Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Научно-исследовательский институт прикладной культурологии УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ Сборник научных статей ТОМ 2 (10) Кемерово 2012 1 УДК 008 ББК 71.4(2) У91 Печатается по решению НИИ прикладной культурологии при ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Редколлегия: А. А. Гук – доктор философских наук, доцент, директор НИИ прикладной культурологии, главный редактор; И. Ф. Петров – доктор философских наук, профессор, заведующий лабораторией актуальных проблем современной культуры НИИ прикладной культурологии, зам. главного редактора; Н. Т. Ултургашева – доктор культурологии, профессор, заведующая лабораторией традиционной народной культуры НИИ прикладной культурологии; И. А. Сечина – кандидат философских наук, ученый секретарь НИИ прикладной культурологии У91 Ученые записки НИИ прикладной культурологии [Текст]: сборник научных статей / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. <...> В качестве средства медиаобразования ЮНЕСКО предлагает программу медийно-информационной грамотности (МИГ) педагогов, отмечая, что потребность в МИГ расширяет движение граждан к образованию, которое было бы невозможно без учителей как главных факторов преобразований [там же]. <...> Именно на учителей, преподавателей возлагается миссия осуществления медиаобразования населения, поэтому первостепенной задачей в этом направлении должно стать повышение медийно-информационной грамотности самих педагогов. <...> Вопрос о целесообразности разработки и внедрения программы медийно-информационной грамотности педагогов в Кузбассе в настоящее время не получил однозначного решения. <...> С одной стороны, повышение 4 информационной грамотности работников образования – необходимое условие их профессионального роста, и соответствующие образовательные <...>
Ученые_записки_научно-исследовательского_института_прикладной_культурологии_[Текст]_сборник_научных_статей__Кемеровский_государственный_университет_культуры_и_искусств_;_гл._ред._А._А._Гук_._-_Кемерово__КемГУКИ,_2012._-_Т._2(10)._-_167_с._____.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Научно-исследовательский институт прикладной культурологии
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Сборник научных статей
ТОМ 2 (10)
Кемерово 2012
1
Стр.1
УДК 008
ББК 71.4(2)
У91
Печатается по решению НИИ прикладной культурологии
при ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Редколлегия:
А. А. Гук – доктор философских наук, доцент,
директор НИИ прикладной культурологии, главный редактор;
И. Ф. Петров – доктор философских наук, профессор,
заведующий лабораторией актуальных проблем современной культуры
НИИ прикладной культурологии, зам. главного редактора;
Н. Т. Ултургашева – доктор культурологии, профессор,
заведующая лабораторией традиционной народной культуры
НИИ прикладной культурологии;
И. А. Сечина – кандидат философских наук,
ученый секретарь НИИ прикладной культурологии
У91
Ученые записки НИИ прикладной культурологии [Текст]: сборник
научных статей / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. –
Кемерово: КемГУКИ, 2012. – Т. 2 (10). – 168 с.
ISBN 978-5-8154-0238-6
ISBN 978-5-8154-0223-2
УДК 008
ББК 71.4(2)
ISBN 978-5-8154-0238-6
ISBN 978-5-8154-0223-2
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Образование и общество в зеркале культуры
Веселовская Е. В. Медийно-информационная грамотность педагогов как условие
эффективного развития культурной сферы и образования региона……. 3
Побожей Н. А., Усова Н. В. Образ выпускника вуза в условиях современной
социокультурной ситуации……………………………………………………….. 10
Казарина Т. Ю. Концептуальные основы исследования феномена профессиональной
культуры……………………………………………………………... 16
Ултургашева И. Г. Влияние традиционной культуры на развитие творческих
способностей детей и подростков в учреждениях образования и культуры…. 26
Киселева М. А. Три фактора (триада) взаимодействия краеведческих музеев и
системы образования в сфере экскурсионной работы на рубеже ХХ–XXI вв... 33
Историко-культурные процессы и явления
Двуреченская А. С., Громова Ж. С. Отечественная мифология советской и
постсоветской эпох (на материале политики и масс-медиа)…………………… 44
Самаковская О. В. Проблемы сохранения и трансляции культурного наследия
музеев Западной Сибири средствами информационно-коммуникационных
технологий………………………………………………………………. 55
Сулейменов М. Г., Илюшин А. М. Защитное вооружение средневекового населения
кузнецкой котловины (по материалам раскопок курганов)……………... 62
Коргожа Н. С. Структурная перестройка сети культурно-просветительных
учреждений в 60–70-х годах XX века……………………………………………. 68
Петрова С. И. Мировоззренческие основания потребностей: от античности
до позднего средневековья………………………………………………………...74
Философско-социологические проблемы культуры
Гук А. А. Коммуникация как структурно-понятийное явление………………… 93
Петров Л. И. Проблема потребностей в философской теории………………… 102
Шимчук Т. А. Христианская социология и ее значение в исследовании проблем
современной церкви……………………………………………………….... 111
Художественная культура: современность и традиции
Ткаченко А. В. Дуальность картины мира в произведениях скульптора
А. П. Хмелевского………………………………………………………………….121
Сокол О. В. Музыкальные символы России……………………………………... 128
Светлакова Е. Ю. Культурно-историческая детерминация отечественного
документального кино: гендерные стереотипы…………………………………. 136
Курбатова Н. В. Музыкальный фольклор в обрядовом действии……………... 141
Хилько Н. Ф. Сравнительный анализ изобразительного языка документального
кино и телевидения в тематике социального признания таланта……………146
Курбатов В. П. Изобразительно-выразительные средства как знаковые
системы: Мистерия. Праздник. Обряд…………………………………………… 154
Наши авторы……………………………………………………………………... 165
167
Стр.167