2
УДК 811.1/.2
ББК Ш140/159
А43
Под редакцией:
Доктора педагогических наук, профессора
Н.Н. Сергеевой
Научный редактор:
Кандидат педагогических наук, доцент
Е.Е. Горшкова
А43
Актуальные проблемы германистики, романистики и
русистики : материалы ежегодной международной
конференции. Екатеринбург, 7 февраля 2020 г. / Уральский
государственный
педагогический
университет.
ISSN 2411-4626
Сборник включает доклады участников конференции «Актуальные
проблемы германистики, романистики и русистики», организованной
кафедрой профессионально-ориентированного языкового
образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический
университет» 7 февраля 2020 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических и
лингвистических специальностей высших учебных заведений.
УДК 811.1/.2
ББК Ш 140/159
–
Екатеринбург : [б. и.], 2020. – Ч. I. – 118 с. – Текст :
непосредственный.
ISSN 2411-4626
© Институт иностранных языков, 2020
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2020
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
Исследования в области структурной лингвистики
и сопоставительного языкознания
Ермолаева М.В. Особенности проектирования двуязычного
словаря тезаурусного типа для сферы гражданской защиты…....5
Федуленкова Т.Н. Grammatical features of communicative
phraseology of the semantic field ‘wealth’………………………...12
Исследования в области когнитивой лингвистики и
теории дискурса
Дудина М.В. Экспликативы как репрезентация
научного знания…………………………………………………..17
Нечаева Е.Ф. «Подводные камни» интерпретативной
теории перевода…………………………………………………..27
Тюрина И.В. О некоторых аспектах перевода гражданскоправовых
договоров с испанского языка на русский…………..32
Литературоведение и интерпретация текста
Гилева Е.В. “Преодоление языка”: функционирование ошибки в
современном письменном народном поэтическом творчестве
(три примера)……………………………………………………..38
Маров В.Н. Омотемическая двусмысленность в тексте
(на материале «Одиссеи» Гомера)………………………………43
Марова Н.Д. Экзистологический императив и антиномии
текстоментальности как её трансцендентная интерпретация…52
Теория и методика обучения языку и межкультурная коммуникация
Дондик
Л.Ю. Развитие критического мышления
при изучении иностранного языка на уровне основного
общего образования……………………………………………...61
Кукушкина К.С. Технологии развития навыков чтения…….....70
Решетникова В.В. Новые направления в профессионально
ориентированном обучении будущих специалистов
железнодорожной техники……………………………………...76
Стр.3
4
Скребнева Т.Г. Работа с числами на уроках английского языка
в техническом ВУЗе………………………………………………84
Старкова Д.А., Кузнецова Е.Е. Mall-методы в обучении
фонетике английского языка……………………………………..90
Таразанова К.Н. Использование информационных
технологий при обучении иностранному языку………………..95
Таюрская С.Н. Благоприятная поликультурная
академическая среда как фактор эффективности
обучения иностранным языкам……………………………….....99
Терновая А.Е. Использование ролевых игр и метода
проектов при обучении английскому языку в школе…………108
Техова А.М. Использование кейс-метода для
формирования навыков критического мышления………….....113
Стр.4
3
СОДЕРЖАНИЕ
Исследования в области структурной лингвистики
и сопоставительного языкознания
Басова Т.А. Символизм соматического компонента ‘живот’
в английских пословицах………………..….................................5
Борисова П.П., Малышева А.С. Особенности терминов
финансов и инвестиций (по словарю Дж. Даунза)……………..9
Савина А.А., Штепина Д.А. Анализ двухкомпонентной
английской банковской фразеологии………………..…...........13
Коротанова Л.Е., Спицына Н.Н. Типы семантического
переноса в ФЕ-терминах………………..…................................16
Лапина К.Н., Штепина Д.А. Фразеологизмы-термины
с частичным и полным переосмыслением
значения компонентов…………………………………………....19
Лемке А.Р., Савина А.А. Частотные структурные
модели ФЕ-терминов (по словарю Дж. Ригдона)………….…..23
Малышева А.С. Глагольные ФЕ-термины с переменным
компонентом………………..…....................................................27
Малышева А.С. Специфические домены в английской
деловой фразеологии………………..…......................................30
Спицына Н.Н. Научная деятельность Д.Н. Ушакова.
Вклад в лингвистику………………..….......................................33
Спицына Н.Н., Воронцова А. С. Научная деятельность
А.Х. Востокова………………..…................................................36
Федорова С.П., Григорян К.Р. Фразео-семантические поля в сфере
деловой фразеологии (по словарю Дж. Фридмана
«Dictionary of business terms»)……………………………………...39
Федуленкова Т.Н. Грамматические черты коммуникативной
фразеологии семантического поля «богатство»……………..…43
Исследования в области когнитивой лингвистики
и теории дискурса
Дондик Л.Ю. Название фильма как объект лингвистического
исследования………………………………………………………45
Стр.121
4
Литературоведение и интерпретация текста
Бугакова Н.Б. Некоторые способы вербализации образа
святого (на материале произведения И.С. Шмелева
«Богомолье»)……………………………………………………...48
Бутенко Т.В. Лингвокультурологический потенциал реалий
в производственном романе на английском языке……………..52
Мамедова С.А. Социально-психологические портреты
женщин и мужчин в романах Лоуренса «Радуга в небе»
и «Женщины в любви»……………………………………...……56
Фирсова А.О. Жанровые особенности детектива……………....62
Теория и методика обучения языку
и межкультурная коммуникация
Бармин А.В. Групповые форматы работы для достижения
образовательных результатов по ФГОС………………………...64
Молчанова М.Л. Реализация принципа индивидуализации
в общеобразовательной организации……………………………68
Пушкарева М.Ю. Предметно-интегрированное обучение
в начальной школе: опыт обучения чтению
(английский язык и литература)…………………………………72
Скребнева Т.Г. Работа с числами на уроках английского языка
в техническом ВУЗе………………………………………………76
Таюрская С.Н. Разработка иноязычных культурологических
текстов как элемент создания инклюзивной обучающей
среды в поликультурном ВУЗе…………………………………..78
Терновая А.Е. Использование ролевых игр в презентации
школьных проектов при обучении английскому языку………..81
Улыбышева Ю.В. Использование социальной сети
Instagram при обучении иностранному языку…………….........84
Чупина С.Н., Скопова Л.В. Международный менеджмент
в условиях социально-культурных различий…………………...88
Щербакова И.В. Технология модерации в школе ………..........92
Стр.122
3
СОДЕРЖАНИЕ
СТАТЬИ
Исследования в области структурной лингвистики
и сопоставительного языкознания
Алексеева Е.М. Glaube/glauben в немецкой языковой картине
мира: лексикографический аспект……………………………......6
Алексеева Л.М., Мишланова С.Л. Циклическая модель
терминообразования…………………………………...…………12
Алексеева М.Л. Принципы разработки диахронического
корпуса параллельных переводов………………………………..21
Ерофеева Е.В. Социокультурный аспект переосмысления
цветообозначений в составе устойчивых словосочетаний
современного французского языка………………………............28
Чиршева Г.Н. Особенности присвоения грамматического
рода английским существительным в детской
билингвальной речи………………………………………………32
Исследования в области когнитивой лингвистики и
теории дискурса
Гузикова В.В. Репрезентация концепта «время» во фразеологии
русского и английского языков………………………………….38
Литературоведение и интерпретация текста
Дубах Т.М. «Сказка 672-ой ночи» Хуго Фон Гофмансталя
в контексте литературы венского модерна……………………...47
Чикваидзе А.А. Художественный билингвизм как особая
форма речемыслительной деятельности………………………...54
Шехтман Н.Г. Полевая организация художественных
концептов upper class и working class (на материале
романа Дж. Арчера «Узник родства»)…………………………..61
Теория и методика обучения языку
и межкультурная коммуникация
Стр.217
4
Богатов А.А., Богатова Ю.А. Организация апробации
научного исследования в методике обучения
иностранным языкам………………………………………...…...75
Гладкова О.К. Интерактивные приемы обучения немецкому
языку как второму иностранному на занятиях по дисциплине
«Практический курс второго иностранного языка»………........82
Горшкова Е.Е. Развитие иноязычной фонетической
компетенции с использованием аутентичных
мультимедийных текстов……………………………………...…87
Гузева А.И. Аутодидактический подход к обучению
иноязычной лексике…………………………………...................92
Зеленина Л.Е. К вопросу о проблемах в преподавани
иностранных языков……...………………………………………99
Казакова О.П. Личностные факторы в развитии речевых
умений на иностранном языке………………………………….107
Курьянович А.В. Компетентностный подход как
методологическая основа современного поликультурного
языкового образования…………................................................114
Парникова Г.М. Обучение в магистратуре выпускников
неязыковых ВУЗов: региональный опыт………………………119
Походзей Г.В. Когнитивно-коммуникативный взгляд
на грамматику……………………………………………………124
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
Исследования в области структурной лингвистики
и сопоставительного языкознания
Алексеева Е.М. Паремиологическое описание glaube/glauben
(вера) в немецком словаре пословиц К.Ф.В. Вандера…..........131
Алексеева М.Л. Системное исследование безэквивалентной
лексики …………………………………………………………...135
Исследования в области когнитивой лингвистики и
теории дискурса
Гузикова В.В. Отражение концептуальной временной
картины мира в зеркале английской фразеологии…………….137
Стр.218
5
Теория и методика обучения языку
и межкультурная коммуникация
Горшкова Е.Е. Вводно-коррективный курс английского языка
для студентов неязыковых ВУЗов………………………………….141
Ерофеева Е.В. Обучение диалогической речи посредством
ролевой игры…………………………………………….............144
Зеленина Л.Е. Формирование иноязычной научной
исследовательской компетенции……........................................146
Походзей Г.В. Определенный баланс между
докоммуникативной и коммуникативной деятельностью.…...148
Стр.219