Серия «Учебные издания для бакалавров»
И. Н. Кузнецов
УПРАВЛЕНИЕ
ПРОДАЖАМИ
Учебнопрактическое пособие
3е издание
Москва
Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°»
2018
Стр.1
УДК 658.8
ББК 65.29
У67
Рецензенты:
Е. А. Тихоненко — кандидат экономических наук, профессор;
Н. Л. Бондаренко — кандидат юридических наук, доцент.
У67
Управление продажами: Учебнопрактическое пособие
для бакалавров / Авт.сост. И. Н. Кузнецов. — 3е изд. — М.:
Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2018. —
492 с.
ISBN 9785394026409
В пособии обобщен передовой теоретический и практический
опыт по технике продаж ведущих иностранных и российских компа
ний и показана специфика работы на российском рынке в настоящих
условиях. Подробно раскрывается механизм управления продажами.
Рассматривается техника персональных продаж, приводится анализ
ошибок и даются рекомендации по всем этапам работы продавца от
поиска клиентов до завершения сделки. Советы, рекомендации, тех
ники и методики, несомненно, будут способствовать достижению всех
тех целей, которые ставит перед собой человек, занимаясь продажей
и распространением товаров и услуг.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению под
готовки «Торговое дело», а также директоров компаний, руководите
лей отделов продаж и менеджеров по продажам.
ISBN 9785394026409
© Кузнецов И. Н., 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......... ......................................................................................................................................................9
1. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ...................................................................................................13
1.1. Специфика рынка предприятий. Модели поведения
покупателей товаров производственного назначения ...........................................13
1.2. Факторы, влияющие на поведение покупателей
на рынке предприятий ..........................................................................................................................18
1.3. Факторы, определяющие поведение индивидуальных
потребителей .................................................................................................................................................23
1.4. Модели потребительского поведения ...........................................................................27
1.5. Управление поведением потребителей .......................................................................31
Сегментирование и удовлетворение потребителя .......................................31
Полный охват рынка ................................................................................................................34
Позиционирование товара и фирмы на рынке .................................................36
Возможности маркетинговой коммуникации ....................................................46
Ситуации покупки ......................................................................................................................56
1.6. Процесс принятия решения потребителями ..........................................................60
Осознание потребности и поиск .....................................................................................60
Выбор альтернатив ...................................................................................................................65
Покупка ...............................................................................................................................................67
Потребление ....................................................................................................................................71
1.7. Потребительский экстремизм ..............................................................................................75
Социальные нормы поведения потребителей ....................................................75
Проявления потребительского экстремизма .....................................................78
2. УСЛОВИЯ ПРОДАЖ ................................................................................................................................83
2.1. Типы клиентов ....................................................................................................................................83
Думающий клиент ......................................................................................................................83
Клиент, говорящий “да” ........................................................................................................83
Клиент, говорящий “нет” .....................................................................................................84
Равнодушный клиент ..............................................................................................................84
Любопытный клиент ................................................................................................................85
Добродушный клиент ..............................................................................................................85
Клиент, который “знает все лучше других” .......................................................85
Трусливый клиент .....................................................................................................................86
Клиент-нахал .................................................................................................................................87
2.2. Поиск покупателей .........................................................................................................................87
Активные и пассивные продажи ...................................................................................88
Активные продажи ...................................................................................................................89
3
Стр.3
Создание клиентской базы .................................................................................................90
Пассивные продажи .................................................................................................................95
2.3. Подготовка и планирование...................................................................................................97
Подготовка ........................................................................................................................................97
Планирование ............................................................................................................................. 100
2.4. Условия продаж .............................................................................................................................. 104
Продажи по телефону ......................................................................................................... 104
Телефон: возможности и опасности ................................................................. 104
Вам звонит клиент: 10 правил ............................................................................... 107
Вы звоните клиенту: 10 правил ............................................................................ 113
Разговор по телефону с лицом, принимающим решение .............. 119
Особенности общения по телефону ................................................................... 121
Продажи в пределах торгового пространства ................................................ 122
Техника продаж ................................................................................................................. 122
2.5. Продавец ................................................................................................................................................ 125
Как мотивировать продавца ........................................................................................... 125
Мифы о продавцах и продажах .................................................................................. 128
3. ТЕХНИКА ПРОДАЖ ............................................................................................................................. 132
3.1. Школа продаж ................................................................................................................................. 132
Бизнес вашего клиента ....................................................................................................... 132
Что покупает клиент ...................................................................................................... 132
Потребности клиента ..................................................................................................... 133
Типы клиентов ..................................................................................................................... 135
Всегда ли клиент прав? ................................................................................................ 136
Работа с возражениями ...................................................................................................... 144
Принятие решения о покупке ....................................................................................... 146
“Дожим” клиента ..................................................................................................................... 147
Сопровождение (ведение) клиента........................................................................... 149
Использование нестандартных методов ............................................................. 151
Как повысить уверенность в себе .............................................................................. 154
Работа с клиентами ................................................................................................................ 154
“Игральные карты” ................................................................................................................ 158
3.2. Персональные продажи .......................................................................................................... 159
Эволюция персональных продаж. Типы продавцов ................................. 161
Задачи, принципы и функции персональных продаж ............................ 164
Функции персональных продаж ......................................................................... 166
Современные проблемы в продажах и особенности
их осуществления на российском рынке ............................................................ 168
Успех персональных продаж ........................................................................................ 170
Внешний вид продавца ....................................................................................................... 172
4
Стр.4
Отношение к продажам ...................................................................................................... 172
Mobing ................................................................................................................................................ 178
Знание своего бизнеса .......................................................................................................... 179
Адаптация к типам клиентов ................................................................................. 180
Деловой тип клиента ............................................................................................................. 181
Психологический тип клиента ..................................................................................... 182
Владение техникой персональных продаж ...................................................... 185
3.3. Как научиться технике продаж ....................................................................................... 186
Поиск клиентов .......................................................................................................................... 188
Клиентская пирамида ................................................................................................... 188
Принципы поиска клиентов ..................................................................................... 189
Методы поиска клиентов................................................................................................... 193
Установление отношений с клиентом .................................................................... 199
Информация о клиенте ................................................................................................ 199
Назначение встречи. Эффект “вступления” ............................................ 200
Тактика “прорыва” по телефону ......................................................................... 203
Принципы успешного “прорыва” по телефону ...................................... 204
Как правильно завершить телефонный звонок
и договориться о личной встрече ........................................................................ 205
Визит к клиенту. Визуальная оценка.............................................................. 207
Принцип “3 х 12” ................................................................................................................ 209
Принцип AIDA .................................................................................................................... 210
Визит к клиенту. Вербальная оценка .............................................................. 212
Умение задавать вопросы ................................................................................................ 213
Стратегия постановки вопросов ........................................................................... 216
Техника постановки вопросов. Метод SPIN .............................................. 218
Ситуационные вопросы (Situation) .................................................................... 220
Извлекающие вопросы (Implication) ............................................................... 221
Направляющие вопросы (Need payoff).......................................................... 222
Методы активного слушания .................................................................................. 223
Проведение презентации .................................................................................................. 225
Структура и основные условия проведения успешной
презентации ........................................................................................................................... 225
Отличная подготовка ..................................................................................................... 226
Вступление по принципу BANG ......................................................................... 229
Правила продажи преимуществ ......................................................................... 230
Основные приемы проведения презентации ............................................ 232
Проявление личного энтузиазма ........................................................................ 236
Инструменты продаж .......................................................................................................... 237
Принцип FACTAI ............................................................................................................. 237
Книга продаж........................................................................................................................ 238
5
Стр.5
Технические средства ................................................................................................... 240
Образцы продукции ........................................................................................................ 241
Рекламные материалы ................................................................................................. 241
Ручка/калькулятор ........................................................................................................ 241
Карточка информации о клиенте ....................................................................... 242
Факты и преимущества ............................................................................................... 242
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДАЖ ............................................................................................................. 244
4.1. Роль отдела продаж компании ......................................................................................... 244
Критерии оценки деятельности отдела продаж .......................................... 244
Количество денег, поступающих в компанию ......................................... 244
“Качества” людей, взаимодействующих с компанией .................... 245
Что и кому продает отдел продаж ............................................................................ 247
Что руководитель отдела продает своей компании ........................... 247
Что сотрудники отдела “продают” клиенту ............................................. 248
Пять вопросов для определения “роли” в компании ......................... 249
4.2. Коммерческое общение ........................................................................................................... 251
Анатомия заключения сделки ...................................................................................... 251
Подготовка к коммерческой беседе ......................................................................... 252
Структура коммерческой беседы .............................................................................. 254
Установление контакта ...................................................................................................... 255
Наука располагать к себе .................................................................................................. 255
Диагностика клиента ............................................................................................................ 256
Сбор информации .................................................................................................................... 258
Выяснение потребностей клиента ..................................................................... 258
Задайте правильный вопрос! .................................................................................. 259
Получите от клиента пять “да” — и сделка ваша! .............................. 260
Вопрос-“ёжик” .................................................................................................................... 261
Открытые вопросы .......................................................................................................... 261
Закрытые вопросы ........................................................................................................... 262
Техника активного слушания ................................................................................ 264
Демонстрация товара (услуг) ........................................................................................ 267
Мотивирование клиента ............................................................................................. 267
Говорите на языке клиента ...................................................................................... 268
Потребности: где начинается мотивация ..................................................... 270
Аргументация и нейтрализация возражений ................................................ 272
Как успешно нейтрализовать возражения? ............................................. 274
Почему клиент возражает? ...................................................................................... 275
Аргументы — дело техники ........................................................................................... 275
Полюбите слово “нет” ................................................................................................... 276
6
Стр.6
Принятие решения и заключение договора .............................................. 277
Переговоры о цене. Торг..................................................................................................... 278
Типы работы продавцов в ценовых переговорах .................................. 279
Приемы обоснования цены ....................................................................................... 281
Уловки и хитрости во время переговоров ................................................... 282
Переговоры по телефону................................................................................................... 286
Минута, которая сбережет час ............................................................................. 287
Вам звонит клиент ............................................................................................................ 287
Вы звоните клиенту ........................................................................................................ 289
Характеристика собеседника по его манере говорить ..................... 290
4.3. Планирование продаж .............................................................................................................. 293
Планка продаж .......................................................................................................................... 293
Что делать, когда ставят явно завышенный план ................................ 294
Как планирование может гарантировать выплату .....................................
вознаграждения ................................................................................................................. 297
4.4. Составление коммерческого предложения........................................................... 298
Что гарантирует успех коммерческого предложения ............................ 298
Как избежать типичных ошибок коммерческого
предложения ......................................................................................................................... 299
Составление коммерческого предложения ....................................................... 304
Определяем “формат” .................................................................................................. 304
Составление письменного заявления .............................................................. 305
Цель последующей работы ............................................................................................. 309
4.5. Каналы сбыта .................................................................................................................................... 310
Распределяй и властвуй! .................................................................................................. 310
Какие возможности открывают каналы сбыта..............................................312
“Канализация” сбыта ........................................................................................................... 312
Три причины для начала развития сбытовой сети .................................... 313
Свято место пусто не бывает ................................................................................... 313
Партнеры по прибыли .................................................................................................. 314
Продажные связи — это живые деньги ........................................................ 314
Три проблемы при взаимодействии с каналами сбыта
и как их решать ......................................................................................................................... 315
Опять человеческий фактор, или “Я не халявщик,
а партнер!” .............................................................................................................................. 315
Опять денежный вопрос, или Когда “торг неуместен!” .................. 316
Опять про коллектив отдела продаж,
или “Кадры решают все!” .......................................................................................... 318
Что можно сделать, чтобы получить приемлемые условия
работы для менеджеров отдела продаж ....................................................... 319
Почему важно учитывать динамику развития ...................................... 319
7
Стр.7
По какому принципу организовать структуру отдела
продаж ........................................................................................................................................ 322
Информационная поддержка продаж ............................................................ 328
Что делать, если конкурент уже занял канал сбыта.........................330
Куда может привести развитие отношений
с торговым партнером? ................................................................................................ 331
5. БРЕНД........................... ...................................................................................................................................... 333
5.1. Структурные компоненты успешного бренда .................................................... 333
5.2. Название ................................................................................................................................................ 342
5.3. Создание образа .............................................................................................................................. 352
Использование фонетических средств языка ................................................ 353
Каламбур легко запомнить, но трудно придумать ..................................... 356
Модные названия ..................................................................................................................... 361
Создайте яркие ассоциации ........................................................................................... 366
5.4. Слоган....................................................................................................................................................... 371
5.5. Упаковка товара ............................................................................................................................. 380
5.6. Принципы успешного продвижения бренда........................................................ 387
6. РЕКЛАМА................... ..................................................................................................................................... 395
6.1. Рекламная деятельность ........................................................................................................ 395
Рекламная политика ............................................................................................................. 397
Каналы распространения рекламы ......................................................................... 400
Место и роль PR в деятельности фирмы ............................................................ 400
Стратегические вопросы продвижения ............................................................... 402
Рекламная концепция .......................................................................................................... 403
6.2. Воздействие рекламных обращений ........................................................................... 405
6.3. Особенности рекламы ............................................................................................................... 409
Реклама на радио ..................................................................................................................... 409
Преимущества и недостатки печатной рекламы......................................... 417
Наружная реклама должна везде настигать потребителя ................. 424
Видеообразы — сильный ход успешного брендинга ................................ 432
Интернет .......................................................................................................................................... 440
6.4. Какую дать рекламу ................................................................................................................... 449
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Как превратить посетителя в покупателя .......................................................477
2. Как находить клиентов .......................................................................................................480
3. Бизнес по правилам ...............................................................................................................483
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................ 489
8
Стр.8