Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Коррекционно-развивающее обучение на уроках русского языка и литературы (5-9 классы VII вида) (220,00 руб.)

0   0
АвторыПавалаки Ирина Фёдоровна, Полиенко Наталья Николаевна, Рассказова Наталья Петровна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц138
ID694776
Аннотация В учебно-методическом пособии систематизирован материал по организации обучения школьников с задержкой психического развития в 5–9 классах на уроках русского языка и литературы. Авторами представлена психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, раскрыта специфика изучения и закрепления нового материала, представлены виды грамматических и орфографических упражнений. Представлены вариативные программы по русскому языку и литературе по организации обучения школьников с задержкой психического развития. Данное пособие может быть рекомендовано учителям-дефектологам, учителям-логопедам, учителям русского языка и литературы, работающим с детьми с задержкой психического развития в специальных классах и в условиях интегрированного обучения, а также студентам специальности 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология, 050714.65 Олигофренопедагогика.
Коррекционно-развивающее обучение на уроках русского языка и литературы (5-9 классы VII вида) : учеб.-метод. пособие / И. Ф. Павалаки, Н. Н. Полиенко, Н. П. Рассказова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2010 .— 138 с. — URL: https://rucont.ru/efd/694776 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Коррекционно-развивающее_обучение_на_уроках_русского_языка_и_литературы_(5-9_классы_VII_вида).pdf
И.Ф. Павалаки Н.Н. Полиенко Н.П. Рассказова КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (5–9 КЛАССЫ VII ВИДА) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Сургут 2010
Стр.1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» И.Ф. Павалаки, Н.Н. Полиенко, Н.П. Рассказова КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (5–9 КЛАССЫ VII ВИДА) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Сургут 2010  1 
Стр.2
ББК 74.39+74.368.1Рус+74.368.3 П 12 редакционно-издательского совета СурГПУ Печатается по решению Рецензенты: А.Н. Богданов, доктор медицинских наук, профессор Сургутский государственный педагогический университет Р.И. Капустина, кандидат педагогических наук, профессор Шадринский государственный педагогический институт И.Ф. Павалаки, Н.Н. Полиенко, Н.П. Рассказова П 12 Коррекционно-развивающее обучение на уроках русского языка и литературы (5–9 классы VII вида) : учебно-методическое пособие. – Сургут : РИО СурГПУ, 2010. – 135 с. В учебно-методическом пособии систематизирован материал по организации обучения школьников с задержкой психического развития в 5–9 классах на уроках русского языка и литературы. Авторами представлена психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, раскрыта специфика изучения и закрепления нового материала, представлены виды грамматических и орфографических упражнений. Представлены вариативные программы по русскому языку и литературе по организации обучения школьников с задержкой психического развития. Данное пособие может быть рекомендовано учителям-дефектологам, учителямлогопедам, учителям русского языка и литературы, работающим с детьми с задержкой психического развития в специальных классах и в условиях интегрированного обучения, а также студентам специальности 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология, 050714.65 Олигофренопедагогика. ББК 74.39+74.368.1Рус+74.368.3  Сургутский государственный педагогический университет, 2010  2 
Стр.3
СОД Е Р ЖАН И Е Введение ......................................................................................................................................... 4 Раздел 1 Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР 1.1. Проблемы школьной неуспеваемости ................................................................................. 8 1.2. Классификации задержки психического развития и перспективы обучения .............................. 11 1.3. Особенности познавательной сферы школьников с ЗПР ........................................................ 17 1.4. Личностные особенности школьников с ЗПР ....................................................................... 23 1.5. Особенности личности подростков с ЗПР ........................................................................... 26 Раздел 2 Методические аспекты коррекционно-развивающей работы на уроках русского языка и литературы в 5–9 специальных (коррекционных) классах VII вида Глава 1. Специфика коррекционно-развивающей работы на уроках русского языка в 5–9 специальных (коррекционных) классах VII вида ............................................................... 32 1.1. Специфика изучения и закрепления нового материала на уроках русского языка в 5–9 специальных (коррекционных) классах VII вида .......................................................... 32 1.2. Принципы организации словарной работы на уроках русского языка в 5–9 специальных (коррекционных) классах VII вида .......................................................... 41 1.3. Виды грамматических и орфографических упражнений на уроках русского языка в 5–9 специальных (коррекционных) классах VII вида .......................................................... 43 1.4. Ребусы в работе учителя русского языка с учащимися 5–9 специальных (коррекционных) классов VII вида .......................................... 44 1.5. Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка в 5–9 специальных (коррекционных) классах VII вида .......................................................... 46 1.6. Система контроля знаний в классах выравнивания ............................................................... 48 Глава 2. Специфика коррекционно-развивающей работы на уроках литературы в 5–9 специальных (коррекционных) классах VII вида ............................................................... 51 2.1. Выработка навыков чтения на уроках литературы в 5–9 специальных (коррекционных) классах VII вида .......................................................... 51 2.1.1. Правильность чтения ............................................................................................... 51 2.1.2. Беглость чтения ...................................................................................................... 52 2.1.3. Выразительность чтения .......................................................................................... 54 2.1.4. Осознанность чтения ............................................................................................... 54 2.2. Работа над выразительностью устной речи на уроках литературы в 5–9 специальных (коррекционных) классах VII вида .......................................................... 57  3 
Стр.4
Раздел 3 Вариативные программы обучения по русскому языку и литературе для учащихся 5–9 классов с задержкой психического развития Глава 1. Программа по русскому языку для учащихся 5–9 специальных (коррекционных) классов VII вида ............................................. 60 Пояснительная записка ........................................................................................................... 60 5 класс ................................................................................................................................. 62 6 класс ................................................................................................................................. 64 7 класс ................................................................................................................................. 66 8 класс ................................................................................................................................. 68 9 класс ................................................................................................................................. 70 Тематическое планирование .................................................................................................... 71 Глава 2. Программа по литературе для учащихся 5–9 специальных (коррекционных) классов VII вида ............................................. 73 Пояснительная записка ........................................................................................................... 73 5 класс ................................................................................................................................. 75 6 класс ................................................................................................................................. 78 7 класс ................................................................................................................................. 80 8 класс ................................................................................................................................. 82 9 класс ................................................................................................................................. 84 Тематическое планирование .................................................................................................... 87 Заключение ......................................................................................................................... 93 Список литературы .............................................................................................................. 94 Приложения ........................................................................................................................ 99 Приложение 1. Уроки русского языка в 5–9 классах VII вида ........................................................ 100 Приложение 2. Уроки литературы в 5–9 классах VII вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118  4 
Стр.5
Введение Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебновоспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с появлением альтернативных учебных заведений и введением государственных стандартов на все виды образования. В результате объективно существующего положительного фактора – увеличения количества гимназий, лицеев – наиболее способные школьники переходят в эти учебные заведения. В то же время увеличивается количество детей с трудностями в обучении в массовой школе, вследствие чего, как указывает С.Г. Шевченко, она превратилась в полифункциональную: обучающую, воспитывающую, развивающую (традиционные функции) и в психокоррекционную, оздоровительную (новые функции) [46]. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Практика показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению школьных кабинетов современными техническими средствами, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Оценка качества знаний показывает, что до 30% учащихся средней школы не умеют читать и более 60% практически неграмотны [48]. Что же мешает некоторым детям благополучно адаптироваться в школьной среде, освоить программные требования? Какие причины могут вызвать нестандартное поведение, неуспехи в учебе? Можно ли помочь такому ребенку преодолеть имеющиеся трудности, создать ситуацию успеха? С одной стороны, необходима большая работа над содержанием учебных программ, обязательного образовательного стандарта, вариативных форм обучения. С другой стороны, для того, чтобы найти подход к такому ребенку, очень важно понимать причины его школьной неуспеваемости, особенности нарушений учебной деятельности и поведения. Как показывают исследования, среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, нарушениями поведения, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями, причинами которых могут быть остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции. Особую категорию учеников представляют дети с временной задержкой психического развития (ЗПР), которые составляют примерно 50% неуспевающих школьников [13]. В настоящее время по отношению к обучению детей, имеющих серьёзные проблемы в обучении, применяется на равных правах ряд терминов: компенсирующее, коррекционно-развивающее, интегрированное, «инклюзивное» обучение. Долгое время система образования в России складывалась всего лишь из двух подсистем – общего и специального образования. Одна – для здоровых, другая – для детей, имеющих явные отклонения физического и психического развития. Демократические реформы в стране позволили заговорить о переходе от единообразной школы к личностно ориентированному образованию, разнообразию типов учебных заведений. Появилась стратегия вариативного обучения, разработанная в соответствии с Законом «Об образовании». Вариативное образование открыло возможности для создания разнообразных учебных заведений как для способных и одарённых учеников (лицеи, гимназии), так и для тех, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении и развитии (реабилитационные школы, центры социальнопедагогической адаптации, специализированные интернаты). Активно развивалась система помощи детям с ЗПР школьного возраста. В психолого-педагогических исследованиях были изучены психологические особенности детей, особенности формирования у них различных представлений, знаний и навыков (Н.А. Никашина, 1965, 1972, 1977; В.И. Лубовский, 1972, 1978, 1989; Н.А. Цыпина, 1974, 1994; У.В. Ульенкова, 1990, 1994). В 1981 г. в структуру специального образования был введен новый тип учреждения – школы и классы для детей с ЗПР. В начале 90-х годов, благодаря временному положению о государственных учебных заведениях, в России количество коррекционных классов увеличилось. В 1993 г. Институтом коррекционной педагогики была разработана единая концепция, которая получила название «Концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы» [46]. В концепции реализуются следующие основные положения:  комплексность в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определение комплекса мер, лечебных, профилактических, коррекционных и развивающих, способствующих преодолению компенсации недостатков;  вариативность учебных планов, образовательных и коррекционных программ, в том числе разноуровневых по содержанию и срокам обучения;  своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития «предвестников» школьных трудностей; организация коррекционно-развивающего воспитания и обучения в дошкольных учреждениях;  активная интеграция учащихся в общеобразовательные классы массового типа из коррекционноразвивающих дошкольных групп или классов после одного–двух лет обучения, а также по окончании начальной ступени обучения;  максимальная социально-трудовая адаптация учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в подростковом возрасте к современным социальным условиям.  5 
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ