Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Теоретические основы товароведения и экспертизы (200,00 руб.)

0   0
Первый авторРайкова Е. Ю.
ИздательствоМ.: ИТК "Дашков и К"
Страниц412
ID689205
АннотацияВ учебнике изложены теоретические основы товароведения и экспертизы. Даны сведения о классификации и ассортименте товаров. Подробно рассмотрены основные категории товароведения: потребительная стоимость, потребности, потребительские свойства, показатели качества, уровень качества, контроль качества. Особое внимание уделено методам определения показателей качества. Представлен порядок проведения экспертизы товаров. Все вопросы рассмотрены с учетом современного подхода к проблемам и целям товароведения, а также в соответствии с программой подготовки бакалавров.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением вузов России по образованию в области товароведения и экспертизы товаров в качестве учебника для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Товароведение» и «Торговое дело» (квалификация — бакалавр)
Кому рекомендованоДля студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Товароведение» и «Торговое дело», а также слушателей институтов повышения квалификации и работников коммерческих структур, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения и оценочной деятельности.
ISBN978-5-394-04343-7
УДК620.2
ББК30.609
Райкова, Е.Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы : учебник / Е.Ю. Райкова .— 4-е изд., стер. — Москва : ИТК "Дашков и К", 2021 .— 412 с. — (Учебные издания для бакалавров) .— ISBN 978-5-394-04343-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/689205 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теоретические_основы_товароведения_и_экспертизы.pdf
УДК 620.2 ББК 30.609 Р18 Е. Ю. Райкова — кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения и товарной экспертизы РЭУ им. Г. В. Плеханова. Рецензенты: Автор: А. И. Сапожникова — доктор технических наук, профессор; А. А. Угрюмова — доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшего образования РФ. Р18 Райкова Е. Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / Е. Ю. Райкова. — 4-е изд., стер. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. — 412 с. ISBN 978-5-394-04343-7 В учебнике изложены теоретические основы товароведения и экспертизы. Даны сведения о классификации и ассортименте товаров. Подробно рассмотрены основные категории товароведения: потребительная стоимость, потребности, потребительские свойства, показатели качества, уровень качества, контроль качества. Особое внимание уделено методам определения показателей качества. Представлен порядок проведения экспертизы товаров. Все вопросы рассмотрены с учетом современного подхода к проблемам и целям товароведения, а также в соответствии с программой подготовки бакалавров. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Товароведение» и «Торговое дело», а также слушателей институтов повышения квалификации и работников коммерческих структур, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения и оценочной деятельности. ISBN 978-5-394-04343-7 © Райкова Е. Ю., 2011 © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2011 415
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Глава 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.1. Предмет и содержание товароведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.2. Методы товароведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 1.3. Основные категории товароведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 1.4. Этапы становления товароведения как научной дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 1.5. Связь товароведения с другими науками и научными дисциплинами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 1.6. Современные задачи, стоящие перед товароведением . . . . . . 34 Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ . . . . . 37 2.1. Классификация товаров, ее цели и задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 2.2. Общие правила и методы классификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 2.3. Основные классификационные признаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 2.4. Виды классификации товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 2.5. Кодирование товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 2.6. Виды классификаторов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 2.7. Штриховое кодирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 Глава 3. АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ. УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 3.1. Понятие ассортимента, его виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 3.2. Основные характеристики ассортимента товаров . . . . . . . . . . 84 3.3. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 3.4. Управление ассортиментом товаров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Глава 4. КАЧЕСТВО ТОВАРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 4.1. Понятие качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 4.2. Потребности и требования к качеству товаров . . . . . . . . . . . . . . 94 3
Стр.3
4.3. Факторы, обеспечивающие качество товаров. . . . . . . . . . . . . . . 104 4.4. Факторы, влияющие на формирование качества товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 4.5. Факторы, способствующие сохранению качества товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 Глава 5. СВОЙСТВА ТОВАРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 5.1. Понятие свойств товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 5.2. Химические свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 5.3. Физические свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 5.3.1. Внешние характеристики материалов и изделий . . . . 146 5.3.2. Механические свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 5.3.3. Теплофизические свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 5.3.4. Оптические свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 5.3.5. Акустические свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 5.3.6. Электрические свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 5.4. Физико-химические свойства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 5.4.1. Сорбционные свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 5.4.2. Свойства, характеризующие проницаемость. . . . . . . . . 180 5.5. Биологические свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 Глава 6. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ТОВАРОВ. . . . . . . . . . . 188 6.1. Номенклатура потребительских свойств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 6.2. Функциональные свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 6.3. Свойства надежности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196 6.4. Эргономические свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 6.5. Эстетические свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 6.6. Свойства безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 6.7. Экологические свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 Глава 7. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 Глава 8. ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТОВАРОВЕДЕНИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249 8.1. Виды товароведной оценочной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . 249 8.2. Контроль качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254 8.3. Количественные характеристики продукции. . . . . . . . . . . . . . . 258 8.4. Виды испытаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 8.5. Правила отбора проб (выборок) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 4
Стр.4
8.5.1. Основные принципы отбора проб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 8.5.2. Методы отбора проб (выборок) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268 8.6. Виды контроля качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273 8.7. Оценка уровня качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 Глава 9. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285 9.1. Классификация методов определения показателей качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285 9.2. Объективные методы определения показателей качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 9.2.1. Измерительный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 9.2.2. Регистрационный метод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 9.2.3. Расчетный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 9.2.4. Метод опытной эксплуатации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 9.2.5. Статистические методы контроля качества . . . . . . . . . . 294 9.3. Эвристические методы определения показателей качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 9.3.1. Органолептический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 9.3.2. Экспертный метод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 9.3.3. Социологический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303 Глава 10. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . 308 10.1. Общие требования к информации для потребителей . . . . . 308 10.2. Информация о непродовольственных товарах . . . . . . . . . . . . 313 10.3. Информация о продовольственных товарах . . . . . . . . . . . . . . . 317 10.4. Маркировка товаров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 Глава 11. ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 11.1. Общие сведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 11.2. Отличительные особенности экспертизы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351 11.3. Классификация экспертизы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353 11.4. Виды экспертизы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 11.5. Участники экспертизы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 11.6. Порядок проведения экспертизы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 11.7. Требования к составлению акта экспертизы . . . . . . . . . . . . . . 373 АКТ ЭКСПЕРТИЗЫ № _________ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381 5
Стр.5
Глава 12. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ . . . . . . . . . . . . 385 12.1. Основные положения Закона РФ “О защите прав потребителей”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 12.2. Мировое соглашение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391 ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 ПРИЛОЖЕНИЯ: Приложение 1. Образец искового заявления в суд. . . . . . . . . . . . . . 398 Приложение 2. Образец заявления об обнаружении недостатков в товаре. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400 Приложение 3. Образец заявления о нарушении сроков начала работ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401 Приложение 4. Штрафы за нарушение прав потребителей . . . 402 Приложение 5. Перечень непродовольственных товаров ненадлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405 Приложение 6. Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407 Приложение 7. Порядок предъявления и выполнения требований для товара с недостатками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408 Приложение 8. Сроки выполнения требований относительно работы (услуги). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.