ період , п^зодолжающсмся семь иед ль, три дпя: иСемпктлі, пліг четвергь передъ Тропцыиымъ двеиъ, самый Троіщыпъ день, съ котораго шчвнается такъ иазываемая «Русальскаяп пли «Зеленая» иедвля, п посл*дт'н дсвь загов пья, пначе называеыіліі въ ІІІКОТОрыхь м стахъ иЯріыои. Въотидші бываютъ іі гадаиья, пзв стныя подъ ргмеиемъ «залаідаівавья» березы, завпванья п иковъ и т. п. (См; Хо]Юводпыл п сни и обряды). Весьма встественно, что вс* эти пгрища пе одобряются; Цёрковыо; оігі; суть остаткп древпяго Славяно-Русскагр язіі.ічества,, къ обрядамъ котораго пріінадлеасаліі такл;е качеліі и пляска. Пляска Всліікароссіяиъ ие такъ легка и разнообразма, какъ Мцлороссовъ п Б лоругіхевт>;іізъ. двііжспія, сопроволсдімг.маго поіісрем нно іші;лоііспіе.м ь верхвей чаституловища, то въ ту,, то вт. другую сторону, сь рукамв раскннутымп, иліі подпертыші вь бока, она переходптъ. въ пврпсядку», подт. ліобпмілс пароднвіе мотпііы нбарышо», чголубца», п т. п. Изящ— ныіі, характеріпліі таіісцъ, обрабртаввьій вв. новт.іііиія времева вскусствомъ, подь ііме^ веиъ: «Русской пляскіпі, іш етъ бол е сход— ства сь хороводнымп, ивмвческпмв Фіігурамиі, Къ другпмъ, собствегаю взящаымъ паслаасдевіяш>, достав.іяеиымъ искусствамп, Ве-іикороссіііскііі ппродь ве пмиетъ сще осоііеііиаіо расгіоло-кепія. Архнтектура его, въ. церкпахъ, копія ВмзаіітііігкоГі; въ частвшкь уиотрсблиіін пе возвышаетгя дал еудовдетБорспія самьшъ вервымъ требовапіямъ пужды п г;,шмаіа. Ваяніе и .Піішая работа, вовсе не so
Стр.3
ВЕЛ - 273 - йкусв імрода, можетъ иыть отъ петгг.шл матсрія.ювъ. По р зьба ва дерсиіі доііедеіщ до значііте.іыюіі степеші совершенстпа, н составляетъ одгю пзх- г.іаті йшпхъ архптектурпыхъ украшетй, даже между крсстьяпамп. Что касается собствено до ипіоошіси, то опа «ъ іпсопахъ оста.іась также ісопіею Віізаптійскоіі, ст. и которою ппрочелъ орппша.іыіостію въстпл , составляющею характерь, такъ шзываемаго «Суздальсі іго пкоипаго ппсьма»; орппшальиость эта состоптъ въ большой иеправилыіостп іі петвердоетп рпсуика, въ чрезШзрноіі угловатости п длин Фіігуръ, парушающей ВС пропорцііі, п наконеігь лъ рі;зко-яркомь колорпт . Вп же церковпаго употреблепія, рисованье остается па самой пизхой степеіш, въ такь пазываемыхъ «лубочныхъ картіінахъп. Бо.і е расположеиія къ тошгческимъ искусствалъ, п именію къ п ііію; ішструмеита.іыіая музыка пграетъ весьма малуго роль въ Велішороссійскомъ быту; едппстпешіыя орудія; гудокъ п балалаика; самое имя музыканта обезчещепо през^зптелыіымъ ігаепе.мъ «скоморохап, гудочппка, балалаечнпка. Ухо Велшсороссіянина, пока ие находпгь особенпаго услаждепія ші вь струшіыхъ, mi въ духовыхъ звукахъ; только бряпаніе ему нравптся; отсюда страсть къ колоко іыгому звону, п обычай, прп разгулыюіі ппрушк , особешю насвадьбахъ, бпть въ сковороды. За то до п нія Велпкороссіяііе большіе охотішкп. Вт. богослужешіі есть особый пап пъ, называіощійся иРусскіімъи, отліічный отъ Гречсскаго, Волгарсі;аго п Кіевскаго. Такъ называемые іістііхіііі,которыепоются нпщею братьею, п составляютъ псреходъ отъ цериовпаго п пія къ шродііому, также замвчателыи.і по оріігігаалыіостп мотпва, впрочеыъ no освхъ почти одпообразнаго. Есть разпые ІМІГІШЫ п въ «прпчптаньяхъ», которые жепщпны иголосятыі въ разпыхъ случаяхъ доыашней жпзни; какъ-то, падъ покоішіікамп, плпнадъ нев стою передъ свадьбою. Но главн йшее богатство пародной Велпкороссійской мелодіп, обікфужпвается «п сішмп» въ собствепномъ смысл . Зд сь опа разлпвается въ самыхъ разпообразпыхъ Формахъ. Впрочемъ общій характеръ, какъ собственно въ ип спяхыі, такъ и во вс хъ прочпхъ мелоднчесі;ііхъречіітативахТ),даже въсамомь цсрковпомъ вап в , который пазывается «Русскішъп, естькаиая-тозаупывиаяпротяжиость, которая отзывается ипъсамьші веседыхъмоТ о и ъ IX. ВЕЛ тивахъ. Это сл дствіе естсствеііпой потрсйііостіічіаполііпті. ііротяжспісмь звука безпред лыіыя, одпообразныя равнііпы, въ которыхь голосъ тсрястся, ис паходя отзыва. Къ представлеіііямъ театралыіымь н тъ ии охоты, ІІП пріівычкіі. Въ ръчи силадъ п ладъ очспь иравптся; рп ма и агсопапсъ входятъ вь большую часть пословііцъ п иародиыхъ изр чснш ; особеппо къ іюсл дисму Велпкороссіяпе едва лп не, прпстрастіі е Испаицевъ. Самп ве богаты ва выдумкн, но до сказок7> большіе ОХОТІІПКІІ; отчего въ иароді; издавиа ходитъ ІЧІІОЖССТЛО запмствованпыхъ съ Востока, п даже съ Запада. Остастся сказать о самомь важп іішемъ залогв народностн, о язык . Языкъ Вслпкороссіяпъ псльзя иазвать иа^уичісмъ; это особая ВІІТВЬ общей Слапяпо-Русской р чп. ОпьЬтличастся отъ Малороссіпскаго и Б лорусскаго не только граыматпческіімп особсііпостяміі въ словопропзводстві; и слопосочшіеніп, no даже ріізкою своеобразностью В7> самой ФПЗІОЛОПІЧССКОІІ оргаішзаціи звуковъ. Эго послиднес обстоятельство удостов рптсльно доказываеть, что отд леиіе Велпкороссійскаго языка пропзошло пе оть случаііноіі прим сп чуждыхъ, ІІІІОЯЗЫЧІІЫХЬ элемептовъ, а было естественнымъ слидствіемъ вліяпія свверноіі прпроды. Бь саыомъ ДІІЛ , въ отіюшенііі лексикограФііческомъ, Сіавяію-Русская осігава гораздо въ немъ чпще; иноязычпыхъ словъ весраввевво большс въ западгіо-южиыхъ языкахъ, ііішеііпо: въ Мадороссіііскомъ Татарскихъ, въ Б лорусокомъ Лптовскпхъ, кромс Польекаго, KOTOjibisni тотъ и друтоіі равно наполнепы. Отд лепіе Веліікороссіііскаго языка воспосл дова.ю очеиь раио, в - роятпо съ самаго поселенія Русскпхъ колопііі па с всровосток , меясду племспамп (I'miriciiмп. Дрсви пшіе перепіісчпкіі церковныхъ кішгъ, составлсішыхъ на особомъ юи;но-Славямскомъ язык (см. Церковію-Славлнскій лзыкъ), часто просятъ прощенія у чптателеи, чяко мпозп пословицы Иоугородскія прпеішдошап, ото зпачптъ , что въ ихъ время, за долго еще до нашествія Татарскаго на востокъ и Лптовскаго иа западъ, въ Нов городВ существоваліі особешюсти языка, больше иесовміістиыя съ іхсрковііо-Славяпскою шісьмеішостыо, ч мъ въ Кіев , гдъ подобііыхъ извввевій пе ді;лалось. Вообще Русская ріічь отлпчается отъ прочихъ СлаВЯНСКІІХІІ языковъ т ііъ, что заптіаегь 18
Стр.4
ВЕЛ - 274 - средину между двумя обширными витвями, па которыя раздс.інлъ нхъ Добровскііі, и БС.ІІІДЪ за нпмъ ШаФарикъ. По крайней М - р , отлпчпте.іыіые прпзііаіш обопхъ родовъ Славяпскихъ наріічііі, юго-восточпаго н сі;веро-заиаднаго, псчнслеііііые Добровскпмъ (см. Славлнсіае лзыки), встр чаются совокупно въ язык Русскомъ. J1 нпгд это совм щеиіе т хъ и др>гііхъ прпзнаковъ не обнаружпвается ярче, какъ собствеішо у Велпкороссіяпъ, которые равпо говорятъ и «издать» и «выдать«, и «земл/і» иаземьп, и «птица« н «пта. ап. Вліяніе сввериоіі природы ва Великороссшскій языкь, обнаруживается въ ччізіологііческомь отііошенііі,'разбавкою согласпыхъ звуковъ гласііымп п меньішшыірпдыхаыіемъгортанііыхьзвуковъ: опъ превращаетъ: «слцнпь, е.шв, градъ, пламля. въисмертЬьво.ікъ^городъ,поломяч;а прпупотреблепіи гоіітаііішй, согласной г, любптъ тверд йшій ея выговоръ, соотв тотвующш Латтіскому g-, котораго южпые Славяне вовсе незиають, для котораго в7> Кііріілловской азбук не прпдумаііо п особоіі буквы. Это сблпжаетъ сго болие съ сввсро-западною спстемою Славянскпхъ языковъ. По въ отиошеіііи грамматпческоиъ , опъ мпого сходепь съ спстемою юго-восточпою, п это, безъ соывипія, въ сл дствісмогуществепнаго вліяпія Ііерковію-Славянскоп пмсьмсшюстп, которая, очевпдно, южпаго Дупайскаго происхожденія. По пріічішізсосредоточепія первой кпгіжноіі образовашюстіі вь духовеиств , распрострагшвшсмся иа с веро-востокі; с:ь юга, пзъ Кіева, языкъ Вслішороссшскііі долго пе былъ ІІПСЫІСПІІЫМЪ. Дрсопішшіе Повогородскіе памятіііікіі житейскоб мірской ппсьмеиностп, обііаружішають господствующее вліяпіе южію-Славяпскаго характера вь правотісапііі п словосочііііеніп, которое одпако все бол е п болъс слабіістъ, по мьр усплнвающагося расторжепія поліітпческпхъ связей восточііой Русіі съ Кіевомъ. Москва, сд - лавшпсь средоточіелъ едпііства п самостоятелыіости для этой обшііріюіі половшіыРусcuaro міра, с т мт. вм ст гд лалась п колыбелыо самобытпаіо, соособразііаго разипгія Ве.шкороссіііскаго языка , какъ въ жпвоіі р чіі, такъ- и на ПІІСЬМІІ. CO времепъ Дпмитрія Донскаго.ОФФиціялыіыйязыкъ граммагь Идрупіхъ гражданскнхь актооъ, начішаетъ уже быть чпсто Велпкороссіііскшгь , съ иеболыцимп исркошіо-Славянсшгаіі промолвкаВЕЛ мп. Царствованіе Іоанна Васильевнча Грознаго, который casrb былъ первый с.іовеснш;ъ ц вптія своего времеиіг, озпамеповано блестяЩІІМІІ усп хамп ліароднаго языка: собственныя его послапія къ разпымъ ліщамъ о разпыхъ предметахъ, содержатъ въ себ образцы самороднаго Велпкороссіііскаго краснор чія. Посл д ющія смутпыя времина не толысо пе препятствоваліі, но еще сод ііствовалп его укрьпленію и распрострапеиію; угрожаемая погпбелыо пародіюсть т мъ могушественн е сомкнулась на Москв , и безпрестанныя патріотпческія воззванія, разлнвшіяся отсюда по всимъ коіщамъ Россіп, далц органу ея, народному слову, жпзнь, огонь, сіілу. Но къ сожал нію, образоиапіе этого слова пе могло довершитьсяокончательно по не.^остатку гра.мматпкіі, безъ которон языкъ пе можетъ возвыспться до благоустроенной лптературііоіі оргаішзаціп. Въ эти мппуты весенняго цв та, Велпкороссіііская р чь развпва.іась безотчетно, не сознапая вопсе грамлатпческихъ закоиовъ , илп покорялась насігльстпеиному владычеству чужпхъ грамматипъ. Первыіі ученый, отъкотораго Москва, сердце Великоіі Россііі,услышала имя грамыатіікіі,бі>ілъМаксіі.мъГрекъ, восшітаннпкъ А она, Рима п Парпжа; опъ пезпаль духа п пдіотпсмокъ не толысо Велпкороссійскаго, попвообще Славянекіго языка, почему и съ неумі;репііоіо ревностію держался <і>орыъ Греческпхъ, прплагая сс ихъ утончешіостп к ь церковпо-Славяпскому переводу свящсппглхъ кшігь, который ся шивалі) съ Русскпмъ. Это насиліе, в роятііо, быпшее одною изь прпчпнъ общей педовіірчіівостн къ Максішу, какъ еретпку, очепь ясію понпмалъ учсішкъ его Силуяиъ, которып, будучп пе иГрекъ,ію зд шпія персти и Русшгьп, говориль весьма огноватслыю, что «п сть л по всячески премудріііішсму оному (Греческоиу) посл доватп языку; поиеже обрящется СОП]ІОТІІШІО, нпже бо роды, нпже времена, шіжс оісошіапія подобпа ея им іогі., ио вся премвііепа». Однако этотъ голосв Pyemia, вііушеііный зд]5авы5іъ смысломъ, ве ПМІІЛЪ д йствія. Пояппкшіяся вскорі; полпыя граммагпки Сламно-Русскаго языка, Зизанія (159G) и Смотріщкаго (1G10), подняли его р шителыю на Греческую дыбу. Если вь первой половнн ХА'11 вика, прп царяхъ: Мпхаііл еодоровпч іі Л лекс т, Мііхайловпч-іі, на Москв Велцкороссійсісая ргчь сохраняла еще саыо
Стр.5