Серия «Инновационные социальные практики»
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Под редакцией
профессора Е. И. Холостовой,
профессора Г. И. Климантовой
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»
2016
Москва
822
Стр.1
УДК 36
ББК 65.27
Э68
Редакционный совет:
Г. Н. Карелова — заместитель председателя Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, д. соц. н., председатель редакционного совета;
М. Б. Терентьев — депутат Государственной Думы Российской Федерации, председатель
Всероссийского общества инвалидов; В. А. Петросян — министр Правительства
Москвы, руководитель Департамента социальной защиты населения г. Москвы,
д. соц. н.; В. И. Селиванов — исполнительный вице-президент, генеральный директор
Международной ассамблеи столиц и крупных городов; М. В. Гордеева — председатель
правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации; Ю. Н. Мищеряков — председатель экспертного совета Международной
ассамблеи столиц и крупных городов.
Редакционная коллегия ГАУ ИДПО ДСЗН города Москвы:
И. В. Мкртумова — д. соц. н., профессор, заместитель директора по научноаналитической
работе; А. К. Быков — д. пед. н., професс ор кафедры психологии и
педагогики; О. Г. Прохорова — д. пед. н., профессор, заведующая кафедрой социального
управления и экономики; М. Н. Костина — главный специалист научноэкспериментальной
лаборатории инновационных проектов.
Э68
Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов
в Российской Федерации / Под ред. проф. Е. И. Холостовой,
проф. Г. И. Климантовой. — М.: Издательскоторговая
корпорация «Дашков и К°», 2016. — 824 с.
ISBN 978-5-394-02553-2
Настоящее издание подготовлено Институтом дополнительного
профессионального образования работников социальной сферы
Департамента социальной защиты населения г. Москвы. Оно
содержит уникальную информацию о современных социальных
практиках и технологиях социальной поддержки инвалидов, детейинвалидов,
членов их семей, реализуемых в государственных организациях
социального обслуживания населения Российской Федерации,
а также в некоммерческих организациях.
В энциклопедии также представлены практики, поддержанные
грантами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, Национального фонда защиты детей от жестокого
обращения, а также опубликованные в журналах «Социальное
обслуживание», «Работник социальной службы» в 2013–2014 гг.
В отдельный раздел выделены инновационные социальные практики,
реализуемые в государственных организациях социального
обслуживания населения г. Москвы. В издание включен глоссарий
основных понятий и терминов по теме «Поддержка инвалидов
в Российской Федерации».
ISBN 978-5-394-02553-2 © Холостова Е. И., Климантова Г. И., 2015
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2015
823
Стр.2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИЕЙ ИНВАЛИДОВ . . . . . . 17
Мероприятия Правительства Москвы, направленные
на создание безбарьерной среды и социальную
интеграцию инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Реализация государственной программы
“Доступная среда” в Республике Татарстан . . . . . . . . . . . . . . 34
Система комплексного сопровождения лиц с тяжелыми
нарушениями развития в Псковской области . . . . . . . . . . . . . 40
Управление деятельностью школ реабилитации
и ухода в Самарской области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ,
РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ . . . 51
Социальные практики работы с детьми-инвалидами
и их семьями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Имущественная поддержка приемных семей,
принявших на воспитание детей-инвалидов . . . . . . . . . . . . . . 53
Деятельность общественного совета родителей,
воспитывающих детей-инвалидов и молодых
инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Инновационная технология “Интеграционный
консультант” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Социальная практика работы с семьями,
воспитывающими детей, в том числе имеющих
ограниченные возможности здоровья,
“Родительская приемная” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Преодоление социальной исключенности детей
и молодых инвалидов с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью в условиях Центра содействия
семейному воспитанию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Служба ранней помощи — основа профилактики
инвалидности детей младенческого и младшего
возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Комплексные реабилитационно-образовательные
центры — новые социальные учреждения
для детей-инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Социальная реабилитация инвалидов и членов их семей,
основанная на передовых отечественных и зарубежных
технологиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Мультипликация как средство реабилитации
детей-инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
3
Стр.3
Фотокросс — современная методика социальной
реабилитации детей-инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Консультативная помощь в выборе профессии
несовершеннолетним с ограничениями
жизнедеятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Психолого-социальная практика “Юный кинолог”. . . . . . . 116
Ранняя психолого-педагогическая помощь в центрах
социального обслуживания г. Москвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Междисциплинарное взаимодействие специалистов
в процессе психолого-педагогической реабилитации
детей-инвалидов со сложной структурой дефекта . . . . . . . 126
Лекотека — служба специальной педагогической
помощи детям с выраженными нарушениями
развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Оказание ранней помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья средствами
Монтессори-педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Информационно-коммуникативные технологии работы
с семьей, имеющей ребенка-инвалида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Технологический комплекс социально-психологического
сопровождения семьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
“Большое приключение” — большая лаборатория
воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Социально-педагогическая практика
“По пути с хаски” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Велоклуб “Ветерок” на базе отделения социальной
реабилитации детей-инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Опыт формирования полоролевой идентичности
подростков с умеренной умственной отсталостью . . . . . . . 168
Система альтернативной коммуникации в работе
с детьми-инвалидами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
“Школа “АБВГДейка” — форма социальнопедагогической
работы с умственно отсталыми
клиентами психоневрологического интерната . . . . . . . . . . . . 177
Социальные практики работы с молодыми инвалидами . . . 181
Профессиональная реабилитация, направленная
на включение инвалидов в трудовую деятельность . . . . . . 181
Практика работы с инвалидами в отделении дневного
пребывания стационарного учреждения социального
обслуживания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Площадка молодежной инициативы — практика
центра социального обслуживания “Ярославский”. . . . . . . 190
Интеграционные мастерские и техникум — два уровня
профессиональной реабилитации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
4
Стр.4
Социально-информационный проект
“Счастье доступно всем!” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Любимая комната молодых клиентов
психоневрологического интерната. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Игровые методы в социальной реабилитации
инвалидов, проживающих в психоневрологическом
интернате. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Преемственность в деятельности стационарных
учреждений для детей-инвалидов и взрослых
инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Арт-терапия в реабилитации клиентов со средней
и тяжелой степенью умственной отсталости. . . . . . . . . . . . . . 213
Социальные практики работы с различными категориями
инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Общественная инспекция по делам инвалидов
в городе Москве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Социальная реабилитация инвалидов средствами
физической культуры и спорта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Терапевтическая группа — эффективная форма
интеграции инвалидов в общество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Реабилитация инвалидов-колясочников выездной
бригадой специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Деятельность межрайонного отделения социальной
реабилитации инвалидов в Северо-Западном
административном округе города Москвы . . . . . . . . . . . . . . . . 237
Терренкур — лечение местностью и движением . . . . . . . . . 240
Отделение милосердия психоневрологического
интерната как площадка оказания паллиативной
помощи клиентам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Организация патронажной службы для оказания
социально-медицинских услуг на дому лицам
с психическими отклонениями здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Развитие творческих способностей детей
с ограниченными возможностями здоровья
посредством тестопластики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ,
РЕАЛИЗУЕМЫЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
Социальные практики работы с детьми-инвалидами
и их семьями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Инновационные направления реабилитационной
помощи детям с нарушениями в здоровье
(Республика Татарстан) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
5
Стр.5
Служба социального сопровождения семей,
воспитывающих детей-инвалидов
(город Череповец, Вологодская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Социальная реабилитация детей-инвалидов
(Астраханская область). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
Расширение социальных контактов как метод
реабилитации семьи, воспитывающей ребенка-инвалида
(город Ковров, Владимирская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
Реабилитация детей-инвалидов в условиях
стационарного учреждения
(город Волхов, Орловская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
Ранняя коррекционная помощь детям
с ограниченными возможностями здоровья
(Ставропольский край) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями: направления
деятельности
(Иркутская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Система работы с детьми в центре диагностики
и консультирования
(город Отрадный, Самарская область). . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
Формирование родительских компетенций
и мотивов сотрудничества у родителей воспитанников
детского дома-интерната
(Смоленская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
Социальная услуга кратковременного размещения
детей с особыми потребностями “Гостевая семья”
(город Мурманск) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
Социальная помощь семьям, воспитывающим детей
с наследственными заболеваниями
(Новосибирская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
Лечебно-педагогический подход в реабилитации детей
с детским церебральным параличом
(Воронежская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Социальное партнерство как фактор социализации
детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья
(город Челябинск) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
Подготовка умственно отсталых воспитанников детского
дома к самостоятельному проживанию
(Челябинская область)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
Использование элементов музыкальной терапии
в коррекционной работе с детьми, имеющими
ограниченные возможности
(Ставропольский край) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
6
Стр.6
Социально-психологический тренинг по формированию
гармоничных супружеских отношений у родителей,
воспитывающих детей-инвалидов
(Мурманская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
Общественные организации, социально-ориентированный
бизнес и социальная реабилитация детей-инвалидов
(Смоленская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Карта социальных потребностей
(город Саратов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
Организация ранней помощи детям-инвалидам
и детям с отклонениями в развитии
(город Санкт-Петербург) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
Игровая, музыкальная, театральная деятельность
в реабилитации детей-инвалидов
(город Южно-Сахалинск, Сахалинская область)
. . . . . . . 368
Техника “Пластилин на стекле”
(город Челябинск) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
Лечебная физическая культура в реабилитации детей
и подростков с ограниченными возможностями
(Республика Татарстан) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
Практика инклюзивного образования детей
с ограниченными возможностями здоровья
в детском доме-школе
(Челябинская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378
Творческое развитие “особого” ребенка
(Омская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383
Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями через формирование экологической
культуры
(Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) . . . . . . 388
Модель комплексного медико-психолого-педагогического
сопровождения развития детей раннего возраста
(Калужская область). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
Дифференцированный подход к матерям и отцам,
воспитывающим ребенка-инвалида
(Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) . . . . . . 401
Модель “удаленного” социального сопровождения
семей с детьми-инвалидами
(Красноярский край) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями посредством анималотерапии
на базе комплексного центра социального обслуживания
(Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) . . . . . . 415
Социальная реабилитация детей-инвалидов
по путевочному принципу в ресурсных учреждениях
7
Стр.7
социального обслуживания
(Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) . . . . . . 421
Паллиативная помощь детям
с угрожающими жизни заболеваниями
(Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) . . . . . . 431
Современные технологии психолого-педагогического
сопровождения детей-инвалидов и их семей
(Астраханская область). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438
Су-Джок терапия в логопедической работе с детьми
с ограниченными возможностями
(город Лангепас,
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) . . . . . . . 441
Пальчиковый театр в работе логопеда
(Омская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 447
Воскресная школа для детей-инвалидов и их
родителей на базе реабилитационного центра
(Воронежская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
Отделение дневного пребывания детей-инвалидов,
воспитывающихся в семьях
(Иркутская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455
Формирование и поддержка позитивного настроя
родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья
(Калужская область). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458
Домашнее визитирование семей, имеющих детей
с ограниченными возможностями здоровья
(Республика Татарстан) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 470
Роль интерактивного оборудования в работе с детьми,
имеющими множественные нарушения развития
(Забайкальский край) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 473
Развитие глубоко умственно отсталых детей
на занятиях компьютерного кружка “Мудрая сова”
(город Челябинск) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478
Социальные практики работы с молодыми инвалидами . . . 485
Социализация молодых инвалидов с нарушением
умственного развития путем постоянного проживания
в квартирах социального назначения
(город Санкт-Петербург) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
Производственно-интеграционные мастерские
для инвалидов
(Псковская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 490
Организация клуба знакомств для молодых инвалидов
(Свердловская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499
Деятельность отделения дневного пребывания молодых
инвалидов в центре социального обслуживания
(город Кировск, Мурманская область). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503
8
Стр.8
Клуб для молодых инвалидов “Шаг к здоровью”
(Омская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507
Техникум-интернат:
получение профессии и помощь в трудоустройстве
(Пензенская область). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 510
Производственный труд в психоневрологическом
интернате
(Владимирская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 514
Реабилитация инвалидов посредством физической
культуры и спорта в условиях реабилитационного центра
(Краснодарский край) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 516
Социальная гостиница
(Калужская область). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523
Реабилитационные услуги для инвалидов старше
18 лет с умственной отсталостью
(Калужская область). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525
Социальные практики работы с различными категориями
инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 527
Милиотерапия в условиях психоневрологического
интерната
(Республика Марий-Эл) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 527
Деятельность службы “Социальное такси”
(город Челябинск) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 530
Межведомственный координационный совет
по доступности городской среды и социальным
вопросам инвалидов
(город Челябинск) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 535
Рисование песком как эффективный метод
реабилитации
(Самарская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 538
Трудотерапия как метод социальной реабилитации
(город Копейск, Челябинская область). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 544
Адаптивная физическая культура как метод
реабилитации инвалидов
(Челябинская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 546
Инновационные подходы в деятельности
психоневрологического дома-интерната
(город Тюмень) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547
Музей в психоневрологическом интернате
(Красноярский край) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 552
Зеркалотерапия в реабилитационной работе
(Самарская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 554
Методы когнитивно-поведенческой психотерапии
в процессе реабилитации
(Самарская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 557
9
Стр.9
Служба сопровождения инвалидов
и семей с детьми-инвалидами
(Забайкальский край) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 565
Социальные практики, реализуемые Фондом поддержки
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. . . . . . . . 568
Подготовка к самостоятельной жизни детей-инвалидов
и детей с ограниченными возможностями здоровья. . . . . . 568
Активная поддержка родителей детей-инвалидов
и детей с ограниченными возможностями здоровья. . . . . . 577
Преодоление социальной исключенности
детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья, а также семей,
их воспитывающих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 590
Ранняя помощь семьям, имеющим детей от 0 до 3 лет
с ограниченными возможностями здоровья. . . . . . . . . . . . . . . 596
Социальное сопровождение семей, имеющих
детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 609
Практики городов — членов Международной
ассамблеи столиц и крупных городов по теме
“Люди с ограниченными возможностями”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 628
Создание условий для социальной реабилитации
и интеграции в общество детей-инвалидов
средствами культуры, искусства
(город Ижевск) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 628
Строительство социальных объектов, адаптированных
к использованию людьми с ограниченными
возможностями здоровья
(город Липецк) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 635
Оказание услуг дополнительного образования
детям-инвалидам детской художественной школой
(город Магадан) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 638
Социальная практика “Дарим добро”
(город Пенза) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 643
Группа выходного дня “Школа здоровья”
(город Пенза) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 646
Доступность городского транспорта
для людей с ограниченными возможностями
(город Пенза) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 648
Доступность городского транспорта для людей
с ограниченными возможностями
(город Пермь) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 649
“Самара — детям: мы разные — мы равные”
(город Самара) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 650
10
Стр.10
Реализация муниципальной целевой программы
“Реабилитация людей с ограниченными возможностями
в городе Ставрополе”
(город Ставрополь)
Служба “Социальный сервис”
(город Ставрополь)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 653
Социализация личности школьника с патологией зрения
в условиях современной общеобразовательной школы
(город Ставрополь)
Практика психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения детей
с ограниченными возможностями здоровья
в условиях муниципального дошкольного
образовательного учреждения
(город Ставрополь)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 655
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 658
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 659
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ,
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 663
Социальные практики работы с детьми-инвалидами
и их семьями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 665
Организация психолого-педагогического
сопровождения детей в возрасте до четырех лет
с ограниченными возможностями здоровья
(служба ранней помощи)
(Национальный фонд защиты детей от жестокого
обращения, города Хабаровск, Москва,
Санкт-Петербург, Новгородская область) . . . . . . . . . . . . . . 665
Организация реабилитационного сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья
в семье (нормализация жизни)
(Национальный фонд защиты детей от жестокого
обращения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 668
Организация группы поддержки для родителей,
имеющих детей с ограниченными возможностями
здоровья
(Национальный фонд защиты детей от жестокого
обращения, города Москва, Санкт-Петербург) . . . . . . . . . 672
Социально-психологическое сопровождение семей,
в которых воспитываются ВИЧ-инфицированные дети
(Национальный фонд защиты детей от жестокого
обращения, город Санкт-Петербург) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 680
Семейно-центрированная модель ранней помощи
детям с синдромом Дауна
(город Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 685
11
Стр.11
“Диалог с родителями” — площадка для открытого
общения
(город Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 693
Мастерская социальной творческой инклюзии
детей-инвалидов
(город Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 700
Летние интеграционные лагеря для детей-инвалидов
(город Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 704
Обитель милосердия
(город Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 706
Социальная практика “Шаг навстречу”
(город Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 709
Социальная практика “Больничная клоунада”
(город Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 712
Социальная услуга “Бабушка на час”
(Республика Бурятия)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 714
Служба личных помощников для семей,
воспитывающих инвалидов с детства
(город Санкт-Петербург) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 715
Временная занятость подростков с ограниченными
возможностями: опыт социального партнерства
(город Санкт-Петербург) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 718
Детский хоспис — паллиативная помощь детям
(город Санкт-Петербург) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 719
Кратковременное размещение детей с особыми
потребностями в профессиональных принимающих
семьях
(город Санкт-Петербург) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 722
Патронаж детей с ограниченными возможностями
“Вместе в жизнь”
(Республика Татарстан) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 724
Социальные практики работы с молодыми инвалидами. . . . 726
“Театр простодушных” — творческая мастерская
(город Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 726
Конкурсы красоты для девушек и женщин,
пользующихся инвалидными колясками
(город Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 728
Служба интеграционных консультантов
для инвалидов
(город Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 730
Улучшение качества жизни инвалидов:
практики РООИ “Перспектива”
(город Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 732
12
Стр.12
Сопровождаемая жизнь молодых людей
с особенностями развития
(город Санкт-Петербург) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 737
Социальные практики, направленные на организацию
достойной жизни молодых инвалидов
(Владимирская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 739
Социальная деревня для выпускников
дома-интерната
(Забайкальский край) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 743
Школа актива молодых инвалидов
(город Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 746
Социальные практики работы с различными
категориями инвалидов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 752
Социальное предпринимательство для инвалидов
(на примере создания в Москве сети студий
универсального дизайна)
(город Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 752
Центр “Преодоление”: восстановительная медицина
(город Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 757
Современные высокотехнологичные методы
медицинской реабилитации центра “Огонек”
(Московская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 762
Сопровождаемое проживание инвалидов
(город Псков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 765
Социальные деревни для инвалидов с тяжелыми
психическими заболеваниями
(Иркутская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 767
Cоциальная, трудовая и психологическая реабилитация
людей с ограниченными возможностями
(Тульская область) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 770
Участие общественного движения ближних помощников
в социальном обслуживании и перспективы его развития
(города Москва, Санкт-Петербург, Псков, Владимир,
Иркутская область и др.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 773
Программа “Реабилитация людей с умственными
и физическими ограничениями силами местного
сообщества”
(Национальный фонд защиты детей от жестокого
обращения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 778
Источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .785
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .790
13
Стр.13