УДК 338.5
ББК 65.25
М12
Авторы:
М. Д. Магомедов — доктор экономических наук, профессор, Государственный
университет управления;
Е. Ю. Куломзина — кандидат экономических наук, доцент, Московский
городской педагогический университет;
В. В. Строев — доктор экономических наук, профессор, Государственный
университет управления.
Рецензенты:
Л. П. Силаева — доктор экономических наук, профессор, главный научный
сотрудник, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального
развития сельских территорий — Всероссийский научно-исследовательский
институт экономики сельского хозяйства (ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ);
Л. Т. Печеная — доктор экономических наук, доцент, профессор,
Российский биотехнологический университет.
М12
Магомедов, Магомед Даниялович.
Ценообразование : учебник для бакалавров / М. Д. Магомедов,
Е. Ю. Куломзина, В. В. Строев. — 7-е изд., перераб.
и доп. — Москва : Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К°», 2023. — 246 с.
ISBN 978-5-394-05463-1.
В учебнике раскрыты теоретические аспекты ценообразования,
рассмотрены методы ценообразования на товары в современной
рыночной экономике, изложены основы формирования ценовых
стратегий предприятия.
Особое внимание уделено характеристике принципов, факторов
и политики ценообразования, а также выявлению специфики
формирования цен в различных рыночных ситуациях.
Для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся
по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент», а также
специалистов по маркетингу.
УДК 338.5
ББК 65
ISBN 978-5-394-05463-1
2
© Магомедов М. Д., Куломзина Е. Ю.,
Строев В. В., 2023, с изменениями
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2023,
с изменениями
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Раздел 1. ЦЕНЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1. Экономическая сущность цены. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Основные положения теории цен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3. Функции цен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
1.4. Основные элементы цены. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Раздел 2. ВИДЫ ЦЕН В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ . . . . . . . . .47
Раздел 3. ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
3.1. Факторы, влияющие на уровень цен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
3.2. Закономерности ценообразования на разных типах
рынков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82
3.3. Полезность (ценность) товара как фактор
формирования его цены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
3.4. Взаимосвязь цен и объемов продаж
(эластичность спроса). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
3.5. Взаимозависимость издержек производства,
цены и прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
3.6. Взаимосвязь цены и качества продукции . . . . . . . . . . . . . . . 106
Раздел 4. ПОЛИТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
4.1. Процесс ценообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
4.2. Цели и принципы формирования политики
ценообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
4.3. Информационное обеспечение процесса
ценообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
4.4. Стратегии ценообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
3
Стр.3
Раздел 5. МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН
В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СИТУАЦИЯХ. . . . . . . . . . . 167
6.1. Ценообразование с учетом жизненного цикла товара . . 167
6.2. Пакетное ценообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
6.3. Ценообразование в рамках товарной линии . . . . . . . . . . . . . 175
6.4. Определение цен на товары-новинки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
6.5. Ценовые войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Раздел 7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКИДОК В СИСТЕМЕ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Раздел 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . 192
Раздел 9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЦЕН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
9.1. Роль и значение государственного регулирования
цен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
9.2. Методы воздействия государства на цены . . . . . . . . . . . . . . 208
9.3. Регулирование цен на продукцию предприятиймонополистов
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Раздел 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Раздел 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Раздел 3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Раздел 4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Раздел 5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Раздел 6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Раздел 7. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Раздел 8. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
Раздел 9. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
4
Стр.4