УДК 36
ББК 65.27
С69
Авторский коллектив:
Липский И. А. — доктор педагогических наук, профессор — гл. 1, 2, 3 , 5,
9, 22, 23; Сикорская Л. Е. — доктор педагогических наук, доцент — гл. 10, 11,
14; Прохорова О. Г. — доктор педагогических наук, профессор — гл. 8, 12;
Галасюк И. Н. — кандидат психологических наук, доцент — гл. 10, 20, 24, 25,
26; Лебедева Н. В. — кандидат психологических наук, доцент — гл. 13, 15, 18;
Шинина Т. В. — кандидат психологических наук, доцент — гл. 10, 20, 24, 25,
26; Колотий С. В. — кандидат педагогических наук — гл. 16, 17, 21; Шапош
никова Т. Д. — кандидат педагогических наук — гл. 4, 6, 7, 27, 28.
Рецензенты:
О. В. Краснова — доктор психологических наук, профессор;
А. А. Щегорцов — доктор социологических наук, профессор.
С69
Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / Под
ред. докт. пед. наук И. А. Липского, докт. пед. наук Л. Е. Сикор
ской. — 4е изд., стер. — М.: Издательскоторговая корпорация
«Дашков и Ко», 2022. — 278 с.
ISBN 9785394048920
Содержание учебника раскрывает сущность социальнопедаго
гической деятельности социальных работников в рамках следующих
разделов: теоретические основы социальной педагогики; педагогика
социального развития личности; педагогика социальной среды; соци
альнопедагогическое сопровождение жизнедеятельности людей в
трудной жизненной ситуации; социальнопедагогическая работа с за
висимостями; социальный работник: профессиональный портрет.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подго
товки «Социальная работа», слушателей системы повышения квалифи
кации и переподготовки кадров.
Подписано в печать 22.11.2021. Формат 60×84 1/16.
Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 17,5.
Тираж 50 экз.
Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°»
129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732
Тел.: 8 (495) 6681230, 8 (499) 1820158
Email: sales@dashkov.ru — отдел продаж;
office@dashkov.ru — офис; http://www.dashkov.ru
ISBN 9785394048920
© Коллектив авторов, 2012
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2012
Стр.2
Содержание
Раздел I. Теоретические основы социальной педагогики .............................. 6
Глава 1. Социальнопедагогический компонент социальной
работы ................................................................................................................................................. 6
Глава 2. Социальная педагогика как область практической
деятельности и научного знания. Объект, предмет, цели
и задачи .......................................................................................................................................... 16
Глава 3. Специфика социальнопедагогической деятельности
в системе социальных служб ....................................................................................... 24
Глава 4. Взаимодействие учреждений социальной защиты
населения с другими учреждениями в месте проживания
граждан ........................................................................................................................................... 37
Вопросы и задания для самоконтроля ...................................................................... 47
Рекомендованная литература ........................................................................................ 47
Раздел II. Педагогика социального развития человека................................ 48
Глава 5. Cоциализация человека: индивидуальноличностный
и социальнопедагогический подходы ................................................................. 48
Глава 6. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека
в социальной среде ............................................................................................................... 61
Глава 7. Социальные отклонения в развитии человека:
профилактика и преодоление ..................................................................................... 70
Вопросы и задания для самоконтроля ...................................................................... 76
Рекомендованная литература ........................................................................................ 76
Раздел III. Педагогика социальной среды ............................................................... 78
Глава 8. Социальнопедагогическая инфраструктура воспитания
детей и подростков ................................................................................................................ 78
Глава 9. Общественное движение социальных педагогов .......................... 89
Глава 10. Педагогический потенциал добровольческой
деятельности в системе социальных служб .................................................100
3
Стр.3