Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 524507)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Современный англоязычный академический дискурс: генезис и жанровая специфика (248,00 руб.)

0   0
Первый авторСухомлинова Марина Анатольевна
АвторыЮжный федеральный ун-т
ИздательствоРостов н/Д.: Изд-во ЮФУ
Страниц210
ID692435
АннотацияВ монографии рассматриваются особенности формирования и функционирования академического дискурса в современном английском языке. Автор анализирует существующие трактовки понятий «дискурс» и, в частности, «академический дискурс», а также описывает новейшие достижения в сфере дискурсологии. В работе разграничиваются понятия «дискурс» и «текст», «функциональный стиль» и «жанр». Затрагивается вопрос о семиотической природе академического дискурса. Определённое внимание автор уделяет историко-социальной периодизации исследуемого дискурса и влиянию на современное состояние дискурса классических (мёртвых) и современных языков.
Кому рекомендованоОсновные положения и результаты исследования могут быть использованы в теоретических и практических курсах по обучению устной и письменной академической коммуникации на английском языке, в курсах по лингвостилистике и культуре речи, а также при подготовке преподавателей-исследователей по магистерским и аспирантским направлениям. Настоящее издание предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей университетов, а также всех, кто интересуется проблемами академического дискурса, его структурой, динамикой и новейшими направлениями развития.
ISBN978-5-9275-2622-2
УДК811.111’42
ББК81.2Англ
Сухомлинова, М.А. Современный англоязычный академический дискурс: генезис и жанровая специфика [Электронный ресурс] : монография / Южный федеральный ун-т, М.А. Сухомлинова .— Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2018 .— 210 с. — Библиогр.: с. 189-206 .— ISBN 978-5-9275-2622-2 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/692435

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современный_англоязычный_академический_дискурс_генезис_и_жанровая_специфика..pdf
УДК 811.111’42 ББК 81.2 С91 Печатается по решению ученого совета Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета (протокол № 8 от 26 июня 2017 г.) Научный редактор: доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой английской филологии Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ С. Г. Николаев Рецензенты: доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков Академии строительства и архитектуры ДГТУ Н. М. Локтионова; доктор филологических наук, профессор кафедры теории языка и русского языка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ И. А. Кудряшов Сухомлинова, М. А. С91 Современный англоязычный академический дискурс: генезис и жанровая специфика : монография / М. А. Сухомлинова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. – 208. ISBN 978-5-9275-2622-2 В монографии рассматриваются особенности формирования и функционирования академического дискурса в современном английском языке. Автор анализирует существующие трактовки понятий «дискурс» и, в частности, «академический дискурс», а также описывает новейшие достижения в сфере дискурсологии. В работе разграничиваются понятия «дискурс» и «текст», «функциональный стиль» и «жанр». Затрагивается вопрос о семиотической природе академического дискурса. Определённое внимание автор уделяет историко-социальной периодизации исследуемого дискурса и влиянию на современное состояние дискурса классических (мёртвых) и современных языков. Основные положения и результаты исследования могут быть использованы в теоретических и практических курсах по обучению устной и письменной академической коммуникации на английском языке, в курсах по лингвостилистике и культуре речи, а также при подготовке преподавателей-исследователей по магистерским и аспирантским направлениям. Настоящее издание предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей университетов, а также всех, кто интересуется проблемами академического дискурса, его структурой, динамикой и новейшими направлениями развития. ISBN 978-5-9275-2622-2 УДК 811.111’42 ББК 81.2 © Южный федеральный университет, 2018 © Сухомлинова М. А., 2018 © Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2018
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ С. Г. Николаев. АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ОБЪЕКТ И ДИСКУРСИВНЫЕ ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ....................................................................... 5 ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................................10 ГЛАВА 1. АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОСЕМИОТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ..................................................................14 1.1. Понятие дискурса в современной лингвистике .................................................14 1.1.1. Новые и новейшие направления развития теории дискурса (конец XX– начало XXI вв.) ..............................................................................................................14 1.1.2. Определение понятия «дискурс» в лингвистике............................................21 1.1.3. Существующие категоризации дискурсивных разновидностей ...................35 1.2. Разграничение понятий «дискурс» и «текст», «функциональный стиль» и «жанр» ..........................................................................................................................48 1.2.1. Дихотомия «дискурс» и «текст» в теории дискурса.......................................48 1.2.2. Дихотомия «функциональный стиль» и «жанр» в теории дискурса ...........60 1.3. Определение границ академического дискурса как вида институционального общения ........................................................................................................................72 1.3.1. Основные подходы к определению академического институционального дискурса ........................................................................................................................72 1.3.2. Признаки и критерии академического институционального дискурса .......81 1.4. Знаковая природа академического дискурса ....................................................90 ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО АНГЛОЯЗЫЧНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА .................................................................................................................. 102 2.1. Генезис англоязычного академического дискурса ........................................ 102 2.1.1. Историко-социальная периодизация англоязычного академического дискурса ..................................................................................................................... 102 2.1.2. Роль классических мёртвых языков в формировании англоязычного академического дискурса ........................................................................................ 108 2.1.3. Роль современных европейских языков в формировании англоязычного академического дискурса ........................................................................................ 115 2.2. Современный англоязычный академический дискурс как система коммуникативных жанров ....................................................................................... 127 2.2.1. К системной характеристике понятия «подъязык» в аспекте теории дискурса ..................................................................................................................... 127 2.2.2. Коммуникативный жанр как феномен дискурсивной лингвистики .......... 133 2.2.3. Иерархия жанров, конституирующих современный англоязычный академический дискурс ........................................................................................... 141 3
Стр.4
2.3. Эволюция англоязычного академического дискурса ..................................... 160 2.3.1. Становление образовательного процесса в западноевропейском университете .............................................................................................................. 160 2.3.2. Жанровая определённость в аспекте исторического развития (на примере академического жанра лекции как базового устного жанра) .............................. 167 2.3.3. Жанровая определённость в аспекте исторического развития (на примере академического жанра эссе как базового письменного жанра) ......................... 173 2.3.4. Жанровая определённость в аспекте исторического развития (на примере новейших обучающих академических жанров tutorial и small group discussion) 179 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................................. 183 ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................................... 189 ПРИЛОЖЕНИЕ ............................................................................................................ 207 4
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически