Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Прикладные методы оценки и выбора решений в стратегических задачах инновационного менеджмента (200,00 руб.)

0   0
Первый авторБалыбердин В. А.
АвторыБелевцев А. М., Бендерский Г. П.
ИздательствоМ.: ИТК "Дашков и К"
Страниц240
ID689135
АннотацияВ настоящей книге рассмотрено текущее состояние методологии оценки решений в рассматриваемой области и предложены методы и алгоритмы решения типичных задач поддержки принятия решений.
Кому рекомендованоДля руководителей разного уровня, занимающихся вопросами обоснования и выбора различного рода решений при инновационном развитии высокотехнологичных предприятий и внедрении новых технологий. Книга может быть полезна аспирантам, магистрантам и студентам соответствующих направлений подготовки, а также лицам, интересующимся новыми направлениями развития в науке и технике.
ISBN978-5-394-04878-4
УДК338.24
ББК65
Балыбердин, В.А. Прикладные методы оценки и выбора решений в стратегических задачах инновационного менеджмента / А.М. Белевцев, Г.П. Бендерский; В.А. Балыбердин .— 5-е изд., стер. — Москва : ИТК "Дашков и К", 2022 .— 240 с. — ISBN 978-5-394-04878-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/689135 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Прикладные_методы_оценки_и_выбора_решений_в_стратегических_задачах_инновационного_менеджмента.pdf
УДК 338.24 ББК 65 Б21 Авторы: В. А. Балыбердин — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; А. М. Белевцев — доктор технических наук, профессор; Г. П. Бендерский — доктор технических наук, профессор. Рецензенты: В. В. Панов — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ; В. Д. Киселев — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Балыбердин В. А. Б21 Прикладные методы оценки и выбора решений в стратегических задачах инновационного менеджмента / В. А. Балыбердин, А. М. Белевцев, Г. П. Бендерский. — 5-е изд., стер. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2022. — 240 с. ISBN 978-5-394-04878-4 В настоящей книге рассмотрено текущее состояние методологии оценки решений в рассматриваемой области и предложены методы и алгоритмы решения типичных задач поддержки принятия решений. Для руководителей разного уровня, занимающихся вопросами обоснования и выбора различного рода решений при инновационном развитии высокотехнологичных предприятий и внедрении новых технологий. Книга может быть полезна аспирантам, магистрантам и студентам соответствующих направлений подготовки, а также лицам, интересующимся новыми направлениями развития в науке и технике. ISBN 978-5-394-04878-4 © Балыбердин В. А., Белевцев А. М., Бендерский Г. П., 2014 © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2014 243
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1 ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ . . . . . . . . . . . . . 9 1.1 Анализ направлений развития высоких технологий в условиях перехода к шестому технологическому укладу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.2 Общая характеристика и основные особенности задач стратегического менеджмента в условиях смены технологических укладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 1.3 Общая процедура стратегического анализа . . . . . . . . . . . . . . . . 18 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 2.1 Анализ макросреды предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 2.2 Анализ микросреды предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 2.2.1 Портфельный анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 2.2.2 Анализ на основе матрицы БКГ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 2.2.3 Анализ на основе матрицы “Мак-Кинзи” — матрицы “привлекательность отрасли — стратегическое положение компании”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 2.2.4 Анализ на основе модели PIMS (воздействие на прибыль маркетинговой стратегии). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 2.2.5 Анализ на основе построения отраслевой матрицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 2.2.6 Анализ и оценка привлекательности отраслей, представленных в бизнес-портфеле предприятия . . . . . . . 38 2.2.7 Анализ и оценка конкурентоспособности компании в отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 2.2.8 Анализ на основе матрицы “привлекательность отрасли — конкурентоспособность компании” . . . . . . . . . . . 42 3
Стр.3
2.2.9 Анализ уровня конкуренции в отрасли на основе построения матрицы М. Портера . . . . . . . . . . . . . . . 45 2.3 Анализ внутренней среды предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 2.3.1 Ресурсный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 2.3.2 Анализ цепочки создания ценностей по М. Портеру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 2.3.3 Анализ на основе построения матрицы “Мак-Кинзи 7-S” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 2.3.4 Построение матрицы IFAS — таблицы результатов обобщенного анализа внутренних факторов . . . . . . . . . . . . . . 53 2.4 Анализ направлений развития предприятия . . . . . . . . . . . . . . 56 2.4.1 SWOT-анализ — оценка собственной ситуации на основе соотнесения внешних возможностей и угроз с собственными сильными и слабыми сторонами . . . 56 2.4.2 OTSW-анализ — обратная версия SWOT-анализа — оценка альтернативных направлений развития предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 2.4.3 Количественный OTSW-анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 2.4.4 Проблема количественной оценки решений в задачах стратегического анализа направлений инновационного развития высокотехнологичных предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 2.5 Информационно-аналитические системы мониторинга и стратегического анализа инновационных направлений развития предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 2.5.1 Структурно-функциональная организация информационно-аналитических систем мониторинга . . . . 71 2.5.2 Организация параллельного мониторинга направлений развития науки, техники и технологий в открытых источниках информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА РЕШЕНИЙ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НЕЧЕТКОСТИ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ . . . . . . . . . . . . 80 3.1 Общая характеристика методов оценки решений в условиях неопределенности и нечеткости исходной информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 3.2 Нечеткое описание задач принятия решений . . . . . . . . . . . . . . 81 3.3 Анализ существующих подходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 3.3.1 Методы ELECTRE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 4
Стр.4
3.3.2 Методы на базе построения функции полезности . . . 87 3.3.3 Метод поиска наиболее недоминируемой альтернативы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 3.3.4 Методы на базе построения матриц парных сравнений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 3.4 Метод анализа иерархий как наиболее апробированный и удобный в практическом использовании аппарат оценки альтернативных решений в условиях неопределенности . . . . 95 3.4.1 Основные положения метода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 3.4.2 Особенности реализации задачи поддержки принятия решений при использовании МАИ . . . . . . . . . . . . . 98 3.4.3 Организация проведения экспертного оценивания альтернативных решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 3.5 Модификации и развитие МАИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 3.6 Прикладные задачи оценки и выбора решений в процессе инновационной деятельности руководства высокотехнологичного предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 3.6.1 Использование МАИ при обосновании нововведений в системе обеспечения безопасности. . . . . . 114 3.6.2 Применение МАИ при оценке инновационных проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 3.6.3 Использование МАИ для оценки конкурентоспособности предприятий (организаций) при распределении заказов на создание (разработку) специальных изделий в рамках реализации инновационного проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 3.6.4 Использование МАИ для оценки качества и выбора компонентов информационно-лингвистического обеспечения специализированной АСУ при решении вопросов ее инновационного развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 4 ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА . . . . . . 152 4.1 Общий подход к построению оптимизационных моделей в стратегических задачах инновационного менеджмента. . . . 152 4.2 Модели оптимизации в рамках построения и совершенствования технологических процессов . . . . . . . . . . . 164 4.2.1 Обоснование структурной организации подсистем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 4.2.2 Оптимизация распределения нагрузки при реализации взаимодействий в системе . . . . . . . . . . . . . . 170 5
Стр.5
4.2.3 Модель взаимодействия обрабатывающих узлов . . . . 179 4.3 Методы поиска решений в моделях оптимизации на базе использования генетических алгоритмов оптимизации. . . . . . 186 4.3.1 Анализ и общая оценка задач псевдобулевого математического программирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 4.3.2 Построение формализованного представления задач переборного типа средствами популяционной генетики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 4.3.3 Анализ разновидностей генетических алгоритмов и их общая оценка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 4.3.4 Обоснование общей структуры комбинированного алгоритма и содержания его отдельных процедур. . . . . . . 195 4.4 Решение задач оптимизации на базе эвристических и генетических технологий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 4.4.1 Некоторые общие принципы построения генетических алгоритмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 4.4.2 Алгоритмы формирования начальной популяции в задачах оптимизации информационных процессов . . . 208 4.4.3 Алгоритмы воспроизводства вариантов решений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 4.4.4 Алгоритмы процедур мутации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226 4.4.5 Алгоритмы процедур естественного отбора. . . . . . . . . 230 4.4.6 Формирование популяции поколений . . . . . . . . . . . . . . . 234 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.