Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Основы научных исследований (200,00 руб.)

0   0
Первый авторШкляр М. Ф.
ИздательствоМ.: ИТК "Дашков и К"
Страниц208
ID689409
АннотацияВ учебном пособии описаны основные положения, связанные с организацией, постановкой и проведением научных исследований в форме, пригодной для любого направления подготовки. Подробно изложены методология научного исследования, методика работы с литературными источниками и практической информацией, особенности подготовки и оформления курсовых и выпускных квалификационных работ. Материал, содержащийся в пособии, может служить методическим и практическим руководством для выполнения научных работ.
Кому рекомендованоДля студентов бакалавриата и магистратуры, а также аспирантов, соискателей ученой степени и преподавателей.
ISBN978-5-394-04708-4
УДК001.8
ББК72
Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований : учеб. пособие / М.Ф. Шкляр .— 9-е изд. — Москва : ИТК "Дашков и К", 2022 .— 208 с. — (Учебные издания для бакалавров) .— ISBN 978-5-394-04708-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/689409 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основы_научных_исследований.pdf
УДК 001.8 ББК 72 Ш66 Автор: М. Ф. Шкляр — доктор экономических наук, профессор. Рецензент: А. В. Ткач — доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Ш66 Шкляр М. Ф. Основы научных исследований : учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. — 9-е изд. — Москва : Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2022. — 208 с. ISBN 978-5-394-04708-4 В учебном пособии описаны основные положения, связанные с организацией, постановкой и проведением научных исследований в форме, пригодной для любого направления подготовки. Подробно изложены методология научного исследования, методика работы с литературными источниками и практической информацией, особенности подготовки и оформления курсовых и выпускных квалификационных работ. Материал, содержащийся в пособии, может служить методическим и практическим руководством для выполнения научных работ. Для студентов бакалавриата и магистратуры, а также аспирантов, соискателей ученой степени и преподавателей. ISBN 978-5-394-04708-4 © Шкляр М. Ф., 2007 © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2015, с изменениями 209
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава 1. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 1.1. Понятие науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 1.2. Наука и философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.3. Современная наука. Основные концепции . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.4. Роль науки в современном обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . 23 2.1. Законодательная основа управления наукой . . . . . . . . . . . . . . 23 2.2. Научно-технический потенциал и его составляющие . . . . . 35 2.3. Подготовка научных и научно-педагогических работников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 2.4. Ученые степени и ученые звания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 2.5. Научная работа студентов и повышение качества подготовки специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Глава 3. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . 53 3.1. Науки и их классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 3.2. Научное исследование и его сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 3.3. Этапы проведения научно-исследовательских работ . . . . . 63 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 Глава 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 4.1. Методы и методология научного исследования . . . . . . . . . . . 66 4.2. Всеобщие и общенаучные методы научного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 4.3. Специальные методы научного исследования . . . . . . . . . . . . . 75 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 3
Стр.3
Глава 5. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 5.1. Планирование научного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 5.2. Прогнозирование в научном исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . 88 5.3. Выбор темы научного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 5.4. Технико-экономическое обоснование темы научного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Глава 6. ПОИСК, НАКОПЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 6.1. Умение читать книгу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 6.2. Поиск и сбор научной информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 6.3. Ведение рабочих записей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 6.4. Изучение научной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Глава 7. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАУЧНОЙ РАБОТЫ . . . 122 7.1. Особенности научной работы и этика научного труда . . . 122 7.2. Композиция научной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 7.3. Рубрикация научной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 Глава 8. НАПИСАНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 8.1. Особенности подготовки структурных частей научных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 8.2. Язык и стиль научной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 8.3. Оформление структурных частей научных работ . . . . . . . 151 8.4. Редактирование и “вылеживание” научной работы . . . . . 165 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 Глава 9. ЛИТЕРАТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА НАУЧНЫХ РАБОТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 9.1. Курсовые работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 9.2. Выпускная квалификационная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 9.3. Доклад, статья и выступление на научной конференции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 9.4. Особенности подготовки к защите научных работ . . . . . . . 191 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.