ВЕЛ
- «7» -
ямущсстоенно черпымъ, а л томъ, простон,
хо.іщеиоіі ишуіііуііьп, затканнып по крапмь
красиі.імп по.іосами; какычуба, такъ и шуШ
ВЪ, посятся оиыкііопенно то.іько на одипъ
правыіі рукапъ , отчего .гізвып у шубъ, пускается
гораздо длішн е. Д вушки пс покрываютъ
вовсе го.ювъ до замужства, а оовлзываютъ
ихъ узсііькою тесьмою н.пі леитою;
сверхъ того ие им ютъ права іюспть попявы,
а ходять просто, ііъ ОДІЮІІ рубашіі н шушуп
. ІІоаява падивается па д вушку, когда она
прпзнается иев стою; право пакрывать го.юву,
пріоор тается уже пос.гс заиужства, отчего
іі самоо аалужстпо называется ппосказателыю:
ипокрышкою головыл. Также пеизм
пш.ііі обычаіі обязываетъ замужііихъ жепіпіпі
і. заплетать волосіл пъ дві; косы, а пе въ
одиу, что остастся ііскліочі^е.іьной пршіадлежііостыодьвичества.
Отсюда оорядъ оплакиваемоіі
косы, заплетаемсш съ изв ствынъ
обря,№Мъ передъ свадьбою, п такъ пазываеыое
ііоправлііваііье головып въ дв косы, которое
совершается свахаміі гіа, ыіовобрачпоіо
ііепосредствепио пос.іч; свадьбы, въ самоіі
jjepuiiii. Съ т хъ поръ замужпяя счптаетъ
уже безчестіеиъ ходпть съ иепокрытою головою,
п вельзя бол е оскорбнть ее, какъ сорвавъ
съ иея голошюіі уборъ, плн, какъ гопорягь,
ираскосматитыі. Къ щегольству народиаго
жеіккаго туа-іета прііпадлежатъ: ожерелье
ва ше п запястья па рукахъ, часто за
недостаткояъ бііссрныхъ, сііизаіші.ія пзъ рябпновыхъ
ягодъ; въ ушахъ серьгн, нер дко
состоящія пзъ пучковъ чесаноіі б лоіі шерсти,
которыя называются: изацчіікамііп; вообще
пыіііііые рукава у рубашекъ, всегда б -
лыхь , ппкогда цв тпыхъ, съужпваются къ
і:онцамъ круглоід сборкою. Обувь жсицішгь:
лаптн, КОТІ.І п чсревшаі, родъ бачімаков^, съ
толстыми прошивтлми подоптвами , выстрочеішымп
по опутк . ІЦегольскіе цввта: у
жеиітііп. врасвый, у иужчшгь сішш; обыкновеввые:
у жевщсшъ спній, умужчинъ с -
рыіі. Ткаш, для верхияго п.іатья, кптаіша, кулачі.,
гукпо, плпсь, камка, бархагь, парча,
иапка, CIITIJI.I, а іопкія піелковыя г.опт.іи иедавпо.
Жплппіс вь обшемъ смысле у І5сликороссішп.
иазмвастся дворомь; стросиія бревепчатыя,
іп. городахъ тои.ко иііршічпыя,
р дко глішяпыя. Обі.ікповепііі.ііі домъ состоіггь
нзь пзбы, с иоіі п ім ти, ііли горвицы.
Еслп домъ по въ два л.імья, что ппрочснъ въ
деревняхъ ріідко п бываетъ, то подъ нзбой
ВЕЛ
находптся подполве для черпаго скарча, а подъ
горііпцсіо подкл-вть, служащій анбаромъ.
Окошки пзбы бываютъ очепь ма.іы, ^Лдко въ
ЧІІСЛІІ трехъ съ лпца п двухъ па дпоръ, чащс
жс вовсе съ ОДІІІІМЪ, п красш.імъ п, то сстыа.
кимъболыіііімт-, что вънего ыожію просупуть
голопу, съ двумя иг.олоиовымім, въ роди скважппъ,
въ которыя пиогда пе вставляется даже
п стеколъ, п которі.ія просто пзііутрн задвнгаются
затворомъ. Виутрепнее убрапство пзбы
состоптъ необходпмо пзъ большоп печн,
въ деревпяхъ, по болыыоіі частп безъ трубы,
отчего изба иазывается ичерпоіо»; лавокъ,
которыя тяпутся вкругъ ст п ь, полокъ падъ
лавкамн, и полатеіі, иа которыя ходъ съ печп.
Вся двпжпмая мебель состоптъ въ стол илохапіі,
иадъ которою вьшается рукоиойвтсь.
Сголь стоптъ у передпяго почетііаго угла, діагопалыіо
протіівуположпаго печи: опъ есть
родъ домашпсп святг.іші,которая сохрапяется
въ чпстот ; стать илн с сть па пемь, считается
гр хомъ; с сть за столъ, зпачіігі. быть гоСТСІЧЪ.
За столомъ, въ томъ же передпемъ
уг.іу, стоятъ святыя ІІКОІІІІІ, плн "Божіе мплоссрдіе
п.Русскіе очеиь любятъ украшать нхъ
драгои шіостямп; въ росппсяхъ придаіюму
иев стъ, оклады и в нцы иБожьяго милосердіял
стоятъ иа первомъ мистіі. У зажпточпыхъ,
кром задпей горппііы ІІЛІІ кл тп, бываетъ
еще у ііпыхъ «св тлпііарі, илп «св телкал,
чпстенькая компата, па верху плн въсьняхъ.
Кров.ія дома состакляетъ треуголыіую
прпз.му, вершппа котороп пазывается «ипязкомъ»:
оиа бываетъ тесовая, изъ драіпі, а чаще
сололеішая, особепііо на юг . Вь с верпыхь
областяхъ кровля выдвпгается па улнцу, дово
іыю ва зпачптелыіое простраиство, такъ,
что д лаетъродънависа. Окна краспыя обшпваются
сваружв р звымв догкамп, которі.ія
иііогдараскрашиваются, такъ жс какъ и затворы.
Кромс дворопаго строёиія, которое въ
с'і;г:ерііыхъ губерніяхъ состопгь въ хл вахъ,
аибарахъ, поіребахъ, сараяхъ, такжс бревенчагыхіі
каг;і> изба, а въ южпыхъ больиіею частію
плетсчіыхъ изт. хворосту, — прішадлежішстііо
п украшеиіемт) полпаго дома счптаютсяаицевыя
ворота, съ толстыми вереями п
ііавъсом-ь. Ые покрыті.ія во]50та значать крайіиоіо
степепь ппщеті.і п разстроепиаіо хозяйства.
Вообще въ дом и вокругъ дома п тъ
большей заботы объ опрятііости. Ппща Велпкороссіііскаго
парода самая простая п су
роиая. Главпыя кушанья; щи и каша «мать
Стр.1
ВЕЛ
- 271
нашаи; щн изь капусты, р дко б .юй, псегда
Kiicioft; Kama грсчіюпая, шюгда просяная, ячыеіиііш,
по.іисішая. Ві. пол , особсшю въ дорогіі,
доііо.іі.стпуіотгя то.юкіюмъ. Г.іапвое .іакомгтпо,
Й.ІІІПІ.І гречпевые. Х.ГІІГІЪ ВЪ нретімущестг.рііномь
употребдевш то.іько черпыіі,
ржапоГі; изъ пшеішцм д .іаются ппрогп п
друіія печенья пцрвологь», т. е. сьмолокомъ,
яіща>т іі коропыгаті иаслоиъ, а вь постпые
дші съ КОІІОІІ.ІПІІММЬ, которое есть едппстпенная
прнправа всякаго постпаго кушапья. Макопое
іг орихопое мас.ю—рогкошь, о когорой
пе всі; п пь городахъ іш ютъ попятіе. Изь
мяспоГі ПІІЩІІ, Великороссіяле удотребляютъ
гоііядішу, иараиппу, сопгіпііу; любять по сть
жпрпо, тю іістакіс охотвшш до сала, какъМалороссіяие.
Птпца домаипіяя и дпчь прітадлежать
къ .іучшимъ. праздвичнымъ блюдамъ;
но лакоа е псего счптается іюросеиокъ въ
хо.юдпомъ и жаркомъ. Рыба упбтребляётся
только въ посты: свііжая п соленая; до ракоі:ъ
no охртнлки, a m> погточпыхі. і^бервіякъ
и вопсе гнушаются II.MII. ІІ.п. огородпыхъ
овощеііііеумі;ттъді;.іатьпрііпраііыі;ушаііыо,
кромі; луку п чрспоку, которыйочепьлюбятъ.
Огурцы заквашиваютъ па зпму; то ке д -
лается съ арбузами и дынями вь юа.чіыхъ
губериіяхь. Изь ягодъ д лаютъ варенья.
но не такъ вкусвьія, какъ пъ Ма.іороссіп;
больше гушатъ, для сдобы постному кушаныо;
клюкпу и бруснпку мочап>. Посл
дпее діілаютъ п съ яолокамп, шішшіми,
сливами п крыжогаіш;омъ, одіііістпсіпіы-'
ми садоиыміт плодаліі туземпыми иъ Велвкоб
Россін, іі то въ іогозападішмь краю. Грибі.і
дятъ свііжіе н сушеные; такь вазывасиые
«б лые», счптаіотся постнымъ .іакомствомъ;
по шамгшш.опы прпзнаіотся погаііымп; грузди,
рмжпкп іі сыроижки, пдутъ въ мочку.
Вообше Русскій ві;усі> любптъ кпслое, солеігае
п горысое, одвако пе прочь и отъ сладкаго.
Обыішоііеіпюе іштье, квасъ, который бываегь
б лый п краспый; пе им ть кпасу —
значитъ быть въ крайпсіі сіепеніі іиіщеты.
Къ прпздіінкамъ іі для гостсіі каряп. брагу,
ыедь п шіпо. Хлибпос вііпо, плп «спвухап
есть для Русскоіі черни, насла;кдеіііе;
взъ него приготовляются ])азііыя налипки,
вопростое, ісзелеіюеі), всему предпочптастся.
Велпкороссіяне, какъ п пс вообще С.іавяпс,
большіе хл босолы; ие посадпть чужаго
челоп каза столъ, п не поподчпвать, въ
ісакое бы то пи было вре.мя дня, ч мъ Богъ
ВЕЛ
послалъ, зііачптъ вслпчапшее іфеступлепіе
протпвъ общежитія. Роскошь угрщенія опредвляется
изобп іісмыірііготоплеііііыхьбліодъ
и иразливавньщъ мореміі» тіна, За столомъ
любятъ почссть, ііодчіпіанье п уіірашііпаііья,
любягь поьсть п вопить, Обміаіовсішо, шіпушки
п гуляньл бывають въ храмопыс празДІІПКІІ:
въСвятуювёд лю II иа масляппіі , которая
пазыпастся ивссмірнымь ііраздііпкимъя.
Вь домашпей жіізііи, свадьба п ііомппъ покойввка,
сопропождаютгя ц лыші рядоиъ
попоекъ. ІІіохапье п курепье табаку, степепиые
Be іпкорогсіяііс іірпзпаіотіі также родрмъ
пьявстВа. ОДПІІМЪ пзь іісоиходммыхь
наслажденііі жіізпп, счптастся баня; въ гожпыхъ,
ма юл спмхъ губерніяхъ , за иеудобствомъ
пм ть это васлаждевіе въ особеппыхъ
здапіяхъ, парятся въ пзбяіюп печп. Гіапя служіітъ
также и главвымъ лснарстпомъ отъ
вс хъ бол зпеіі. Вообщс кьлі-каря.мт.іі лсч;арствамъ
Воліікороссіянс ис ІІМІІЮТЪ в рьт; приб
гаюп. въ нумсд къ знахарямъ, которые заговариваютъO'n.
зубовъ, отъ лпхомашаі, и отъ
другпхъ бол стей, да і;ъ старухамі, которыя
лс-чатъ вспрьтскввавьемъ, ііраилст.смъ, иакпдыпапііемъ
горшка, п другйіга подоиііыми
средстиамп. Сверхъ того, no всшсой бо іг.зіт
ІШ ЮТЪ прпвычку петолько ве отказі.іпатп
бо.іыюлу нп ІІІІ чемъ , no даже прішуждать
его есть всякую всячиву. Колдупамъ в рятъ,
и особешю нщутъ п ІІ]ІСДІІО іагаіотт> пхь въ
пчелшіцахъ. Въ домашвёй жизіт, мужъ есть
самоаласгііыГі господикъ жевьт, отсць д теіі.
Д тіі посгііітыпаюггл пссьма сурово съ самаго
иладенчестш, отчего многіе п умііраюгіі. Главн
Гшіее занятіе ВелйкорЬссйіскаго кростьяинна,
есть зсмлсд ліс, скотоподстпо, пчелоподстію.
])ыбііая іыи ртіая ловлп, смотряпомі;стностямъ;
садоподстпо и огородшічестпо, г,ъ
болыіюмъ объеми то ім;о прп большпхъ городахь.
Вс пеобходіімі.ш ремесла псврапляіотся
крестьяшшом ь гампмъ: оіп. и іілотшічаетъ,
п слссаріп-ь, и плстсгь, п пяжеть для домашвяго
обихола. Жспщшіы, кром пнут]іеііііяіо
хозянства вокругь печи, зашпіаются пряжсю,
ткапьемъ, шигьемъ; оп же ухажініаготъ за
домаиптмъ скотомъ п ПТІІЦСЮ. Нер дко случается,
что домт. содержитъ ссбя ііпчего пе
покупая на сторопіі. Въ губервіяхъ, (миагайшпхъ
къ Москв , по причшів распрострапевія
ііародопаеелешя, педостатка хл бопашиой
зсмлп іі блпзостп СТОЛІІЦІ.ІІ крсстьяпс издапна
завимаются промышленостью: выніі уже
Стр.2
ВЕЛ
- S?S _
ывого у нихъ рлзныжъ Фабричныхі. становъ,
особенно иъ гіімоіі Москопскоіі губерпіи. В.іадвнірская
гуиерпія ііано.іняетъ всю пмперію
п.ютіткамп; Рязапская ііортпылп п цс.іоиа.іьііпиаміі;
Лрос.іаоская маркшантамп. Прп отсутствів
иужчинь на сторону, жепщины псправляютъ
ч по.іевыя работы. Я щане, посадскіе
п городскіе торгуютъ, но бо.іьше по
гіе.ючп. Мпоііе и пзъ крестьяііъ, особеішо
иодмосковныхъ, заннмаются торгоп.іею, отпрап.іяются
разіюсчпка^пі пь отда.іеип піііія
страпыіімгісріп, подъ пмспемь «аФёвіейп; таковы
превмущёственво Сузда.іьиы, когорыс
сосгав.іяіотг> род7> особой, торгугощеЛ касты,
ил іощсй свос ус.ювиос вар ііе пзііакіі. Настоящіе
купцы заводятъ бо.іьшія Фабрики п
ведутъ оопіпрііые торгп, часто влад ють огромпыміі
каіііпа.іаяи. Отьшаткостп пзапмнаго
крёдігта, оті р дко пходятъ въ кбмпашн.
Духовеистпо пе мо/Кетьзанвмаіъсяторговлею
іі промыш.іеіюстыо, іі въу здахті, паравн съ
іірііхо каііами,разд .іястъ всВ труды итягости
зем.ісд .іьче<і;оіі жіізнп. Дпортіство педавію
ста.ю заііиматься ГО.ІЬСКІІМІ. хозяйствомъ п
пршшмать участіо вь развптін промыіплепостп;
орежде оно оіраііичпва.ю всю своюд ятелыюстьслужбою.
Ііольше всёго Русскіи любпть
поспать; но когда пе спвтъ, въчасы досуіа
u бездвлья, любитъ забапляться играыи,
требуіощіімц вапряжевія в ломкп : бороться,
тямуться, скакать і ь чпхарду, бпться ва кулачкп.
Посллдпес есть одна пзъ ліобпм ишпхь
ііародііыхъ забапъ. Къ тоіі же категоріи
іимііастп чсских ь забавъ«катаіп.е >і ІІ« ісачавье«,
пь которыхъ участіе ііршшмаіоть оба пола.
Этп забавы ви іоть соотв тствеврыя вреиева
въгоду, кромг. которыхъ пс употребляіотся:
перпое въ масілвпцу, особевво вътрв иослидиіе
дііи: тогда Русскій ПІІОЛІГІ; іі]іедастся удовольстпіямі.;
торое пъ Спягую иед лю, и
іюслвдующіс весеввіе праздввки до Пстровскаго
загопііііья. Посл двее веселье пс одобрястся
іірсдаіііемъ Цсркті. Такому же отвержепію
прдлсжатъ п.іяска п другія парод
иыя когрища», въ которыхъ глапііуіо роль
пграютъ д вушіси , п которыя отлпчаются
сцеіпіческоіо іізоиразптслыюстііо; къ иогльдІПІМЪ
ОТПОСЯТСЯ ПГрЫ ІССВЯТОЧІІЫЯП а "хороЕОДПЫЯЛ.
СВЯТКІІ посвящаются гадапыо пъ
разиыхь^ормахь, огобеііпо 0 «сужёвомъ» плп
"сужепгтл; таижс иочпому іуляиыо по лпцлм
і, пь личітахь, съ раса вавьенъ особсииыхъ
пгсепь подъ окяами; это продоажается
В2Л
во все время СЕЯТОКЪ ОТЪ Рождества до Крещепья;
но особенно для гадаш>я прсдпочптаготся
трк вечера обоихъ сочелыіпковъ и Вясильева,
подъ 1 япвагш, что иып ІІовый го,хь.
Рождествеіісі;ііі сочелышкъ называется пколлдап,
Крещенскііі ИСВ ЧКІІП, Васіільесъ вечеръ
«овсспь», пли въ і№і;оторыхъ агестахъ
іібауценъіі. ІІа участпуіощпхъ въ ЭТІІХ'Ъ пграхъ,
п особеппо ііат хь,і;оторыегіаді;ваютъ
ПРІІШЬТ, прсдапіе возлагаетъ, въ род очпстителыюй
эпитвиш, обязаниость, искупаться въ,
І02здшіскоі'і проруби г.ъ девь Крещснія (си.
Сёлтки). Хороводнымъ пгралъ посвящена
весва, отъ омппа воскресевья, пли«Красяю&
Горкп», до Петрова поста. Этп-то пгры с о
провождаютгя ив&івческпмъ прсдставленіеиъ
развыхъ сцепъ изт. ііародиаго быта, смыелъ
которыхііпоясняется аііомпаіііірующими ы спями.
Особепно замьчателі.нм въ этоиъ .дііііпномъ
період , п^зодолжающсмся семь иед ль,
три дпя: иСемпктлі, пліг четвергь передъ
Тропцыиымъ двеиъ, самый Троіщыпъ день,
съ котораго шчвнается такъ иазываемая «Русальскаяп
пли «Зеленая» иедвля, п посл*дт'н
дсвь загов пья, пначе называеыіліі въ ІІІКОТОрыхь
м стахъ иЯріыои. Въотидші бываютъ
іі гадаиья, пзв стныя подъ ргмеиемъ «залаідаівавья»
березы, завпванья п иковъ и т. п. (См;
Хо]Юводпыл п сни и обряды). Весьма встественно,
что вс* эти пгрища пе одобряются;
Цёрковыо; оігі; суть остаткп древпяго Славяно-Русскагр
язіі.ічества,, къ обрядамъ котораго
пріінадлеасаліі такл;е качеліі и пляска. Пляска
Всліікароссіяиъ ие такъ легка и разнообразма,
какъ Мцлороссовъ п Б лоругіхевт>;іізъ.
двііжспія, сопроволсдімг.маго поіісрем нно іші;лоііспіе.м
ь верхвей чаституловища, то въ ту,,
то вт. другую сторону, сь рукамв раскннутымп,
иліі подпертыші вь бока, она переходптъ.
въ пврпсядку», подт. ліобпмілс пароднвіе мотпііы
нбарышо», чголубца», п т. п. Изящ—
ныіі, характеріпліі таіісцъ, обрабртаввьій вв.
новт.іііиія времева вскусствомъ, подь ііме^
веиъ: «Русской пляскіпі, іш етъ бол е сход—
ства сь хороводнымп, ивмвческпмв Фіігурамиі,
Къ другпмъ, собствегаю взящаымъ паслаасдевіяш>,
достав.іяеиымъ искусствамп, Ве-іикороссіііскііі
ппродь ве пмиетъ сще осоііеііиаіо
расгіоло-кепія. Архнтектура его, въ. церкпахъ,
копія ВмзаіітііігкоГі; въ частвшкь уиотрсблиіін
пе возвышаетгя дал еудовдетБорспія
самьшъ вервымъ требовапіямъ пужды п
г;,шмаіа. Ваяніе и .Піішая работа, вовсе не so
Стр.3
ВЕЛ
- 273 -
йкусв імрода, можетъ иыть отъ петгг.шл матсрія.ювъ.
По р зьба ва дерсиіі доііедеіщ до
значііте.іыюіі степеші совершенстпа, н составляетъ
одгю пзх- г.іаті йшпхъ архптектурпыхъ
украшетй, даже между крсстьяпамп.
Что касается собствено до ипіоошіси, то опа
«ъ іпсопахъ оста.іась также ісопіею Віізаптійскоіі,
ст. и которою ппрочелъ орппша.іыіостію
въстпл , составляющею характерь, такъ
шзываемаго «Суздальсі іго пкоипаго ппсьма»;
орппшальиость эта состоптъ въ большой иеправилыіостп
іі петвердоетп рпсуика, въ чрезШзрноіі
угловатости п длин Фіігуръ, парушающей
ВС пропорцііі, п наконеігь лъ рі;зко-яркомь
колорпт . Вп же церковпаго употреблепія,
рисованье остается па самой пизхой
степеіш, въ такь пазываемыхъ «лубочныхъ
картіінахъп. Бо.і е расположеиія къ тошгческимъ
искусствалъ, п именію къ п ііію;
ішструмеита.іыіая музыка пграетъ весьма малуго
роль въ Велішороссійскомъ быту; едппстпешіыя
орудія; гудокъ п балалаика; самое
имя музыканта обезчещепо през^зптелыіымъ
ігаепе.мъ «скоморохап, гудочппка, балалаечнпка.
Ухо Велшсороссіянина, пока ие находпгь
особенпаго услаждепія ші вь струшіыхъ,
mi въ духовыхъ звукахъ; только бряпаніе ему
нравптся; отсюда страсть къ колоко іыгому
звону, п обычай, прп разгулыюіі ппрушк ,
особешю насвадьбахъ, бпть въ сковороды. За
то до п нія Велпкороссіяііе большіе охотішкп.
Вт. богослужешіі есть особый пап пъ,
называіощійся иРусскіімъи, отліічный отъ
Гречсскаго, Волгарсі;аго п Кіевскаго. Такъ
называемые іістііхіііі,которыепоются нпщею
братьею, п составляютъ псреходъ отъ цериовпаго
п пія къ шродііому, также замвчателыи.і
по оріігігаалыіостп мотпва, впрочеыъ
no освхъ почти одпообразнаго. Есть разпые
ІМІГІШЫ п въ «прпчптаньяхъ», которые жепщпны
иголосятыі въ разпыхъ случаяхъ доыашней
жпзни; какъ-то, падъ покоішіікамп,
плпнадъ нев стою передъ свадьбою. Но главн
йшее богатство пародной Велпкороссійской
мелодіп, обікфужпвается «п сішмп» въ
собствепномъ смысл . Зд сь опа разлпвается
въ самыхъ разпообразпыхъ Формахъ. Впрочемъ
общій характеръ, какъ собственно въ
ип спяхыі, такъ и во вс хъ прочпхъ мелоднчесі;ііхъречіітативахТ),даже
въсамомь цсрковпомъ
вап в , который пазывается «Русскішъп,
естькаиая-тозаупывиаяпротяжиость,
которая отзывается ипъсамьші веседыхъмоТ
о и ъ IX.
ВЕЛ
тивахъ. Это сл дствіе естсствеііпой потрсйііостіічіаполііпті.
ііротяжспісмь звука безпред
лыіыя, одпообразныя равнііпы, въ которыхь
голосъ тсрястся, ис паходя отзыва. Къ
представлеіііямъ театралыіымь н тъ ии охоты,
ІІП пріівычкіі. Въ ръчи силадъ п ладъ
очспь иравптся; рп ма и агсопапсъ входятъ
вь большую часть пословііцъ п иародиыхъ
изр чснш ; особеппо къ іюсл дисму Велпкороссіяпе
едва лп не, прпстрастіі е Испаицевъ.
Самп ве богаты ва выдумкн, но до сказок7>
большіе ОХОТІІПКІІ; отчего въ иароді;
издавиа ходитъ ІЧІІОЖССТЛО запмствованпыхъ
съ Востока, п даже съ Запада.
Остастся сказать о самомь важп іішемъ залогв
народностн, о язык . Языкъ Вслпкороссіяпъ
псльзя иазвать иа^уичісмъ; это особая
ВІІТВЬ общей Слапяпо-Русской р чп. ОпьЬтличастся
отъ Малороссіпскаго и Б лорусскаго
не только граыматпческіімп особсііпостяміі
въ словопропзводстві; и слопосочшіеніп, no
даже ріізкою своеобразностью В7> самой ФПЗІОЛОПІЧССКОІІ
оргаішзаціи звуковъ. Эго послиднес
обстоятельство удостов рптсльно доказываеть,
что отд леиіе Велпкороссійскаго
языка пропзошло пе оть случаііноіі прим сп
чуждыхъ, ІІІІОЯЗЫЧІІЫХЬ элемептовъ, а было
естественнымъ слидствіемъ вліяпія свверноіі
прпроды. Бь саыомъ ДІІЛ , въ отіюшенііі
лексикограФііческомъ, Сіавяію-Русская осігава
гораздо въ немъ чпще; иноязычпыхъ
словъ весраввевво большс въ западгіо-южиыхъ
языкахъ, ііішеііпо: въ Мадороссіііскомъ
Татарскихъ, въ Б лорусокомъ Лптовскпхъ,
кромс Польекаго, KOTOjibisni тотъ и друтоіі
равно наполнепы. Отд лепіе Веліікороссіііскаго
языка воспосл дова.ю очеиь раио, в -
роятпо съ самаго поселенія Русскпхъ колопііі
па с всровосток , меясду племспамп (I'miriciiмп.
Дрсви пшіе перепіісчпкіі церковныхъ
кішгъ, составлсішыхъ на особомъ юи;но-Славямскомъ
язык (см.
Церковію-Славлнскій
лзыкъ), часто просятъ прощенія у чптателеи,
чяко мпозп пословицы Иоугородскія прпеішдошап,
ото зпачптъ , что въ ихъ время, за
долго еще до нашествія Татарскаго на востокъ
и Лптовскаго иа западъ, въ Нов городВ
существоваліі особешюсти языка, больше
иесовміістиыя съ іхсрковііо-Славяпскою
шісьмеішостыо, ч мъ въ Кіев , гдъ подобііыхъ
извввевій пе ді;лалось. Вообще
Русская ріічь отлпчается отъ прочихъ СлаВЯНСКІІХІІ
языковъ т ііъ,
что заптіаегь
18
Стр.4
ВЕЛ
- 274 -
средину между двумя обширными витвями,
па которыя раздс.інлъ нхъ Добровскііі, и
БС.ІІІДЪ за нпмъ ШаФарикъ. По крайней М -
р , отлпчпте.іыіые прпзііаіш обопхъ родовъ
Славяпскихъ наріічііі, юго-восточпаго н сі;веро-заиаднаго,
псчнслеііііые Добровскпмъ
(см. Славлнсіае лзыки), встр чаются совокупно
въ язык Русскомъ. J1 нпгд это совм
щеиіе т хъ и др>гііхъ прпзнаковъ не обнаружпвается
ярче, какъ собствеішо у Велпкороссіяпъ,
которые равпо говорятъ и «издать»
и «выдать«, и «земл/і» иаземьп, и
«птица« н «пта. ап. Вліяніе сввериоіі природы
ва Великороссшскій языкь, обнаруживается
въ ччізіологііческомь отііошенііі,'разбавкою
согласпыхъ звуковъ гласііымп п меньішшыірпдыхаыіемъгортанііыхьзвуковъ:
опъ
превращаетъ: «слцнпь, е.шв, градъ,
пламля.
въисмертЬьво.ікъ^городъ,поломяч;а прпупотреблепіи
гоіітаііішй, согласной г, любптъ
тверд йшій ея выговоръ, соотв тотвующш
Латтіскому g-, котораго южпые Славяне вовсе
незиають, для котораго в7>
Кііріілловской
азбук не прпдумаііо п особоіі буквы. Это
сблпжаетъ сго болие съ сввсро-западною спстемою
Славянскпхъ языковъ. По въ отиошеіііи
грамматпческоиъ , опъ мпого сходепь
съ спстемою юго-восточпою, п это, безъ соывипія,
въ сл дствісмогуществепнаго вліяпія
Ііерковію-Славянскоп пмсьмсшюстп, которая,
очевпдно, южпаго Дупайскаго происхожденія.
По пріічішізсосредоточепія первой кпгіжноіі
образовашюстіі вь духовеиств , распрострагшвшсмся
иа с веро-востокі; с:ь юга, пзъ
Кіева, языкъ Вслішороссшскііі долго пе
былъ ІІПСЫІСПІІЫМЪ. Дрсопішшіе Повогородскіе
памятіііікіі житейскоб мірской ппсьмеиностп,
обііаружішають господствующее вліяпіе
южію-Славяпскаго характера вь правотісапііі
п словосочііііеніп, которое одпако
все бол е п болъс слабіістъ, по мьр усплнвающагося
расторжепія поліітпческпхъ связей
восточііой Русіі съ Кіевомъ. Москва, сд -
лавшпсь средоточіелъ едпііства п самостоятелыіости
для этой обшііріюіі половшіыРусcuaro
міра, с т мт. вм ст гд лалась п колыбелыо
самобытпаіо, соособразііаго разипгія
Ве.шкороссіііскаго языка , какъ въ жпвоіі
р чіі, такъ- и на ПІІСЬМІІ. CO времепъ Дпмитрія
Донскаго.ОФФиціялыіыйязыкъ граммагь
Идрупіхъ гражданскнхь актооъ, начішаетъ
уже быть чпсто Велпкороссіііскшгь , съ иеболыцимп
исркошіо-Славянсшгаіі промолвкаВЕЛ
мп.
Царствованіе Іоанна Васильевнча Грознаго,
который casrb былъ первый с.іовеснш;ъ ц
вптія своего времеиіг, озпамеповано блестяЩІІМІІ
усп хамп ліароднаго языка: собственныя
его послапія къ разпымъ ліщамъ о разпыхъ
предметахъ, содержатъ въ себ образцы
самороднаго Велпкороссіііскаго краснор
чія. Посл д ющія смутпыя времина не
толысо пе препятствоваліі, но еще сод ііствовалп
его укрьпленію и распрострапеиію;
угрожаемая погпбелыо пародіюсть т мъ могушественн
е сомкнулась на Москв , и безпрестанныя
патріотпческія воззванія, разлнвшіяся
отсюда по всимъ коіщамъ Россіп, далц
органу ея, народному слову, жпзнь, огонь,
сіілу. Но къ сожал нію, образоиапіе этого
слова пе могло довершитьсяокончательно по
не.^остатку гра.мматпкіі, безъ которон языкъ
пе можетъ возвыспться до благоустроенной
лптературііоіі оргаішзаціп. Въ эти мппуты
весенняго цв та, Велпкороссіііская р чь развпва.іась
безотчетно, не сознапая вопсе грамлатпческихъ
закоиовъ , илп покорялась насігльстпеиному
владычеству чужпхъ грамматипъ.
Первыіі ученый, отъкотораго Москва,
сердце Великоіі Россііі,услышала имя грамыатіікіі,бі>ілъМаксіі.мъГрекъ,
восшітаннпкъ А она,
Рима п Парпжа; опъ пезпаль духа п пдіотпсмокъ
не толысо Велпкороссійскаго, попвообще
Славянекіго языка, почему и съ неумі;репііоіо
ревностію держался <і>орыъ Греческпхъ,
прплагая сс ихъ утончешіостп к ь церковпо-Славяпскому
переводу свящсппглхъ
кшігь, который ся шивалі) съ Русскпмъ. Это
насиліе, в роятііо, быпшее одною изь прпчпнъ
общей педовіірчіівостн къ Максішу,
какъ еретпку, очепь ясію понпмалъ учсішкъ
его Силуяиъ, которып, будучп пе иГрекъ,ію
зд шпія персти и Русшгьп, говориль весьма
огноватслыю, что «п сть л по всячески премудріііішсму
оному (Греческоиу) посл доватп
языку; поиеже обрящется СОП]ІОТІІШІО,
нпже бо роды, нпже времена, шіжс оісошіапія
подобпа ея им іогі., ио вся премвііепа».
Однако этотъ голосв Pyemia, вііушеііный
зд]5авы5іъ смысломъ, ве ПМІІЛЪ д йствія. Пояппкшіяся
вскорі; полпыя граммагпки Сламно-Русскаго
языка, Зизанія (159G) и Смотріщкаго
(1G10), подняли его р шителыю на Греческую
дыбу. Если вь первой половнн
ХА'11 вика, прп царяхъ: Мпхаііл
еодоровпч
іі Л лекс т, Мііхайловпч-іі, на Москв
Велцкороссійсісая ргчь сохраняла еще саыо
Стр.5