УДК 36
ББК 65.27
М54
Е. И. Комаров — доктор исторических наук, кандидат экономических
наук, профессор — введение, гл. 1, 2, 3, 4, 5, 7, заключение; И. П. Лотова —
доктор психологических наук, профессор — гл. 10; О. Г. Прохорова — доктор
педагогических наук, профессор — гл. 6; Е. М. Черняк — доктор философских
наук, профессор — гл. 9; В. А. Быков — кандидат технических наук, профессор
— гл. 2, 4; С. А. Анисимова — кандидат политических наук, доцент —
гл. 8; Н. Н. Стрельникова — кандидат педагогических наук, доцент — гл. 1;
Т. В. Шинина — кандидат психологических наук, доцент — гл. 12, 13; И. Ю. Рыжухина
— кандидат психологических наук, старший преподаватель — гл. 11;
А. А. Андрющенко — гл. 3; Г. В. Зайковская, М. А. Ильина — гл. 7, 9.
Рецензенты:
Авторский коллектив:
А. А. Шамов — кандидат экономических наук, профессор;
В. О. Евсеев — доктор экономических наук, доцент.
М54
Методологический инструментарий современного социального
управления: Учебно-практическое пособие / Под ред.
профессора Е. И. Комарова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательскоторговая
корпорация «Дашков и К°», 2022. — 314 с.
ISBN 978-5-394-04597-4
В учебно-практическом пособии представлен разнообразный методологический
материал, уникальность которого заключается в формуле
“Бери и Делай”, т. е. предельной доступности для практического
использования.
Для руководителей и специалистов социальной сферы, студентов
бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Социальная
работа».
Подписано в печать 25.09.2021. Формат 60×88 1/16.
Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 19,75.
Тираж 100 экз.
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»
129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732
Тел.: 8 (495) 668-12-30, 8 (499) 182-01-58
E-mail: sales@dashkov.ru — отдел продаж;
office@dashkov.ru — офис; http://www.dashkov.ru
ISBN 978-5-394-04597-4
© Авторский коллектив, 2012
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2012
317
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.1. Направления деятельности социального учреждения . . . . . . 10
1.2. Методологические принципы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.3. Система Кайдзен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
1.4. Метод “Пять S”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.5. Метод “Три М” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
1.6. CAF-модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
1.7. Кейс-метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Глава 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
2.1. Конкурентная среда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
2.2. Конкуренция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
2.3. Конкурентоспособность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
2.4. Методика оценки конкурентоспособности социального
учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
2.5. Социальный бенчмаркинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
2.6. Передовой опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
2.7. Стратегическая конкурентность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.8. Варианты методики оценки инноваций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ “СТАВРОПОЛЬСКИЙ
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ” . . . . . . 66
3
Стр.3
3.1. Принципы, составляющие и процессы СМК . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
3.2. Пошаговая методика повышения
эффективности работы социального учреждения
на основе внедрения СМК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
3.3. Руководство по качеству . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
3.4. Положение о контроле качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
3.5. СМК предоставляемых услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
3.6. Оценка эффективности внедрения СМК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
СОЦИАЛЬНОМ МАРКЕТИНГЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
4.1. Понятие “услуга” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
4.2. Дифференциация товаров и услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
4.3. Сегменты и сегментация социального рынка. . . . . . . . . . . . . . . . 110
4.4. Оценка предоставляемых услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
4.5. Методы маркетинговых исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
4.6. Матрица стратегий “социальные услуги — рынок” . . . . . . . . 118
4.7. Матрица BCG . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
4.8. Методика оценки организации маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Глава 5. КРЕАТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
5.1. Стратегическая информация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
5.2. Внутренняя и внешняя среда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
5.3. Концепция “7-S” (модель фирмы “МакКинзи”). . . . . . . . . . . . . 129
5.4. Ключевые умения при работе с информацией . . . . . . . . . . . . . . 132
5.5. Матричные методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
5.6. Многомерные оценочно-аналитические методы . . . . . . . . . . . . 137
5.7. SWOT-анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
5.8. Стратегическое мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
5.9. “Завихрения полноценности”
руководителей-стратегов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
5.10. Полезные мысли опытных стратегов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Глава 6. МЕТОДОЛОГИЯ СТРУКТУРИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ
СРЕДЫ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
6.1. Инфраструктурная инноватика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
4
Стр.4
6.2. Основные группы инфраструктурных элементов . . . . . . . . . . 152
6.3. Интегративные элементы инфраструктуры . . . . . . . . . . . . . . . . 154
6.4. Организационные элементы инфраструктуры . . . . . . . . . . . . . 159
6.5. Материально-технические элементы инфраструктуры . . . 163
6.6. Интерьерно-дизайнерские элементы инфраструктуры . . . 165
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Глава 7. СИСТЕМНО-ОЦЕНОЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ
ТРУДА В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
7.1. Особенности охраны труда в социальных учреждениях . . . 172
7.2. Политика в области охраны труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
7.3. Организация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
7.4. Планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
7.5. Система управления охраной труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
7.6. Оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
7.7. Система контроля безопасности труда “Элмери”. . . . . . . . . . . 184
7.8. Экспресс-методика оценки условий труда
в подразделении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
7.9. Школа безопасности для пожилых людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
7.10. Оценка эффективности системы управления охраной
труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Глава 8. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
8.1. Теоретические основы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
8.2. Мультипликатор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
8.3. Разработка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
8.4. Принятие и выполнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
8.5. Методы подготовки и принятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
8.6. Особенности разработки
в условиях неопределенности и риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
8.7. Контроль, качество и эффективность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Глава 9. ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
9.1. Базовые понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
9.2. Социальные группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
5
Стр.5
9.3. Этика и развитие общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
9.4. Человек и общество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
9.5. Социальные роли и статусы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
9.6. Личность и свобода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
9.7. Качества руководителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
9.8. Манипуляция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Глава 10. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
10.1. Функционально-ролевой анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
10.2. Личностно-деятельностный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
10.3. Субъектно-акмеологический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Глава 11. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ
ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
11.1. Исходные понятия и документы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
11.2. Составление штатного расписания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
11.3. Оклад, тарифная ставка, доплаты и надбавки. . . . . . . . . . . . . 274
11.4. Внесение изменений в штатное расписание . . . . . . . . . . . . . . . 277
11.5. Планирование потребности в персонале . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
Глава 12. МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЛИЯНИЯ . . . .282
12.1. Теоретические основы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
12.2. Метод психологического тренажера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
12.3. Эффективные техники межличностного влияния. . . . . . . . . 291
12.4. Коммуникативное развитие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
Глава 13. КОММУНИКАТИВНО-ЛАТЕРАЛЬНАЯ
МЕТОДОЛОГИЯ СОВЕЩАНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
13.1. Методы проведения совещаний и их функционал. . . . . . . . . 300
13.2. Роль и функции ведущего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
13.3. Концепция латерального мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
13.4. “Шесть шляп мышления” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
6
Стр.6