РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Центром
истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный
сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических
кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор)
Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель группы диагностики творчества
ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая Кафедрой философии образования философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры общей психологии факультета психологии
Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
РФ
Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, директор Института «Высшая школа образования» ФГБОУ
ВО «Московский педагогический государственный университет»
Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая Кафедрой философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия
последипломного образования», профессор РАО
Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Микешина Л. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Заслуженный деятель
науки РФ
Милованов К. Ю., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики
и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Обухов А. С., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследования современного
детства Института образования ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, заместитель заведующего Центром истории педагогики
и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории
экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», профессор
департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор Кафедры
математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский
государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор Кафедры философии языка и коммуникации, руководитель
Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор Кафедры психологии образования Факультета педагогики
и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, заведующий Кафедрой педагогической психологии
ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор Кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Проблемы современного образования | № 3 | 2020 | http://pmedu.ru
2
Стр.2
THE EDITORIAL BOARD
M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head
of the History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of
Preparation of Teaching Staff, Moscow Pedagogical State University (Editor in Chief)
D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological
Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow Pedagogical State University
E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
I. V. Vachkov, Professor at the General Psychology Department, Psychology Faculty of the the Institute of Social Sciences,
the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Director of the Institute “Higher school of education”, Moscow
Pedagogical State University
I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, Rector, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Professor of the
Russian Academy of Education
I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University
L. A. Mikeshina, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University, Honored Science Worker of Russian Federation
K. Yu. Milovanov, PhD in History, Senior Researcher at the Laboratory of History of Pedagogy and Education at the
Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
A. S. Obukhov, Leading Research Fellow at the Center for the modern childhood research, the Institute of Education,
National research university Higher School of Economics, PhD in Psychology
A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head, History of Pedagogics and Education Center
at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Tenured Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and
behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department
at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics
A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician
of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics
and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University
G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University
G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the
Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of
childhood, Moscow Pedagogical State University
M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow Pedagogical State
University
A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous
non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University
Проблемы современного образования | № 3 | 2020 | http://pmedu.ru
3
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки
Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США)
Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор Кафедры управления проектами ГАОУ ВО
города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент РАО, декан
факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Ланин
Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра
филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, член президиума РАО
THE EDITORIAL COUNCIL
N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford
University, USA
N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow City University
Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, President of
the Russian Academy of Education, Dean, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University
B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Philological Education Center at the
Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education
РЕДАКЦИЯ
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Редактор (перевод): М. А. Соколова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
EDITORIAL STAFF
Executive editor: G. V. Alperina
Editor: M. A. Sokolova
Design: N. I. Lisova
Подписано к публикации 30.06.2020
© МПГУ, 2020
Проблемы современного образования | № 3 | 2020 | http://pmedu.ru
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией
Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных
научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным
специальностям:
13.00.00 – Педагогические науки:
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания;
13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
19.00.00 – Психологические науки:
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии;
19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика;
19.00.04 Медицинская психология;
19.00.05 Социальная психология;
19.00.07 Педагогическая психология.
09.00.00 – Философские науки:
09.00.01 Онтология и теория познания;
09.00.03 История философии;
09.00.08 Философия науки и техники;
09.00.11 Социальная философия.
Философские науки 09.00.00
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Погодин И. В. «На реках Вавилонских»: русские религиозные философыэмигранты
о причинах, сущности и перспективах русской революции ........................................... 9
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Бутенко С. В. Социальные функции исторического образования (философскообразовательный
контекст) ......................................................................................................................... 22
Психологические науки 19.00.00
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Сумнительный К. Е. Можно ли развивать эмоциональный интеллект в системе
Монтессори? ................................................................................................................................................... 29
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Ушакова В. Р. Личностно-индивидуальные особенности лиц с разным уровнем
выраженности любовной зависимости .................................................................................................... 35
Захарова Е. В. Исследование отношения подростков с туберкулезной
инфекцией к родителям ............................................................................................................................. 47
Педагогические науки 13.00.00
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Шевченко Н. Н., Колесов В. И. Современное образование России в условиях
мировой глобализации ................................................................................................................................ 56
Иванченко Д. А. К вопросу формирования и оценки цифровой грамотности
личности ......................................................................................................................................................... 66
Максименко М. А. Особенности организации инклюзивного образования в США ...................... 75
Проблемы современного образования | № 3 | 2020 | http://pmedu.ru
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Дерюга В. Е. Гуманизация образовательных интернет-технологий
в педагогическом процессе ......................................................................................................................... 83
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Богуславский М. В., Богуславская Т. Н., Милованов К. Ю., Овчинников А. В.
Культурно-исторические основы развития отечественного образования
и педагогики второй половины ХХ – начала ХХI вв. ............................................................................. 93
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Овчаров А. В., Голубь П. Д. Патриотическое воспитание учащейся молодежи
на примере жизнедеятельности выдающихся российских ученых-физиков ................................ 106
Васева Е. С., Бужинская Н. В. Формирование команды как важнейший
компонент командно-ориентированного обучения ............................................................................116
Казарбин А. В., Лунина Ю. В. Научно-исследовательская работа студентов
как фактор развития инженерного мышления ................................................................................... 124
Цыренова М. И. Преподавание русского языка в КНР: проблемы и перспективы
(из опыта работы в Цзянсуском педагогическом университете) ...................................................... 132
Фролова Т. П. Обучение научному диалогу студентов-магистров технического вуза ................. 142
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Гельман В. Я. Использование игрового подхода в преподавании
общепрофессиональных дисциплин ..................................................................................................... 154
Кузьмина Е. О. Креолизация как инструмент обучения русскому языку
как иностранному на начальном этапе ..................................................................................................162
Самарцева Е. Ю. Методы и приемы систематизации лексического материала
на занятиях по иностранному языку ..................................................................................................... 172
Веренич Т. К., Злобина С. А., Срмикян В. С. Использование ресурсов
электронного обучающего курса при формировании языковых и речевых
навыков испаноговорящих студентов .................................................................................................... 181
Неборский Е. В., Тараканов Я. Л. Модель развития коммуникативной
компетентности у будущих специалистов IT сферы деятельности ................................................ 194
Азарова О. А. Формирование и развитие вторичной языковой личности
студента в процессе обучения языку специальности ......................................................................... 201
Копусь Т. Л., Климова И. И. Онлайн-курс как инструмент внутренней
интернационализации российского высшего образования .............................................................. 207
Меловатская А. Е. Авторский курс по актерскому мастерству в хореографии:
вопросы и перспективы развития ........................................................................................................... 216
Ваганова Н. В., Карпова Ю. Н., Савицкая А. О. Видеопроект как вид массовой
внеаудиторной деятельности студента для совершенствования иноязычной
компетенции ................................................................................................................................................ 228
Согоян С. С., Минасян Г. С. Применение инноваций в преподавании предмета
«Социальная экология» в школах ........................................................................................................... 237
Проблемы современного образования | № 3 | 2020 | http://pmedu.ru
6
Стр.6
CONTENTS
Philosophical Sciences 09.00.00
HISTORY OF PHILOSOPHY
Pogodin I. V. “By the rivers of Babylon”: Russian religious philosophers-emigrants
on the causes, nature and prospects of the Russian revolution .................................................................. 9
PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY
Butenko S. V. Societal functions of historical education (philosophical
and educational context) ................................................................................................................................ 22
Psychological Sciences 19.00.00
EDUCATIONAL PSYCHOLOGY
Sumnielnyi K. E. Is it possible to develop emotional intelligence in the Montessori system? ................ 29
MEDICAL PSYCHOLOGY
Ushakova V. R. Personal and individual features of persons with different level
of expression of love dependence ................................................................................................................. 35
Zakharova E. V. Study of the attitude of adolescents with tubercular infection
to their parents ................................................................................................................................................ 47
Pedagogical Sciences 13.00.00
MODERNIZATION OF EDUCATION
Shevchenko N. N., Kolesov V. I. Modern education of Russia in the conditions
of world globalization .................................................................................................................................... 56
Ivanchenko D. A. On the issue of forming and evaluating personal digital literacy ............................... 66
Maksimenko M. A. The features in organization of inclusive education in the USA .............................. 75
Проблемы современного образования | № 3 | 2020 | http://pmedu.ru
7
Стр.7
CONTENTS
THEORY OF EDUCATION
Deryuga V. E. Humanization of educational internet technologies
in the pedagogical process ............................................................................................................................ 83
HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Boguslavskiy M. V., Boguslavskaya T. N., Milovanov K. Yu., Ovchinnikov A. V.
Cultural and historical foundations of the development of domestic education
and pedagogy in the second half of the XX – early XXI centuries ........................................................... 93
NEW RESEARCH IN EDUCATION
Ovcharov A. V., Golub P. D. Patriotic education of students on the example of the life
of outstanding Russian physicists .............................................................................................................. 106
Vaseva E. S., Buzhinskaya N. V. Team building as an essential component
of team-based learning .................................................................................................................................116
Kazarbin A. V., Lunina Ju. V. The students’ research work as a factor of engineering
thinking development .................................................................................................................................. 124
Tsyrenova M. I. The Russian language teaching in China: problems and prospects
(from the experience at Jiangsu normal university) ................................................................................. 132
Frolova T. P. Teaching a scientific dialogue to post-graduate students in the master’s
program of a technical university .............................................................................................................. 142
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Gelman V. Ya. Using the game approach in teaching general professional disciplines ....................... 154
Kuzmina E. O. Creolization as a tool to teach Russian as a foreign language for beginners ................162
Samartseva E. Yu. Methods and techniques of systematizing the lexical material
while teaching a foreign language ............................................................................................................. 172
Verenich Т. К., Zlobina S. A., Srmikyan V. S. Using the resources of the e-learning
course in forming language and speech skills of Spanish-speaking students ..................................... 181
Neborsky E. V., Tarakanov Ya. L. The model of communicative competence
development in future IT specialists .......................................................................................................... 194
Azarova O. A. Training and development of a student as a secondary language
persona in the process of teaching EPP ..................................................................................................... 201
Kopus T. L., Klimova I. I. Online course as a tool of internal internationalization
in Russian higher education ........................................................................................................................ 207
Melovatskaya A. E. Author’s course in acting in choreography: issues
and development prospects ........................................................................................................................ 216
Vaganova N. V., Karpova Yu. N., Savitskaya A. O. Video project as a type of mass
extracurricular activity of students to enhance a foreign language competence ................................ 228
Sogoyan S. S., Minasyan G. S. The use of innovation in teaching the subject
of “Social ecology” in schools ..................................................................................................................... 237
Проблемы современного образования | № 3 | 2020 | http://pmedu.ru
8
Стр.8