16+
ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 4, 2020
Nauka i Shkola
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Журнал является рецензируемым изданием
Издается с 1996 г. Выходит 6 раз в год
Учредитель и издатель:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Московский педагогический государственный университет»
Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий
Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
Журнал зарегистрирован в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу «Пресса России» – 85008.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446.
Тел.: + 7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2020
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает с позицией
редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность приводимой
информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна без письменного
разрешения редакции.
Стр.2
ISSN 1819-463X
Science and School
№ 4, 2020
All-RussiAn
scientific And PedAgogicAl JouRnAl
The Journal is a peer-reviewed scientific publication
The journal was founded in 1996. Comes out 6 times a year
The founder and the publisher:
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
“Moscow Pedagogical State University”
Journal is included by Higher Attestation Commission of RF in the List of leading
peer-reviewed scientific editions, published in the Russian Federation.
The Journal is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of February 01, 1996.
Subscription index in the United Catalogue «Pressa Rossii» – 85008.
Adress: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, 88, office 446.
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: nauka-i-shkola.ru
© MPGU, 2020
Editor’s views may differ from the authors’ opinions.
In case of partial or complete reproduction of the journal materials,
the reference to «Science and School» Journal is mandatory.
Стр.3
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ, доктор
географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А. Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., директор Института «Высшая школа образования» МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального образования
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Дин Дэкэ, заместитель председателя Ассоциации по науке и технике провинции
Шэньси, КНР, PhD
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор
биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, членкорреспондент
РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова,
доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Абашева Д. В., профессор Кафедры русской классической литературы Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Агеносов В. В., заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры истории
журналистики и литературы ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, академик РАЕН, Петровской
академии наук и искусств, доктор филологических наук, профессор
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО
МЦРКПО, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор
Арзамасцева И. Н., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Бондарев А. П., заведующий кафедрой отечественной и зарубежной литературы
переводческого факультета МГЛУ, доктор филологических наук, профессор
Готовцева А. Г., профессор факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ,
доктор филологических наук, доцент
Егупова М. В., профессор Кафедры теории и методики обучения математике и информатике
Института математики и информатики МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Наука и Школа / Science and School № 4’2020
3
Стр.4
Ильченко Н. М., заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии НГПУ
им. К. Минина, доктор филологических наук, профессор
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института
истории и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная
педагогика», кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры и
спорта МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Левушкина О. Н., профессор Кафедры методики преподавания русского языка МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Мескин В. А., профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического
факультета РУДН, доктор филологических наук, профессор
Никола М. И., заведующий Кафедрой всемирной литературы Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н. заведующий Кафедрой педагогики Института «Высшая школа образования»
МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Сибгатуллина А. Т., старший научный сотрудник Отдела литературы народов
Российской Федерации и СНГ ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, ведущий научный
сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН, доктор
филологических наук, профессор
Славина В. А., заведующий Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института
журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, доктор филологических наук,
профессор
Солдаткина Я. В., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Уваров А. Ю., и.о. заведующего отделом содержания образования и проектирования
образовательных процессов Федерального исследовательского центра «Информатика
и управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Урюпин И. С., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ, доктор
педагогических наук, профессор
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ,
кандидат педагогических наук, доцент
Черник В. Э., заведующий кафедрой педагогики Мурманского арктического
государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент
Состав редакции:
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Переводчик: М. А. Геворкова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
4
Наука и Школа / Science and School № 4’2020
Стр.5
Editorial Council:
Dronov V. P., Editor-in-Chief, First Vice-rector, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in-Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Ding Deke, Assistant Chairman, Science and Technology Association of Shaanxi
Province (China), PhD
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Goldberg E. A., Director, Luria Neuroscience Institute, PhD
Goncharov M. A., director of the Institute “Higher School of Education”, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD,
foreign member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development
of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy
of Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute of General
Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development
of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member
of Russian Academy of Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Editorial Board:
Abasheva D. V., Professor, Russian Classical Literature Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Agenosov V. V., Honored Scientist, Professor, History of Journalism and Literature
Department, A.S. Griboedov Institute of International Law and Economics, Academician,
Russian Academy of Natural Sciences, Peter’s Academy of Sciences and Arts, ScD in
Philology, Professor
Argunova M. V., Professor, Preschool and Primary Education Department, Moscow Center of
human resource evolution of education sphere, ScD in Education, PhD in Biology, Professor
Arzamastseva I. N., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Bondarev A. P., Chairperson, Domestic and Foreign Literature Department, Moscow State
Linguistic University, ScD in Philology, Professor
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education, Associate Professor
Chernik V. E., Chairperson, Pedagogics Department, Murmansk Arctic State University,
PhD in Education, Assiciate Professor
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Наука и Школа / Science and School № 4’2020
5
Стр.6
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Gotovtseva A. G., Professor, Journalism Faculty, Institute of Mass media, Russian State
University for the Humanities, ScD in Philology, Associate Professor
Ilchenko N. M., Chairperson, Russian and Foreign Philology Department, K. Minin Nizhny
Novgorod State Pedagogical University, ScD in Philology, Professor
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy, Professor
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History, Associate Professor
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Levushkina O. N., Professor, Russian Language Teaching Methods Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Meskin V. А., Professor, Russian and Foreign Literature Department, Philology Faculty,
Peoples’ Friendship University of Russia, ScD in Philology, Professor
Nicola M. I., Chairperson, World Literature Department, Institute of Philology, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education, Professor
Ryzhov A. N., Chairperson, Pedagogy Department, Institute “Higher School of Education”,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Sibgatullina A. T., Senior Researcher, Department of Literature of the Peoples of the
Russian Federation and the CIS, A. M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy
of Sciences, Leading Researcher, Department of Oriental History, Institute of Oriental
Studies, Russian Academy of Sciences, ScD in Philology, Professor
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Media Communications Department, Institute
of Journalism, Communication and Media Education, Moscow Pedagogical State University,
Doctor of Philology, Professor
Soldatkina Ya. V., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Uryupin I. S., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Sciences, ScD in Education, Professor
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute
of Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout: N. I. Lisova
Подписано в печать 31.08.2020.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз. Усл. печ. л. 15.
6
Наука и Школа / Science and School № 4’2020
Стр.7
Содержание
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной
комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в
список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным специальностям:
10.01.00 – Литературоведение: 10.01.01 Русская литература; 10.01.02 Литература народов
Российской Федерации; 10.01.03 Литература народов стран зарубежья; 10.01.10
Журналистика.
13.00.00 – Педагогические науки: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования);
13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия); 13.00.08 Теория и методика профессионального
образования.
Литературоведение (10.01.00)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ
Солдаткина Я. В. Мифологема воды в современном русском «романе
о взрослении» (А. Г. Архангельский «Бюро проверки», А. Н. Варламов
«Душа моя Павел», Е. Г. Водолазкин «Брисбен») ...............................11
Соколова Н. И. Античный поэт и философ в драматической поэме
М. Арнольда «Эмпедокл на Этне» ............................................18
Шишкова И. А. Три стихотворения, посвященные птицам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Соколова И. В. Американский рассказ ХХI века ...............................35
Педагогические науки (13.00.00)
75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Волков Д. В. Портретный рисунок Великой Отечественной войны.
Документально-художественные свидетельства очевидцев .......................43
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Мачехина О. Н. Реактивная модернизация национальной школы:
пандемия COVID-19 как вызов системе среднего образования ....................54
Феклистова С. Н. Педагогическая диагностика развития устной речи
учащихся с нарушением слуха на уровнях начального и основного
общего образования .......................................................61
Коростелева С. Г. Развитие педагогического мышления
в профессиональной подготовке будущего учителя .............................73
Безбородова Л. А., Земскова Л. В., Жук А. С. Жизнестойкость
как ресурс педагогической работы учителя в процессе реализации
инклюзивного образования ..................................................83
Мартыненко О. О., Соболева Е. В., Назаров М. С. Оценка кадровой
обеспеченности региональной системы общего образования (на примере
Приморского края) .........................................................89
Наука и Школа / Science and School № 4’2020
7
Стр.8
Содержание
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Короткова М. В. Культура участия и партиципаторные стратегии
в музейной педагогике .....................................................97
Толмачева Е. Ю. Конструктивность как качество учебного диалога
на занятиях РКИ в студенческой аудитории ...................................103
Калинина Э. С. «Свободное чтение»: содержание понятия
и его толкование в научной литературе ......................................109
Бочкарева Т. А. К вопросу о диагностических методиках в логопедии ............117
Новицкая И. В. Особенности профессионального тезауруса и проблемы
перевода научных текстов в логопедии .......................................125
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Глотова М. Ю., Самохвалова Е. А. Интегрированный урок информатики
и экономики .............................................................134
Конева Н. Н., Жигульская Д. А. YouTube как средство развития
аудитивных навыков при изучении русского языка делового общения
в китайской аудитории .....................................................144
Москвин К. М. Роль смешанного обучения в процессе профилизации
системы среднего общего образования ......................................152
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Михайлов Е. А., Широков Е. В. Исследовательские работы школьников,
связанные с применением компьютерного моделирования в задачах
ядерной физики ..........................................................160
Левен О. Л. Методические основы обучения дизайнеров специальному
рисунку .................................................................170
Панченко Д. В. Развитие визуальной грамотности как инновационное
средство обучения будущих врачей в зарубежных медицинских вузах ............181
Каткова И. А. Особенности проектной деятельности школьников
с тяжелыми и множественными нарушениями .................................191
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Дивногорцева С. Ю. Агиографическая литература как практическая
педагогика православной культуры ..........................................198
Лю Жун. Реформа учебного курса истории в средних школах Китая .............207
8
Наука и Школа / Science and School № 4’2020
Стр.9
Contents
Literary Studies (10.01.00)
LITERARY TEXT: LEARNING AND TEACHING
Soldatkina Ya. V. Mythologem of water in the contemporary Russian “coming
of age novel” (A. G. Arkhangelsky “Check office”, A. N. Varlamov “My soul
Paul”, E. G. Vodolazkin “Brisben”) ..............................................11
Sokolova N. I. The ancient poet and philosopher in M. Arnold’s dramatic
poem “Empedocles on Etna” ..................................................18
Shishkova I. A. Three poems dedicated to birds ..................................26
Sokolova I. V. American short story of the XXI Century ............................35
Pedagogics (13.00.00)
75th CELEBRATION OF THE GREAT VICTORY
Volkov D. V. Portrait drawing of the Great Patriotic War. Documentary
and artistic evidence of eyewitnesses ...........................................43
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Machekhina O. N. Rapid modernization of the national school: the COVID-19
pandemic as a challenge to the secondary education system ........................54
Feklistova S. N. Pedagogical diagnostics of the development of oral speech
of pupils with hearing impairment at the levels of primary and basic
general education ...........................................................61
Korosteleva S. G. Development of pedagogical thinking in the professional
training of a future teacher ....................................................73
Bezborodova L. A., Zemskova L. V., Zhuk A. S. Resilience as a resource
for pedagogical activity of a teacher in the process of implementing
inclusive education ..........................................................83
Martynenko O. O., Soboleva E. V., Nazarov M. S. Assessment of staff
resources of the regional system of general education (on the example
of Primorsky Krai) ...........................................................89
Наука и Школа / Science and School № 4’2020
9
Стр.10
Contents
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Korotkova M. V. The culture of participation and participatory strategies
in museum pedagogics ......................................................97
Tolmacheva Е. Yu. Constructiveness as a quality of academic dialogue
in Russian as a foreign language classes .......................................103
Kalinina E. S. „Free reading”: the content of the concept and its interpretation
in the scientific literature .....................................................109
Bochkareva T. A. On the issue of diagnostic techniques in speech therapy ...........117
Novitskaia I. V. Key features of professional thesaurus and problems
of translating scientific texts in speech therapy ...................................125
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Glotova M. Yu., Samokhvalova E. A. Integrated lesson of informatics
and economics ............................................................134
Koneva N. N., Zhigulskaia D. A. YouTube as a means of developing Chinese
students’ listening skills when learning Russian language for business
communication ............................................................144
Moskvin K. M. The role of blended learning in the process of profilization
of the system of secondary general education ...................................152
PEDAGOGICAL SEARCH
Mikhailov E. A., Shirokov E. V. Research work of schoolchildren related
to the use of computer modeling in problems of nuclear physics .....................160
Leven O. L. Methodical bases of teaching designers special drawing ................170
Panchenko D. V. Development of visual literacy as an innovative tool
for training future doctors in foreign medical universities ............................181
Katkova I. A. Features of project activity of schoolchildren with severe
and multiple disabilities .....................................................191
THE FLOOR IS GIVEN....
Divnogortseva S. Yu. Hagiographic literature as a practical pedagogy
of orthodox culture .........................................................198
Liu Rong. Reform of the history curriculum in China’s secondary schools .............207
10
Наука и Школа / Science and School № 4’2020
Стр.11