Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 523296)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Российское законодательство по инклюзивному образованию (180,00 руб.)

0   0
АвторыБогатая Ольга Фёдоровна, Павалаки Ирина Фёдоровна, Рассказова Наталья Петровна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц155
ID694819
АннотацияВ сборнике представлены нормативные документы международного уровня, регламентирующие организацию интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Предназначен студентам педагогических специальностей, специалистам (учителям, воспитателям, педагогам-дефектологам, учителям-логопедам, психологам), работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, а также их родителям.
ISBN978-5-93190-286-9
Российское законодательство по инклюзивному образованию [Электронный ресурс] : сборник норм.-правовых актов / О. Ф. Богатая, И. Ф. Павалаки, Н. П. Рассказова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2012 .— 155 с. — ISBN 978-5-93190-286-9 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/694819

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Российское_законодательство_по_инклюзивному_образованию.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ СБОРНИК Сургут 2012 1
Стр.1
ББК 74.202.42(2)к12я43 УДК 376.2(470+571)(094)(08) Р 76 Рецензент: Сургутского государственного педагогического университета Капустина Наталья Геннадьевна, кандидат психологических наук Российское законодательство по инклюзивному образоР 76 ванию : сборник нормативно-правовых актов / сост. : О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2012. – 154 с. ISBN 978-5-93190-286-9 В сборнике представлены нормативные документы российского уровня, регламентирующие организацию интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Предназначен студентам педагогических специальностей, специалистам (учителям, воспитателям, педагогам-дефектологам, учителям-логопедам, психологам), работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, а также их родителям. ББК 74.202.42(2)к12я43 УДК 376.2(470+571)(094)(08) ISBN 978-5-93190-286-9 2  Сургутский государственный педагогический университет, 2012
Стр.2
Введение Нормативно-правовую базу в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: международные, федеральные, правительственные, ведомственные и региональные. К международно-правовым документам, определяющим положение ребенка в современном мире, относится, прежде всего, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. «Конвенция ООН о правах ребенка», ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительная ныне на всей территории Российской Федерации как правопреемницы Советского Союза. Основным Федеральным законом, обеспечивающим развитие специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, служит закон РФ «Об образовании» (принят 25 октября 1991 г.). Закон содержит ряд статей (№ 3, 5, 12, 17, 50 и др.), закрепляющих право детей-инвалидов на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. За годы существования закона в его статьи 11 раз вносились различные дополнения и уточнения, что позволило в значительной мере обновить его с учетом меняющихся реалий. Среди ведомственных нормативных документов, обеспечивающих развитие образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России, следует выделить «Концепцию реформирования системы специального образования», принятую коллегией Министерства образования РФ 9 февраля 1999 г. Согласно Концепции образование учащихся-инвалидов должно предусматривать создание для них специальной коррекционноразвивающей среды, обеспечивающей воспитанникам адекватные условия и равные с «обычными» детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. 3
Стр.3
Вместе с тем в Концепции отмечается, что в Российской Федерации еще недостаточно развита система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям; общественным воспитанием охвачено чуть более половины всех детей от 1 года до 6 лет, остальные воспитываются в семье; отсутствуют единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям, консультирование семей; не разработан государственный стандарт дошкольного образования детей, имеющих отклонения в развитии. В этом контексте в Концепции определяются наиболее значимые направления совершенствования системы специального образования, а именно:  структурная перестройка;  содержание и оценка качества образования, образовательные технологии;  научно-исследовательская и инновационная деятельность;  обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогических кадров для системы специального образования. Важной составляющей нормативно-правовой базы специального образования являются федеральные правительственные документы, определяющие общеобразовательную и профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее значимо в этом плане постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». В соответствии с ним созданы и функционируют коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения, коррекционные учреждения начального профессионального образования. Типовое положение распространяется на специальные (коррекционные) образовательные учреждения различных видов: для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых детей. Оно регулирует деятельность всех государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, создавая благоприятные условия обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество. 4
Стр.4
Ведущую роль в решении вопросов, касающихся своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания, играют психолого-медико-педагогические комиссии. Законодательную основу их деятельности составляют статья 50 Закона РФ «Об образовании», статья 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПМПк)». В письме Минобрнауки «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» предлагаются разные модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, представлены рекомендации по созданию условий для их обучения и воспитания. В Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями предложены современные подходы к удовлетворению как общих, так и особых образовательных потребностей данной категории детей, созданию условий для получения детьми образования независимо от места проживания, вида образовательного учреждения, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению «цензового» или «нецензового» образования. Таким образом, образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России в настоящее время опирается на многоуровневую нормативно-правовую базу в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В данном сборнике представлены статьи Конституции РФ, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие права детей на образование; проект Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»; изменения и дополнения по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, предложенные в проект нового Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспи5
Стр.5
танников с ограниченными возможностями здоровья; Положение о психолого-медико-педагогической комиссии; Положение о психологомедико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПМПк); письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; проект Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями. Сборник предназначен студентам педагогических специальностей, практическим специалистам (учителям, воспитателям, педагогам-дефектологам, учителям-логопедам, психологам), работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, а также их родителям. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически