Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Информационные технологии в социальной сфере (200,00 руб.)

0   0
Первый авторГасумова С. Е.
ИздательствоМ.: ИТК "Дашков и К"
Страниц311
ID688978
АннотацияВ учебном пособии дан теоретико-методологический анализ процесса информатизации социальной сферы, рассмотрены основные направления технологизации информационного пространства социальной сферы в современных условиях и опыт практического использования информационных технологий в различных областях социальной работы в России и за рубежом.
Кем рекомендованоУМО по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа»
Кому рекомендованоДля студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Социальная работа», «Организация работы с молодежью» и «Социология».
ISBN978-5-394-03642-2
УДК316.42:004(075.8)
ББК521.2я73
Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере : учеб. пособие / С.Е. Гасумова .— 6-е изд., стер. — Москва : ИТК "Дашков и К", 2020 .— 311 с. : ил. — (Учебные издания для бакалавров) .— ISBN 978-5-394-03642-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/688978 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Информационные_технологии_в_социальной_сфере.pdf
УДК 316.42:004(075.8) ББК 521.2я73 Г22 Рецензенты: Е. К. Хеннер — доктор физико-математических наук, профессор Пермского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ; Б. Г. Путиевский — директор ГУП «Информационно-вычислительный центр Правительства Пермского края»; А. В. Кубышкин — доцент, директор Пермского регионального центра информатизации. Гасумова С. Е. Г22 Информационные технологии в социальной сфере: Учебное пособие для бакалавров / С. Е. Гасумова. — 6-е изд., стер. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 310 с. ISBN 978-5-394-03642-2 В учебном пособии дан теоретико-методологический анализ процесса информатизации социальной сферы, рассмотрены основные направления технологизации информационного пространства социальной сферы в современных условиях и опыт практического использования информационных технологий в различных областях социальной работы в России и за рубежом. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Социальная работа», «Организация работы с молодежью» и «Социология». Пособие является лауреатом конкурса на лучшую научную книгу, проводимого Фондом развития отечественного образования. Подписано в печать 10.09.2019. Формат 60×84 1/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 19,5. Тираж 100 экз. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732 Тел.: 8 (495) 668-12-30, 8 (499) 183-93-23 E-mail: sales@dashkov.ru — отдел продаж; office@dashkov.ru — офис; http://www.dashkov.ru ISBN 978-5-394-03642-2 © Гасумова С. Е., 2013 © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2013 313
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Глава 1. Феномен информатизации современного общества. . . . 11 1.1. Концепции постиндустриального и информационного общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.2. Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.3. Государственная политика и деятельность неправительственных организаций по формированию и развитию информационного общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 1.4. Понятие информатизации социальной сферы общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 1.5. Предпосылки информатизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 1.6. Государственная политика России в области информатизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Вопросы для самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Глава 2. Этические и социальные проблемы информатизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 2.1. Этические проблемы внедрения новых информационных технологий в социальную сферу. . . . . . . . . 52 2.2. Проблема адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 2.3. Социально-психологические и соматические проблемы информатизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 2.4. Проблема языковой коммуникации в условиях информатизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 3
Стр.3
2.5. Проблема информационной безопасности личности, общества, государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 2.6. Социально-культурные проблемы информатизации. . . 81 Вопросы для самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 Раздел II. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Глава 3. Основы теории информации и информационной технологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 3.1. Понятия “информация” и “информационные ресурсы” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 3.2. Понятие и структура коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 3.3. История развития и понятие информационных технологий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 3.4. Новые информационные технологии и современные средства их реализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 Вопросы для самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Глава 4. Информатизация в социальной политике и управлении социальной сферой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 4.1. Социальные аспекты государственной политики в области информационных ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 4.2. Преодоление информационного неравенства . . . . . . . . . . 113 4.3. Формирование единого информационного пространства в социальной сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 4.4. Интернет-технологии в управлении социальной сферой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Вопросы для самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Глава 5. Зарубежный опыт информатизации социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 5.1. Компьютеризованное интервью с клиентами и прямое взаимодействие клиента с компьютером в зарубежной практике социальной работы. . . . . . . . . . . . . . . . 153 5.2. Автоматизированные системы поддержки принятия решений, информационно-справочных услуг и управления в социальной работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 5.3. Автоматизированные технологии взаимодействия органов власти с населением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 4
Стр.4
Вопросы для самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Глава 6. Информационные технологии дистанционного обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 6.1. Понятие информатизации образования . . . . . . . . . . . . . . . . 172 6.2. Понятие дистанционного образования и дистанционного обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 6.3. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Вопросы для самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192 Раздел III. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Глава 7. Интегрированные информационные системы в социальной сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 7.1. Система автоматизированного учета населения России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 7.2. Федеральные регистры получателей государственных услуг в социальной сфере . . . . . . . . . . . . . . . 204 7.3. Интегрированная информационная система учета и предоставления льгот гражданам на основе электронных карт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 7.4. Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227 Вопросы для самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 Глава 8. Программные средства автоматизации управленческой деятельности в социальной сфере в России. . . .236 8.1. Автоматизированная информационная система “Адресная социальная помощь”: назначение и функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 8.2. Автоматизированная информационная система “Региональное социальное законодательство”. . . . . . . . . . . . . 245 8.3. Автоматизированная информационная система расчета прожиточного минимума: назначение и функции . . . 249 8.4. Программный комплекс “Модельные методики автоматизированного учета доходов и уровня жизни населения”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 5
Стр.5
8.5. Автоматизированные технологии анализа данных в государственном управлении на основе программного обеспечения SPSS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253 Вопросы для самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 ПРИЛОЖЕНИЯ: 1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО САМОПОМОЩИ (гражданские приложения) . . . . . . . . . . . . . 264 2. ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ с использованием сети Интернет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 3. ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ по подготовке сообщений с использованием новых информационных технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275 4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 5. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290 6. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.