Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 567089)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Управление человеческими ресурсами (200,00 руб.)

0   0
Первый авторДейнека А. В.
АвторыБеспалько В. А.
ИздательствоМ.: ИТК "Дашков и К"
Страниц389
ID689274
АннотацияУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Менеджмент». В нем рассматриваются теоретические основы управления человеческими ресурсами и практика управления ими, а также научное использование человеческих ресурсов, внедрение современных тенденций в управлении персоналом, оплата и нормирование труда работников.
Кем рекомендованоУполномоченным учреждением Министерства образования и науки РФ — Государственным университетом управления в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация «бакалавр»)
Кому рекомендованоДля студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент», а также лиц, интересующихся современными тенденциями в управлении человеческими ресурсами.
ISBN978-5-394-02048-3
УДК005.95/.96(075.8)
ББК65.050.2я73
Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами : учебник / В.А. Беспалько; А.В. Дейнека .— Москва : ИТК "Дашков и К", 2018 .— 389 с. — (Учебные издания для бакалавров) .— ISBN 978-5-394-02048-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/689274 (дата обращения: 27.07.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Управление_человеческими_ресурсами_Учебник_для_бакалавров.pdf
Серия «Учебные издания для бакалавров» А. В. Дейнека, В. А. Беспалько УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Учебник Рекомендовано уполномоченным учреждением Министерства образования и науки РФ — Государственным университетом управления в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация «бакалавр») Регистрационный номер рецензии 259 от 19 июня 2012 г. (Федеральный институт развития образования) Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 2018 Москва 390
Стр.1
УДК 658.3 ББК 65.050.2я73 Д27 Авторы: А. В. Дейнека — кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента Краснодарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации; В. А. Беспалько — кандидат экономических наук, завкафедрой экономики и менеджмента Краснодарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Рецензенты: А. А. Воронов — доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и торгового дела, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»; Б. М. Жуков — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента организации, АНО ВПО «Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента». Дейнека А. В. Д27 Управление человеческими ресурсами: Учебник для бакалавров / А. В. Дейнека, В. А. Беспалько. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. — 392 с. ISBN 978-5-394-02048-3 Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Менеджмент». В нем рассматриваются теоретические основы управления человеческими ресурсами и практика управления ими, а также научное использование человеческих ресурсов, внедрение современных тенденций в управлении персоналом, оплата и нормирование труда работников. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент», а также лиц, интересующихся современными тенденциями в управлении человеческими ресурсами. ISBN 978-5-394-02048-3 © Дейнека А. В., Беспалько В. А., 2012 © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2012 391
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ . . . . . 10 1.1. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами . . . 10 1.2. Управление человеческими ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 1.3. Стратегическое управление человеческими ресурсами . . . . . . . . 22 1.4. Отличие управления человеческими ресурсами от управления персоналом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ. . . 37 2.1. Понятие, цели и принципы системы управления персоналом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 2.2. Рынок труда и способы его регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 2.3. Маркетинг человеческих ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 2.4. Интеграция вклада УЧР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 3. ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 3.1. Кадровое обеспечение системы управления человеческими ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 3.2. Управление компетенциями как средство реализации кадровой стратегии организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 3.3. Делопроизводственное обеспечение системы управления человеческими ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 3.4. Информационное обеспечение системы управления человеческими ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 3.5. Техническое обеспечение системы управления человеческими ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 3.6. Нормативно-методическое обеспечение системы управления человеческими ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 3.7. Правовое обеспечение системы управления человеческими ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 3
Стр.3
4. АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ . . . . . . . . . 107 4.1. Понятие и оценка кадрового потенциала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 4.2. Система показателей, характеризующих кадровый потенциал организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 4.3. Управление развитием кадрового потенциала . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 5. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 5.1. Влияние образования и культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 5.2. Теория атрибуции в составлении мнения о людях . . . . . . . . . . . . . 116 5.3. Наиболее значимые факторы для специалистов по УЧР . . . . . . 117 5.4. Основные понятия теории мотивации и ее развитие . . . . . . . . . . . 118 5.5. Проблемы, важность и значения приверженности. . . . . . . . . . . . . 132 5.6. Разнообразие, элементы и значение организационных культур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . 142 6.1. Цели планирования человеческих ресурсов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 6.2. Процесс планирования человеческих ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . 146 6.3. Методы планирования человеческих ресурсов. . . . . . . . . . . . . . . . . 147 6.4. Сущность прогнозирования потребности в персонале организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 7. ПРОЦЕСС ПОДБОРА, ОТБОРА И НАЙМА ПЕРСОНАЛА . . . . . . . . . 158 7.1. Процесс подбора персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 7.2. Источники и методы набора сотрудников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 7.3. Этапы отбора персонала в организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 7.4. Процесс приема персонала на работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 7.5. Перевод на другую работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 7.6. Увольнение с работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 8. АДАПТАЦИЯ, ОЦЕНКА И ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА . . . . . . . . . . . . . 185 8.1. Понятие адаптации, ее основные направления . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 8.2. Роль и значение первичной адаптации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 8.3. Профессиональная адаптация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192 8.4. Теория и практика оценки персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 8.5. Аттестация кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 8.6. Формирование резерва кадров и планирование деловой карьеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 4
Стр.4
8.7. Виды обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 8.8. Методы обучения персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 8.9. Оценка эффективности обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 8.10. Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223 9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 9.1. Оценка эффективности управления человеческими ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 9.2. Аудит человеческих ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226 9.3. Информационная система о человеческих ресурсах. . . . . . . . . . . 229 9.4. Коммуникации в организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231 9.5. Исследования в области управления персоналом . . . . . . . . . . . . . . 241 9.6. Оценка и измерение эффективности управления персоналом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 10. ОПЛАТА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕРСОНАЛА . . . . . . . . . . . . 252 10.1. Содержание деятельности по оплате работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 10.2. Процесс управления оплатой работника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254 10.3. Распределение ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258 10.4. Политика организации в области оплаты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 10.5. Правовые ограничения при разработке системы оплаты. . . . . 260 10.6. Системы оплаты работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 10.7. Премиальные системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 10.8. Нормирование труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 11. КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ, КОНФЛИКТЫ, УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 11.1. Природа конфликтов в организации, их виды и значение. . . . 270 11.2. Причины конфликтов и их устранение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273 11.3. Профилактика конфликтных ситуаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 11.4. Роль руководителя в конфликтных ситуациях . . . . . . . . . . . . . . . 279 11.5. Стили разрешения конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281 11.6. Конфликты в общественной и индивидуальной деятельности, национально-этнические конфликты, конфликты в сфере управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 11.7. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285 11.8. Роль конфликтов в социально-экономическом развитии. . . . . 286 11.9. Социальные и психологические мотивы конфликтов . . . . . . . . . 286 5
Стр.5
11.10. Типология конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 11.11. Управление конфликтом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288 11.12. Форма, структура и динамика конфликтов, пути и средства предупреждения и разрешения конфликтов . . . . . . . . . . 292 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 12. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 12.1. Лизинг и аутстаффинг персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 12.2. Аутсорсинг персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301 12.3. Контроллинг персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 12.4. Рынок логистики в сфере трудоустройства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ. . . . . . . . . . . . . . . 322 13.1. Занятость человеческих ресурсов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322 13.2. Государственная политика социальной защиты безработных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324 13.3. Теория и практика поиска работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 13.4. Трудовая миграция, прогноз численности человеческих ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 14. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ЛЮДЕЙ И ПРОЦЕССАМИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345 14.1. Управление поведением отдельных людей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345 14.2. Управление группами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350 14.3. Управление организациями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354 14.4. Международное управление человеческими ресурсами . . . . . 362 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368 15. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370 15.1. Политика и программы в отношении охраны труда человеческих ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370 15.2. Государственное регулирование охраны труда и техники безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373 15.3. Система управления охраной труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381 15.4. Аудит безопасности человеческих ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 15.5. Организация условий, обеспечивающих сохранение здоровья и безопасность человеческих ресурсов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386 ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически